«Р» не собиралась возвращаться к теме восстановления Ауховского района, которая была освещена в статьях Б. Узунаева «Долгий путь к реабилитации». И вовсе не потому, что она ими исчерпана. Просто реакция на них оказалась несоразмерно эмоциональной и острой… Эта тема была объявлена «закрытой». Однако это самый простой путь — закрыть тему. И он не всегда приводит к нужным результатам, а очень часто даже оборачивается нежелательными результатами. Дело в том, что эту тему подняло также «Новое дело» в статье Магомеда Абдурашидова «В центре внимания — Новолакский район» ( см. № 13 от 6 апреля 2010 года). Материал Абдурашидова был реакцией на наши публикации и трактовал тему совершенно противоположным образом. Но не это стало причиной для данной публикации. Дело в том, что «НД» нарушило священное право каждого читателя — право на ответ. Лишь после этого отказа обратились в «Р» представители «Общественного совета чеченцев Дагестана». «Чеченцы» сделали все по закону: обратились в то издание, которое неверно осветило жизненно важный для них вопрос. И лишь потом, получив там отказ, они передали материал нам. Поскольку в нем даны очень важные, на наш взгляд, разъяснения сложного вопроса, мы сочли возможным дать им право представить их на суд читателя. ОЖР.

Бувайсар — патриот Дагестана!

При чтении этой статьи складывается впечатление, что автор необъективен, что она носит тенденциозный характер. Конечно, можно бы махнуть рукой: мало ли выходит статей с превратным освещением нашей действительности? Особенно, когда это касается нас, чеченцев Ауховского района. Но вопрос слишком серьезный, чтобы оставить без ответа допущенные в статье «ошибки»…

Во-первых, к сведению автора, мы, чеченцы, никогда не говорили о переименовании Новолакского района, как он утверждает. Речь шла о восстановлении исторической справедливости по отношению к одному из коренных народов Дагестана. А она, согласно ФЗ «О реабилитации репрессированных народов» и решений III съезда Народных депутатов ДАССР, заключается в восстановлении Ауховского района в границах 23 февраля 1944 года. Чеченцы-аккинцы Дагестана признаны репрессированным народом. Это факт, от которого не отвертеться. Мы благодарны съезду, который осудил репрессии, допущенные против нас, и признал необходимым восстановление Ауховского района и прежних исторических названий его поселений. Объясним для М. Абдурашидова, что термин «переименование», который он использует, по словарю Ожегова означает «наименовать по-другому». А наш народ нигде и никогда не говорил о том, чтобы Ауховскому району дали другое наименование. Мы вообще категорически против такой постановки вопроса! «Восстановить», по тому же словарю, означает привести в прежний вид. Но, видимо, кому-то очень не хочется, чтобы в многонациональном Дагестане была восстановлена историческая справедливость. Обидно, что этим непристойным делом занимаются через СМИ люди, очень далекие от проблем Ауховского района, вроде того же Абдурашидова. Как же мы удивились, узнав из той же газеты, что г-н Абдурашидов, оказывается, к тому же еще эксперт по муниципальным проблемам Дагестана. Да неужели?! Почему же тогда этот «эксперт» не в курсе того, что признаны утратившими силу все акты республиканских (ДАССР) и местных органов, принятые во исполнение решений правительства СССР и РСФСР, послуживших основой для насильственного переселения чеченцев-аккинцев и ограничения их прав после возвращения из мест выселения?! Почему он не знает, что Верховному Совету и Совету министров ДАССР поручено опубликовать перечень актов, признанных утратившими силу?! А ведь из этого следует, что все акты, в том числе о создании Новолакского района, о передаче двух сел из него в Казбековский район, о переименовании всех населенных пунктов и самого Ауховского района — незаконны! Эксперту не к лицу не знать об этих фактах.

М. Абдурашидов к концу своих «размышлений» перешел от термина «переименование» к формулировке «вновь образуемый район». Зачем же вводить в заблуждение руководство республики, в мире и согласии живущих чеченцев, аварцев и лакцев? Он заявляет: «Имеет ли для чеченцев смысл создание нового района, где у руководства будут аварцы? Вопрос небезынтересный…». А нам небезынтересно узнать, кем выдан г-ну Абдурашидову карт-бланш столь вольно рассуждать на достаточно щепетильную тему -восстановление исторической справедливости в отношении нашего народа? И на каком основании советует он руководству Миннаца, кого приглашать к обсуждению, а кого нет? Или он не знает, что аварская делегация во главе с г-ном С. Саиповым демонстративно покинула переговорную площадку, грозно заявив, мол, теперь мы будем решать этот вопрос в другом месте!

Тот же съезд признал незаконным и осудил акт насильственного переселения в 1944 году граждан аварской, лакской и других национальностей на земли репрессированных народов, указал, что в процессе реабилитации репрессированных народов не должны ущемляться права и законные интересы насильственно переселенных народов. В соответствии с действующим законодательством был установлен переходный период для восстановления Ауховского района и решения практических задач, связанных с ним, —  1991 — 1992 годы; на переселение лакского населения Новолакского района на новое место жительства и возвращение желающих чеченцев-аккинцев в места прежнего проживания —  1991-1996 годы; предписывалось определить порядок, размер и механизм возмещения ущерба, причиненного репрессированным и насильственно переселенным народам и отдельным гражданам со стороны государства… Как видно из документа, речь идет о полном восстановлении, а не о частичном. Частичной реабилитации не бывает.

Все уже как-то забыли, что первичен не вопрос переселения лакцев, а проблема реабилитации чеченцев. Неужели мы обязаны ждать, пока переселят последнего лакца, как об этом пишет г-н Абдурашидов?! Сначала необходимо восстановить Ауховский район, а процесс переселения может продолжаться.

Но в одном прав г-н Абудрашидов: действительно, после восстановления Ауховского района аварцев в нем будет большинство. Но эксперт не задается вопросом: почему это так? А «секрет» прост: чиновники и на местах, и в руководстве Дагестана долго, упорно и целенаправленно работали, чтобы чеченцы в восстанавливаемом Ауховском районе были в меньшинстве, всячески препятствуя их возвращению назад. Эта тенденция жива по сей день…

Наконец, к вопросу о симптоматичности приглашения на совещание в Миннац Бувайсара Сайтиева. Лично для г-на Абдурашидова и других несведущих лиц сообщаем, что Сайтиевы в 13 поколении являются выходцами из чеченского села Качкалык (Ярыксу в Аух), ныне Новокули. Бувайсар не только великий спортсмен, но и истинный патриот своего народа, Дагестана! Он официально выступал на 3 Олимпийских играх, на нескольких чемпионатах мира и Европы за Республику Дагестан и получает пожизненную стипендию от РД. Он уроженец Ауха и не нуждается в приглашении на такого рода мероприятия. Было бы странно, если бы он туда не пришел!

А насчет его дагестанского патриотизма ярко говорит такой факт. В 2008 году на чемпионате России в Санкт-Петербурге после блестящего (на «золото»!) выступления на 25 — 30 минут была задержана церемония награждения… Оказалось, что Бувайсар хотел подняться на пьедестал именно с флагом нашей республики на плечах. И зал ждал, пока принесут флаг. Очевидцами этого были депутат ГД РФ от Дагестана М. Гаджиев, вице-президент Федерации вольной борьбы России С. Муртузалиев, многочисленные дагестанские болельщики, бывшие в это момент в Питере. Такого патриота Дагестана, как Бувайсар, надо еще поискать.

Исполком Комитета ДРОО «Общественный совет чеченцев»