Тысячи родителей по всей республике буквально поседели за время сдачи ЕГЭ. При всём моём уважении к нынешнему министру образования, это одно из самых проблемных направлений в республике, да и в стране. Уже в который раз приходится слушать истории тех, кто «пролетел» большей частью из-за того, что вовремя не подсуетился и не раздал деньги.

Альбина Сункулиева

Сегодня родители детей-неудачников обивают пороги апелляционных комиссий, дабы доказать, что их ребёнок на самом деле заслуживает большего. Кстати, по некоторым данным, прибавка одного балла, в случае чего, стоит от 5 до 10 тысяч рублей. Слухи… как мухи! Разлетаются и прилипают… Слушайте, а ведь у нас всё так, и ситуация с ЕГЭ не исключение! А потом мы удивляемся, почему нет специалистов, нет налаженной работы, нет стимула к тому, чтобы общество двигалось вверх по эволюционной спирали. Вроде бы всё ясно, но даже на этот счёт есть разные точки зрения. Мы умудряемся даже наше стремительное погружение в болото невежества объяснять по-разному. Религиозные деятели говорят о надвигающемся конце света. Консерваторы-обществоведы утверждают, что всё происходящее результат разрушения некогда самой великой державы. Сторонники идеи глобального заговора утверждают, что для разрушения великой страны возможен только метод внутреннего подрыва. У праволибералов по этому поводу свое мнение: это этап эволюционного развития, через который должно пройти любое общество.

Конечно, все эти теории по-своему правы, но нашу жизнь превращаем в дерьмо мы сами! Собственными руками! Эта грязь внутри нас. На днях поехала в аэропорт встречать подругу. Приехала чуть раньше, вроде было чисто. Постепенно стала подтягиваться толпа встречающих. И тут началось! Семечки, обёртки, бутылки. За какие-то полчаса территория перед аэропортом превратилась в мусорку! Гадили все! И в тюбетейках, и в хиджабах, и с модными стрижками, цивильным прикидом. Дагестанцы как будто наперегонки старались завалить территорию мусором. И не имело никакого значения, сидели эти люди в иномарке или же в простой российской машине. Мы будем обвинять власть и чиновников, но мусорить будем так, как будто живём в последний раз! А ещё в ту ночь на аэровокзале мне запомнилась женщина, которая кричала: «На футбол такие деньги тратят, а сделать, чтобы люди в аэропорту на выходе не толкались, ничего не могут!» Честно говоря, это уже был борщ! Она обвиняла в этом всех, кроме себя! А кто виноват в том, что люди, вместо того чтобы просто встать в очередь, начинают толкать друг друга, создавая толчею и повод для истерик? По её мнению, это республиканские власти! Мне так хотелось подойти и спросить её: почему она считает, что обычная педагогическая запущенность и неумение жить по правилам вина какой-то третьей стороны, а не самих граждан?

Кто виноват, когда родители, вместо того чтобы вкладываться в качество образования своих детей, предпочитают платить за ЕГЭ? Можно взять любое направление — везде коррупция, вплоть до кладбища, где без хорошего блата и определённой суммы места для похорон своего близкого просто так не получить. Кто виноват? А в медицине? Со студенческой скамьи, вместо того чтобы пополнять знания, огромное количество студентов предпочитает платить за сессии. Ведь страшно себе даже представить, глядя на сегодняшних студентов, кто будет лечить нас в будущем! В школах такая же история. Всё держится на старых специалистах. Уйдёт это поколение, не столь важно, из какой отрасли, дальше — пропасть, учитывая и новые стандарты этого не совсем понятного образования.

Недавно я пообщалась с семьёй мальчика, погибшего зимой в результате теракта в Махачкале, возле здания Сбербанка. Они заявляют, что уезжают из республики, которую некогда называли своей родиной. Люди остались наедине со своим горем, а ребёнок, который мучительно и долго умирал от страшных осколочных ран, по материалам следствия, оказывается, стал жертвой хулиганства. Обычная среднестатистическая семья, где никогда не подозревали, что подобное может произойти именно с ними. Произошло… Но их горе в Дагестане не увидели и не услышали, зато отозвались издалека. Всю семью приглашают и ждут за пределами родной республики. «Мы уезжаем туда, говорит брат погибшего мальчика, где действует порядок, где не гремят взрывы, которые уносят жизни детей, стариков, женщин».

Что сказать? Куда ни кинь — везде клин! Каким представляется завтрашний день? О чем мечтать? Во что верить? Как жить?