Фото к тексту_фото из соцсетей

Ночь с 26 на 27 августа для многих дагестанцев оказалась очень длинной. Довольно сильные толчки почувствовали все, кто не спал. Да и многие из тех, кто спал, проснулись от толчков. Пара из них была довольно сильными. Первое, что делали люди, – это выходили на улицу. И засыпающая Махачкала вдруг неожиданно наполнилась движением по всем направлениям. Первые новости успокаивали – жертв и разрушений нет.

Магомедтагир Муртазалиев

Итак, с самого начала. Всё началось около 23:33 26 августа 2025 года. Именно в это время мы и узнали, что в Дагестане произошло землетрясение. Его эпицентр находился в акватории Каспийского моря. Информация о его точных координатах расходится – в 35-ти или 51-м километре севернее Дербента. По магнитуде тоже поступили разные данные. Геологическая служба США (USGS) оценила ее в 5,4 балла, Европейско-средиземноморский сейсмологический центр (EMSC) – в 5,5. Глубину они указали одинаковую – 10 километров. А вот дежурные специалисты Дагестанской геофизической службы РАН зафиксировали, что толчки исходили с глубины 30-ти километров, а магнитуда составила 5,9.

Разные сейсмостанции по-разному указали эпицентр и магнитуду землетрясения (возле Каспийска толчки произошли еще утром). При этом надо понимать, что ко всему прочему люди, выскочив на улицу с тем, что им пришло в голову забрать из дома, были лишены мобильного интернета. Все боялись новых толчков стихии и сидели в полном неведении. В тот самый момент, когда самые популярные используемые сети в Дагестане были сознательно заблокированы, и связаться с теми, кого мы считаем своими близкими и родными, было сложно из-за перегруженных сетей. Отключенная, плохо работающая связь, безусловно, добавляла тревожности в данной ситуации. Кстати, это ещё одна причина того, почему в современном цифровом обществе нельзя обрывать установившиеся каналы связи между гражданами. Данные каналы – это всегда социальный феномен, который, как правило, нельзя повторить искусственно. При всём желании «Мах» не заместит тех, кого подрезали. А это означает, что и у государства не будет каналов быстрой связи с обществом, дабы информировать его о том, что нужно бывает сделать быстро. Стоило ли из-за звонящих мошенников идти на такие жертвы – сейчас большой вопрос.

***

Официальные сообщения можно было увидеть только утром. Сергей Меликов в своём телеграм-канале написал следующее: «Вчера в Дагестане произошло землетрясение магнитудой 5,9. Жертв и разрушений нет. Все социальные объекты работают в штатном режиме. С первых минут власти и спасательные службы были готовы оказать помощь, больницы – принять пострадавших. К счастью, обошлось без серьезных последствий.

Отрадно было видеть сознательность людей: многие выходили на улицу, соблюдали правила безопасности, помогали друг другу. Взаимовыручка и неравнодушие – качества, которые всегда проявляются у дагестанцев в подобных ситуациях.

Хочу обратиться к «специалистам» в сфере строительства, которые пренебрегают нормами безопасности. Вчерашний день должен стать для вас серьезным предупреждением! В Махачкале уже ведется системная работа: незаконные постройки сносятся, а разрешение на новое строительство невозможно получить без доказательства его безопасности. Да, такие решения не всегда популярны. Но давайте смотреть шире: кто возьмёт на себя ответственность, если завтра от чьей-то беспечности пострадают люди?

Уважаемые дагестанцы! Мы должны помнить, что наша республика находится в сейсмически активной зоне. Не забывайте правила поведения при землетрясении!»

Есть, конечно, вопросы по поводу сноса незаконного жилья, а ещё больше по поводу строительства новых многоэтажек, но это уже на совести у тех, кто готовил этот текст главы республики.

«Сейсмическое событие на поверхности ощущалось по всей территории республики, – подтвердили в Главном управлении МЧС России по Дагестану. – Но объекты соцкультбыта функционируют в штатном режиме».

Спасибо ГУ МЧС России за оперативную реакцию и за то, что напомнили правила поведения при землетрясениях! Это очень ценно. Потому что всегда думаешь, что знаешь и помнишь, что надо делать, а тут, когда стало трясти, то всё забыл. При всём при этом, лично мне хотелось бы, чтобы в эфир вышел министр строительства Дагестана и сказал: не бойтесь, дома в которых вы живёте, проверены и рухнуть от такого землетрясения не должны.

Такие ситуации снова и снова напоминают нам, что важно соблюдать строительные нормы и помнить об ответственности перед Всевышним за свои действия в этой сфере.

***

Все социальные сети в этот день были заполнены зловещими трясущимися люстрами и видами дворов, заполненных людьми. Людям было что сказать, людям было кого вспомнить добрым и недобрым словом. «Ну потрясло секунд 20», – пишут в соцсетях одни жители Дагестана. Другие же говорят, что более сильного страха они еще в жизни не испытывали.

Начало сейсмоактивности в Каспийском море совпало с 26-ой минутой матча 1-го тура турнира за 1-6 место лиги Азерпетрол (любительская лига мини-футбола 6 на 6). Толчки сбили с ног игрока «Магмы», его соперник из «Азерпетрола» перехватил мяч и едва не забил гол. «Землетрясение! Удар по ворота-а-а-м! Жесткое было землетрясение!» – кричал в этот момент комментатор. Игру прерывать не стали. Ну и правильно, потому, что на открытом поле им точно ничего не угрожало.

На этот раз очень много рассказов о том, что землетрясение дошло и до гор. Даже там, куда обычно толчки не доходят, люди почувствовали тряску. Первое, что делали люди, это пытались найти информацию в Интернете, но учитывая с какой радостью у нас в республике отключили Телеграм и мобильный интернет, понять правильную линию поведения в этом случае было сложно.

***

Что делать во время землетрясения, вопрос был вовсе не праздный. А учитывая, что мы живём на стыке тектонических плит, очень даже актуальный. Такие знания надо в школах давать. И желательно рассказывать везде, не дожидаясь пока произойдёт что-то непоправимое.

Сразу после ЧП в Главном управлении МЧС по республике напомнили, как вести себя в подобных ситуациях:

– в первые 15-20 секунд постарайтесь покинуть здание, взяв с собой сотовый телефон, и сразу отойдите от дома на открытое место, остерегайтесь падающих конструкций, различных предметов и проводов;

– если вы остались в помещении, укройтесь в относительно безопасном месте: в железобетонном и высоком здании можно открыть дверь на лестницу и встать в проеме или в углу внутренних капитальных стен (в первую очередь обрушиваются лестничные пролеты, лифты и наружные стены);

– в деревянном здании спрячьтесь под прочной мебелью (стол, кровать), защитите голову руками и головным убором;

– двигаясь на в автомобиле, остановитесь вдали от зданий и сооружений;

– не поддавайтесь панике, не создавайте давку и «пробки» в дверях;

– не выпрыгивайте в окно, если вы находитесь выше первого этажа.

***

Ну а теперь, что я думаю по поводу всего того, что произошло в ночь на среду, 27 августа. По моему глубокому убеждению, Дагестан напрочь забыл, что находится на стыке тектонических плит и на абсолютном нуле находится профилактическая работа по подготовке населения к тому, как правильно себя вести в случае если начинается сейсмическое событие.

Ещё одно наблюдение – нет общего канала связи между государственными органами и населением. Люди даже не узнают, если их о чём-то хотят предупредить. Это к тому, что таким навыкам нужно учить, как это происходит, к примеру, в Японии. А не так, как у нас. В общем, мы не раз видели, как могут себя вести наши люди, когда случаются чрезвычайные ситуации. Гражданам тогда никто не объяснил, что бежать нужно от взрыва, от аварии, от пожара, а не туда, где уже громыхнуло и может случится второй взрыв.

Лично у меня складывается ощущение, что сама природа нас предупреждает о том, что строить дома как строят у нас – нельзя. Дело даже не в крепости домов, а в том, насколько возможно к ним подъехать в критический момент. Те микрорайоны, которые у нас сформировались за последние годы – это в 90% случаев преступление. Потому, что это потенциальные ловушки. Когда я оказался на 11-м этаже здания, которое трясло, я ещё раз добрым словом вспомнил и проектировщиков, и строителей за широкие лестничные проёмы, по которым без труда прошли все, кто считал нужным спуститься вниз. И никакой давки не было.

В общем, спасибо небесам за то, что не случилось страшного! Но те, кто хочет переехать отсюда подальше, получили ещё один повод присмотреться к жизни в других регионах. К слову сказать, тем, кто писал в соцсетях, что землетрясение – это предупреждение за наши грехи, присмотритесь к тому, что вы сами творите. Молодая мать с грудным ребёнком на руках, которую избивал религиозный фанатик по причине её недостаточно закрытой одежды, это зверство, это какой-то акт варварства, который будет иметь самые негативные последствия для тех, кто такое поддерживает. А таких у нас, к сожалению, не так уж и мало.