1829241892

Демаркационная линия — линия (полоса), временно устанавливаемая на территории, оспариваемой соседними государствами до установления постоянной границы. Существует, например, демаркационная линия между Израилем, с одной стороны, и Сирией, Египтом, Ливаном и Иорданией — с другой. То есть это непостоянная граница. Вышесказанное — лирическое вступление, разговор пойдет совсем о другом.

Теймур Абдуллаев

18 июня в Москве прошла конференция «Проблемы лезгинского и аварского народов, разделенных госграницей между РФ и Азербайджанской Республикой (АР), и пути их решения». Это важное событие в жизни обеих стран. Я не принадлежу ни к одной из вышеназванных национальностей, может быть, поэтому осмелюсь счесть свое мнение непредвзятым.

У России складываются нелегкие отношения с так называемым «ближним зарубежьем». Отношения с Украиной, Грузией, странами Балтии оставляют желать лучшего. Россия зачастую пытается демонстрировать имперские амбиции касательно этих стран. Это не лучшая политика с суверенными государствами. России пора перестать испытывать детские обиды, когда речь идет о внешней политике. На этом фоне российско-азербайджанские отношения не могут не радовать и в политическом, и в экономическом смыслах. Не будем загружать себя фактическими данными, но каждый признает, что это так. Не помню никаких демаршей между нашими странами, только взаимное добрососедство.

Конечно, отстаивание справедливого соблюдения прав вышеназванных народов важное дело. Если где-то эти права ущемляются, то, естественно, должны быть механизмы для соблюдения законности. Но причем здесь официальная Москва? И аварцы, и лезгины, живущие на территории Азербайджана, являются гражданами этой страны. Статья третья Закона «О гражданстве» Азербайджанской Республики гласит о том, что права, свободы и обязанности граждан этой страны равны независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, рода и характера занятий, места жительства, срока проживания в данной местности и иных обстоятельств. На мой взгляд, вполне демократическое содержание, придраться не к чему. У них на сегодняшний момент не указывают в паспорте национальность гражданина, у нас тоже, стоит ли делать из этого трагедию? Понятно одно: что при формировании местных элит преимущество будет у азербайджанцев. Но, во-первых, с этим бороться практически невозможно, во-вторых, пусть по этому поводу болит голова у этих самых элит. Простым людям все равно, кому нести откат за решение своих проблем.

В материалах конференции звучат призывы к таким мерам, как многочасовое теле- и радиовещание на языках упомянутых народов, использование лезгинского и аварского языков в надписях на учреждениях, дорожных знаках и прочем. Может быть, это кажется важным для азербайджанцев и лезгин, проживающих в Азербайджане, тогда, конечно, пусть ставят эти вопросы перед азербайджанским правительством. Нам, живущим в составе России, такое вроде даже в голову не приходит. На вывесках наших магазинов больше надписей на пиджинт-инглиш (туземный английский). Почти никому не приходит в голову написать что-нибудь на аварском или даргинском языках, а кому приходит — никто вроде не запрещает. Музыкальные программы у нас на телевидении на своих языках, но музыка, в основном турецкая и азербайджанская, и это выбор потребителя, то есть нас с вами.

Сохранение национальной самоидентификации — важное дело, но даже здесь, в Дагестане, мы многое утрачиваем из того, что входит в это понятие. Традиции, обычаи, даже знание языков. Это не очень хорошо, но неизбежно. Это следствие урбанизации и глобализации. Я никоим образом не говорю о том, что этими проблемами азербайджанских аварцев и лезгин надо пренебрегать. Но заниматься решением ими следует там, у себя на родине, в Азербайджане. И наиболее уместное место проведения подобной конференции — Баку, а не Москва. Участие наших политиков в подобных процессах может навести тень на официальные отношения между Россией и Азербайджаном. Мудрость любой политики — в ее сдержанности, отсутствии резких ходов, за которые потом придется расплачиваться добрососедскими отношениями с развитым в экономическом, политическом и других аспектах государством, каким является Азербайджан.

Понятно, что официально мероприятие не имеет отношения к нашему правительству. Вот и провели бы эту конференцию хоть в любой европейской стране. Аккредитация конференции в Москве и участие в ней наших политиков и чиновников не будет приятной новостью для Баку. Может быть, поэтому Сергей Миронов, лидер «Справедливой России», и Владимир Жириновский не сочли для себя возможным участвовать в работе конференции. Больной вопрос разделенного лезгинского народа не должен вентилироваться из Москвы. Между Россией и Азербайджаном не демаркационная линия, а вполне узаконенная и признанная большинством стран мира государственная граница. Поэтому консультации по проблемам двух народов должны проводиться только с участием обоих государств, причем с признанием лидирующей в этом вопросе роли Азербайджана.

Предвижу гневные или недоуменные мнения об этом тексте, но, поверьте, испорченные отношения между нашими странами никак не смогут помочь решению проблем азербайджанских лезгин и аварцев. В таком деле, как нигде, требуется деликатность.