20067313266

Будите меня, только если придут плохие новости; а если хорошие — ни в коем случае.

Наполеон I

Так уж устроен человек: ему хочется знать то, что ему хочется знать. И, на мой взгляд, именно в этой фразе есть ответ на вопрос: почему новости о криминале, действиях террористов, чрезвычайных происшествиях, несчастных случаях интересны больше, чем позитив. Открытие школы, ввод в строй больницы, строительство дороги, проводка газа интересны лишь тем, кто пользуется этими благами.

Шамиль Баркуев

Природа человека и новости

Чем большим объёмом информации, касающейся безопасности его семьи, села, города, обладает человек, тем большее удовлетворение, на мой взгляд, находят инстинкты, отвечающие за сохранения его как индивида. Сегодня нам уже очевидна причина того, почему раньше горцы, жившие в постоянных локальных войнах, почитали институт куначества. Суть в том, что помимо желания уважить кунака, прибывшего из другого села, для горца гость — это ценный источник информации. Гость был средством коммуникации, поскольку на подсознательном уровне горец понимал: качество осуществления безопасности его родных и сельчан зависело от качества и объема информации о происходящих событиях.

У каждого человека есть осознанный или неосознанный ответ на вопрос о смысле жизни. Относительно ответа на этот вопрос он, как может, упорядочивает свою личную жизнь. И если происходящее отвечает его пониманию смысла жизни, то это его радует, приносит удовлетворение. Задайте себе вопрос: ради чего я живу? И постарайтесь не уходить в философские дебри, а просто искренне ответить себе. Сложно? Конечно! Потому что не получается свести в один однозначный ясный ответ все свои цели в жизни: «Живу ради детей, мамы, родины, славы, денег…». Так вот, любое событие, которое отвечает нашим жизненным целям, приводит нас к ощущению полноты жизни, наша внутренняя природа отзывается благодарностью к тем, кто является источником этой радости. Это желание является проявлением инстинкта поклонения, который есть у каждого человека, даже у атеиста. Что касается атеиста, то его инстинкт поклонения реализуется в поклонении «богу», который не концентрируется в какой-либо действительности, существующей как у верующих, вне пределов разума, а отражается в идее или в какой-нибудь знаковой личности. Важно знать, что не существует людей, у которых нет инстинкта поклонения. Или, говоря иначе, — инстинкта освящения. Это уже заложено в природе человека, независимо от того, является он членом дикого африканского племени или вождем мировой революции. А зачем это нужно знать? Для того чтобы понять: если светлая и добрая новость не имеет отношения к инстинктам продолжения рода или сохранения, то она не вызывает интереса у человека. Это возможно только при условии, что новость будет связана со смыслом жизни человека.

Почему нам нравятся плохие новости?

Вы никогда не задумывались над тем, почему нам интересны криминальные и скандальные новости больше, нежели новости, которые нас могли бы радовать? Почему информация о том, что Гейдар Джемаль назва дагестанцев одними из числа фанатов «Анжи», немусульманами, интереснее, чем новость о том, что в Махачкале проходит выставка живых тропических бабочек?

Все дело в раздражителях, которые и заставляют работать один из наших инстинктов, подсознательно направляя наше внимание к негативным новостям, предупреждающим об опасности. Раздражителем зачастую выступает среда, в которой живет человек.

Говоря откровенно, мы не можем отрицать факта существования сил, которые создают негативную среду в нашей республике, да и в стране в целом. Результат этого налицо. Большая часть общественности сегодня тревожится за свою жизнь и жизнь близких. Поэтому интерес к новостям о проведенной контртеррористической операции, убийстве сотрудников полиции или прикомандированных военнослужащих, найденных взрывных устройствах выше, чем к светлым и добрым новостям, связанным, например, с каким-нибудь праздником, с международными выставками в Национальной библиотеке Махачкалы.

Добрые новости. Почему они не очень интересны?

Когда у человека нет проблем со своей безопасностью, здоровьем близких и тех, к кому он расположен, то его уже ничто не стимулирует интересоваться тем, что к нему отношения не имеет. Чтобы люди начали интересоваться добрыми новостями, начали обсуждать их и делиться с другими, они должны быть новостями, отвечающими инстинкту поклонения.

Сегодня у нас происходит мало положительных событий, имеющих отношение к вещам, которые обыватель связывал бы со своим смыслом жизни. Существует еще одна сложность: не у всех дагестанцев одинаков ответ на вопрос о смысле жизни, нет единой идеи для жизни, определяющей все индивидуальные и общественные устремления. Вот почему новости, которые мы считаем добрыми, не востребованы. Это как раз потому, что эти новости не связаны со смыслом жизни большинства дагестанцев.

Решение

Новости являются частью нашей жизни. Зачастую бывает так, что люди и сами не знают, что им нужно, пока им не предложат это. Нам на самом деле нужны качественные хорошие новости. Мы должны всё-таки обращать внимание общества на позитив. Нельзя всё время людей грузить чернухой. Но здесь есть одно «но»: чтобы добрые и светлые новости были востребованы, они должны иметь отношение к реальной жизни наших людей. А это возможно только при наличии единой общей объединяющей идеи. Как для людей, так и для общества и государства. Сегодня государству необходимо дать людям такую идею, которая тронула бы всех: атеистов, агностиков, мусульман, христиан и других. И я глубоко убеждён, что только после того, как люди примут такую идею и возьмутся за ее воплощение в жизнь, только тогда появится интерес к добрым новостям.