Фото_к тексту Заура

Ничего не имею против музеев, но строительство музея в парке, который по меркам миллионного города и так с гулькин нос, – это очень плохое решение. Если так важно, чтобы новострой располагался в центре, снесите эти уродские постройки перед парком и разместите там хоть сто музеев. Мы не успели прийти в себя после варварской вырубки в Эльтавском лесу, и тут снова… Почему для решения проблемы нужно создавать новые и топить город в бетоне?!

Заур Газиев

ГОРОДСКОЕ БЕЗУМИЕ

Современный город – это логистика, инфраструктура, большие общественные пространства. Даже если мэру вдруг очень сильно понадобились деньги, в больших городах не принято продавать зелёные зоны. Даже если совсем невмоготу. Грамотные мэры заказывают красивые проекты офисных или торговых центров и строят все эти красоты за городом, а потом либо продают там площади, либо сдают их в аренду; зарабатывать начинает и сам мэр, и городская казна. Центр города принято освобождать для людей, а не захламлять его невнятными постройками. В центре строятся только красивые здания, делаются пешеходные зоны, оставляются дорожки для велосипедистов. Современные мэры создают причины для привлечения в город денежных потоков, а не продают перекрёстки, окончательно приговаривая город к смерти. Красивые города привлекают успешных людей, дабы они там жили, организовывали бизнес, размещали офисы и платили налоги. Города конкурируют за то, чтобы разместить у себя штаб- квартиры, и дают налоговые преференции крупным налогоплательщикам. Грамотные сити-менеджеры не продают лёгкие, почки, печень города на органы – они болеют за свой город, и им не всё равно, в какой среде они живут. Махачкала могла быть очень красивым городом. Сама география на нашей стороне. Но как ей не повезло! По-настоящему городского мэра, который успел бы что-то сделать для создания современной городской среды, так и не случилось. Что неудивительно в сложившихся обстоятельствах! И в своём негативном влиянии на город хороши все – и жители, и городские власти. Загаженные горы, застроенный морской берег, ужасающие пристройки к типовым домам, вышедшие вперёд и поглотившие тротуары заборы, дома за высоченными крепостными стенами – всё это город, в котором мы живём. И вот теперь нужно срезать парк ради музея, который не решает ровным счётом ничего! Раз так нужен этот музей, скупили бы развалюхи напротив парка, что уродуют улицу Гаджиева, и там бы создавали свой шедевр! Тем более когда речь идёт об истории страны, частью которой мы стали, от силы лет 150 назад. К тому же эту историю у нас переписывают с приходом каждого нового правителя. И, судя по всему, и этот музей будет перелицовываться не один раз! Зная наши нравы, не сомневаюсь, что его приватизирует очередной мэр вместе с кусками оставшегося парка… Зачем нам ещё один музей?! У нас все остальные так забиты посетителями? У нас других проблем нет?

По моему глубокому убеждению, нужно разбираться с проблемами сегодняшнего дня, об этом говорит абсолютное большинство здравомыслящих людей. Цены на нефть пока в районе полтинника за баррель. Но недалёк тот час, когда электромобили станут реальностью, а солнечные батареи будут обогревать наши дома и обеспечивать их электроэнергией. Наши нефть и газ перестанут быть нужными в Европе… И что мы будем делать дальше? Матушка Россия будет экономить не на Чечне или Калининграде. Одними из первых под сокращение расходов подведут Дагестан. Особенно после того, как посмотрят на наши пафосные магазины и Махачкалу, забитую люксовыми внедорожниками.

СКАНДАЛ НА РИА «ДАГЕСТАН»

На случившейся по поводу строительства этого музея пресс-конференции не высказался против этого проекта только тот, кому нельзя было говорить. Перед журналистами выступили руководитель проекта исторического музея Махти Рамазанов, главный архитектор г. Махачкалы Магомедрасул Гитинов и этнограф Магомедхан Магомедханов. Удивляет позиция главного архитектора города, который вдруг начал произносить что-то типа: «А где был народ раньше, когда везде все строили! Кто давал разрешения на все эти антиархитектурные строения в городе?» И тут же граждане из соцсетей оппонируют главарху: «А чьи подписи стоят на документах? Откройте архивы и посмотрите!»

Предыдущие безобразия не являются поводом к тому, чтобы поступать точно так же. Пресс-конференция на РИА «Дагестан» стала ушатом холодной воды для её организаторов. А для меня – только подтверждением вышеприведённой позиции. Музей – это замечательно, но строить его нужно не в парке, а рядом с ним.

ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ

На мой взгляд, Дагестану сейчас вообще не до музея, хотя защитники проекта пылко и рьяно убеждали собравшихся в его жизненной необходимости. Эта идея только раздражает людей. Нам сейчас нужно срочно решать институциональные, экономические, моральные проблемы. Махачкала – это материализованная копия дагестанского общества. К примеру, нужно решать вопрос организации выборного процесса: нет ни одной цивилизованной страны, в которой отсутствовали бы честные свободные выборы. Или же решать вопрос внешнего вида наших городов. Или вопрос занятости населения. Ещё сложнее вопрос взаимоотношения клерикалов и людей светских… У нас полно проблем, которые каждый день хватают за горло, но почему-то встал вопрос о строительстве музея в парке. Господа, у нас по программе «ветхое жильё» переселяют людей из центра на глухие окраины, потому что нет места в центре, а тут из-за непонятных перьев готовы рубить деревья! Не понимаю я этого самоубийственного упорства. Если есть деньги, приведите в порядок дороги Махачкалы. Такого ужаса у нас не было давно. Постройте детский сад, новые поликлиники, купите новые кареты скорой помощи. Но не рассказывайте, что вдруг ещё один музей нужней всего! Кстати, по поводу новоназначенца в объединённый музей: комментариев вообще нет! Человек, у которого общего с культурой столько же, сколько у нашего министра культуры…

Не сомневаюсь, что мы ещё услышим оттуда истории, которые нас всех шокируют…

Однако, возвращаясь к теме статьи, хочется поделиться: каждый раз, выезжая в город по новому маршруту и видя убогие образцы нашей архитектуры, ловишь себя на мысли о том, что всё можно было сделать по-другому и что сейчас Махачкалу спасут только ковровые бомбардировки или бульдозеры. А ещё не оставляет какое-то странное ощущение, что я здесь оказался по какой-то ошибке или в искупление какого-то кармического преступления. И такое же ощущение у огромного количества людей, живущих в Махачкале.

УМА ПАЛАТА

Хотите верьте, хотите нет, но вот Общественная палата совсем не удивила. Пламенно поддержав строительство музея, она поддержала вырубку деревьев в парке. Они же, наверное, понимали, что для строительства музея в парке нужно рубить деревья! Ну не тупые же они там! Кстати, не помню, чтобы Общественную палату волновала и массовая вырубка деревьев в Эльтавском лесу или ещё какие-то другие архитектурные безобразия. На несбывшиеся прогнозы Шевченко реакция ОП была незамедлительной, а вот на реальные проблемы – никакой. Какая-то странная избирательность! Был в прошлом году там на каком-то мероприятии. Не отпускало ощущение, что это не республиканская структура, а какой-то узкий междусобойчик. Люди имитируют общественную жизнь, награждают друг друга, говорят какие-то приятные слова друг другу… Было чувство, что зашел по ошибке на чужое торжество, где нет ни одного знакомого лица, где какая-то не известная тебе жизнь… А где у нас по-другому?! По сути, мы и наше государство живём разными жизнями. Нас не волнует их повестка дня, а им наплевать на наше мнение. Всякий раз, когда мы обнаруживаем существование друг друга, то сильно удивляемся, потом истерим, потом вопим от ужаса, потому что, сталкиваясь, либо стараемся обмануть друг друга, либо обворовать, либо причинить боль. И тут снова следует сказать, что наши власти и наш народ друг друга стоят! Любой из тех, кто критикует сегодня власть, попадая в нее, начинает вести себя точно так же, как и тот, кого он раньше критиковал.

БИТВА С АХУЛЬГО

Вот уж не думал никогда, что юбилей битвы при Ахульго может быть поводом для срача. В психически здоровом обществе это событие могло бы стать поводом для подведения каких-то исторических итогов, для какого-то исторического анализа. Мы даже могли бы поговорить о вариантах исторического пути. Для Дагестана это событие, по меньшей мере, знаковое. Битва случилась в 1839 году на горе Ахульго. 80 дней войска имама Шамиля противостояли русской армии. Имама Шамиля и его мюридов бомбили из 30 пушек, у горцев не было ни одного орудия. Сражение на Ахульго – это поворотный момент в Кавказской войне, который на многие годы определил путь, по которому пойдёт Дагестан дальше. Погибли тысячи людей. Уже одно это достойно уважительного отношения. Даже не знаю, что нужно сделать для того, чтобы мы перестали так яростно сражаться друг с другом из-за вещей, к которым следует относиться терпимо. Этнографический мемориальный комплекс «Ахульго» построен рядом с горой Ахульго, на месте одной из главных битв Кавказской войны 1817-1864 гг. Само открытие приурочено к 145-летию со дня смерти имама Шамиля. Строительство комплекса было инициировано главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым. В мемориальный комплекс входят 17-метровая сигнальная башня и здание, в котором расположится выставочный зал. В нем будет воссоздана репродукция панорамы Франца Рубо «Взятие аула Ахульго». Ни одного здания или дерева при строительстве не пострадало…

Но, с другой стороны, мы должны понимать, в каком контексте происходит открытие этого комплекса. И от этого не уйти.

Вот читаешь про это и осознаёшь: всё, что осталось у нас, только слова, много слов, самых разных. Вот действий мало…

Да и после такого количества слов сил на них, наверное, уже не остаётся…