Герой романа Сэлинджера, юноша по имени Холден Колфилд, говоря о том, чем хотел бы заниматься в жизни, мечтает следить за краем пропасти, засаженной рожью, в которой играются малолетние ребятишки. И не допускать того, чтобы они из-за зарослей ржи, которая выше их роста, могли бы сорваться в пропасть. Из таких людей, как он, получаются лучшие педагоги или просто хорошие люди.

Теймур Абдуллаев

Есть один американский фильм, названия которого я не помню, но который от этого хуже не становится. В обычной провинциальной школе учится 15-летний мальчик, лилипут. В этом возрасте мальчики уже пытаются ухаживать за девочками, а те отвечают им вниманием. Представьте жизнь и переживания этого лилипута. Интеллектуально и духовно он такой же, как все, а физически — ростом с первоклассника. В своих мыслях мальчик часто думает: если бы он только знал, что у Бога есть план для него, ему легче было бы терпеть свое безрадостное существование. Вот в выходной день младший класс отправляют на желтом школьном автобусе на загородную экскурсию. Когда автобус проезжает мимо озера, лопается колесо. Авто влетает носом в воду, да так, что из воды, на берегу, торчит только его задняя часть. Водитель, пожилой чернокожий, лежит, уткнувшись грудью в рулевое колесо. Он погиб. Еще несколько мгновений, и вода через окна зальет салон с восьмилетними детьми. Внутри автобуса — паника. И тут 15-летний лилипут выбивает заднюю дверь автобуса и начинает выталкивать своими слабыми ручками детей, каждый из которых выше его ростом. Он спас всех детей. Через несколько минут автобус затонул. Дальше машины службы «911» всех обогрели, отвезли домой. У лилипута больше никогда не возникало мыслей о том, для чего он на этой земле. Бог дал ему понять, что есть у него план и для него, и для каждого живущего на Земле.

Скажете, что это голливудская сказка? Подобный случай был в Ереване, когда олимпийский чемпион по подводному плаванию Шаварш Карапетян спас из упавшего в озеро троллейбуса несколько десятков человек. Один из нырков был холостым: он на 8-метровой глубине без маски не разглядел и вырвал сиденье троллейбуса. Очень жалел об этом, ведь мог спасти человека, а не кресло. Сам он в это время проводил утреннюю пробежку, случайно два маршрута — его и маршрут троллейбуса — совпали в месте катастрофы. Я часто вспоминаю, как во время штурма школы в Беслане один из заложников, потерявший из виду в суматохе своего сына, просто накрыл своим телом 10-летнюю девочку, решив спасти таким образом хоть одну детскую жизнь ценой личной, а женщина, которую отпускали с грудным ребенком, отдала ребенка, а сама осталась со старшим, кажется, она погибла при штурме. В 1985 году, во время крушения и затопления в Черном море теплохода, пожилой дядька надел свой спасательный жилет на барахтавшегося рядом ребенка, а сам вскоре утонул. А сколько подобных случаев, не получивших огласки и не ставших известными?

Я пишу этот текст не о героях и не о геройских поступках. Когда холодно в груди, а на сердце тяжесть, частенько задумываешься над тем, зачем все это? Для чего мы живем? Есть ли у Всевышнего план для такого муравья, как я? Я для себя ответ уже дал. Есть такой план, и вся наша жизнь — испытание нас самих на вшивость. Не надо совершать геройских поступков: живи по совести, делай все для своих или чужих детей. Каждый раз, когда мы огорчаем родителей, заставляя их проводить бессонные ночи, мы это испытание немножко не выдерживаем. Каждый раз, когда мы несправедливо огорчаем тех, кто от нас зависит, жен, детей, пусть даже домашних животных, мы это испытание тоже немножко не выдерживаем.

Мой друг рассказывает о сыновьях своего друга. Их даже не надо просить о чем-то, только стоит намекнуть сами рвутся помогать чужим фактически людям. Отец их так с детства воспитывал: золото, а не дети. Вот это было воспитание в фактическом, а не лицемерном имане. Мы часто делаем показательно правильные вещи. К примеру, каждый поднимет кусок хлеба с дороги и положит на место, где его не затопчут. Но при этом на той же дороге гадим и мусорим.

Для каждого из нас, живущих на этой планете, есть у Всевышнего план. Даже решение о том, простить кому-то или отомстить, часть этого плана, внутри которого есть коридор, называемый нашей свободной волей. Поэтому уныние и отчаяние грехи тяжкие. Свет внутри каждого из нас, называемый совестью, подсказывает, в каком направлении исполнять этот план. Я сам далеко не святоша, но пишу эти строки потому, что знаю истину, как знает ее большинство людей, хотя и не всегда следую ей. Но надо к этому хотя бы стремиться. Чего и желаю вам всем.