Тот, кто не понимает вашего молчания, вероятно, не сможет понять и ваши слова.

Элберт Хаббард

Когда я смотрел и читал весь этот срам по поводу московской стреляющей свадьбы, на которой, как выяснилось, в общем-то, и не стреляли, хотелось просто мысленно дистанцироваться от всего этого и, пропуская выпуски новостей, ничего не видеть и не слышать. Но, с другой стороны, уже в Дагестане мы опять столкнулись с каким-то шквалом агрессии и насилия — от силовиков, с одной стороны, и от религиозной оппозиции — с другой. Такое чувство, что нас кто-то проклял.

Заур Газиев

Неосторожное молчание

Ни один внешний фактор не изменяет внутреннего состояния. Война в Дагестане не изменит структуру дагестанского общества. Причины, порождающие протестные настроения, будут снова и снова уводить в «лес» новых рекрутов. В республике ведётся огромная и тихая работа по сужению электоральной базы для экстремистов. Когда президент республики реализует экономические проекты, дающие дагестанцам работу, жильё, больницы, мосты дороги, я понимаю, для чего это делается. Но мне лично непонятно, чем могут помочь в решении наших проблем авиабомбардировки. Я, как и многие думающие люди в Дагестане, понимаю, что такое борьба с терроризмом, и понимаю, что с нашим государством, далёким от совершенства и справедливости, борются люди, которые несут с собой ещё больше несовершенств и несправедливостей. Но то, как эта война с терроризмом происходила на прошлой неделе, мягко говоря, ошарашивает. Расстрел предполагаемых пособников в районе «1000 мелочей» на глазах у живого города, авиабомбардировка Агачаульского леса, спецоперации, режимы КТО… Просто сойти с ума можно от всей этой круговерти! Я уже давно не пишу про внесудебные казни в силу бессмысленности и бесполезности этого действа, но на прошлой неделе был перебор даже для нас! И самое мерзкое, что ведомства, от которых все это исходит, ведут себя так, как будто ничего не происходит. Как будто это нормальное явление — расстрелять живых людей в городе и бросить нелепую отписку про ответный огонь. В конце концов, есть куча госучреждений со своими пресс-службами, с миллионами, выделяемыми на информационную работу; ну хоть бы кто-то объяснил, что происходит!

После отъезда Ризвана Курбанова с обществом просто некому разговаривать. Мы уже давно черпаем основную информацию из Сети, но там всё только о боевых действиях! Если кто-то планирует какие-то операции, может быть, необходимо какое-то информационное сопровождение этих действий? То, что у нас происходит, нельзя назвать иначе как хирургической операцией без наркоза. От таких действий, на мой взгляд, вреда больше, чем пользы. В головах людей убийство у «1000 мелочей» не отличается, к примеру, от убийства милиционера или госчиновника. Люди говорят: «Все они одинаковы, так как их поступки ничем не отличаются!» Обществу как норму предлагают способ решения своих проблем через убийства. Не через следствие, суд, наказание, а через убийство. Это очень сомнительный выигрыш. А если представители государства начали бои местного значения и при этом не объясняют гражданам, для чего весь этот концерт, то они показывают народу, насколько им безразлично то, что о них думают люди. И реакция у граждан соответствующая, потому что… как поприветствуешь, так тебе и ответят! Я не знаю, что там задумано, каковы дальнейшие мероприятия, но знаю: что бы то ни было, сделанное с пренебрежением к людям никогда ничем хорошим не заканчивается.

Мы все очень устали от негатива. Нам на самом деле необходимы добрые новости. Мы стараемся их освещать и показывать людям положительные стороны нашей жизни, но делать это в обстановке, когда дело доходит до авиаударов, довольно сложно. Люди — существа думающие, чувствующие, анализирующие. Дагестан — это в большей степени нормальные, вменяемые люди, а не религиозные фанатики. А с нормальными людьми нельзя обращаться так, как со стадом баранов.

Общий дом

Нравится это кому-то или нет, но в Дагестане всё более отчётливо формируется гражданское общество. Создаётся среда, в которой учатся жить люди, придерживающиеся самых разных убеждений. Люди всё меньше доверяют тем, кто предлагает им фундаменталистский путь как спасение от существующих проблем. Веротерпимость и толерантность, свойственные дагестанцам, всё равно вытеснят агрессивное неприятие клерикалов. Те, кто в девяностые с восторгом уходил с головой в религиозность, сегодня стали умеренными и спокойными обывателями, зарабатывающими деньги и обучающими своих детей в хороших школах. Люди переосмысливают свой путь, видя последствия радикальных идей. Время инквизиции кончилось! Мир уже на другом витке развития. Здравый смысл невозможно заменить идеями, даже если этим идеям никто не хочет вслух возражать! Впрочем, как невозможно наведение порядка под прицелами автоматов…

Для чего нам нужен порядок? Что нас не устраивает в нынешнем Дагестане? В первую очередь люди говорят о несправедливости и лжи, с которой мы сталкиваемся каждый день. Порядок нам нужен для того, чтобы, помимо прав и свобод, в нашей жизни оказалось больше справедливости, меньше коррупции, больше доброты и открытости, меньше недоброжелательности и так далее! Мы нуждаемся в Дагестане с человеческим лицом, в котором у молодого поколения будут возможности не только по причине их происхождения, но и по причине их способностей. Мы нуждаемся в Дагестане, в котором культ знаний будет не ниже, чем культ борьбы.

Мой приятель на днях проехал через Гимринский тоннель. Он был просто переполнен эмоциями! Грандиозное сооружение! Дорога в горы сокращается чуть ли не на четыре часа! Если сказать честно, то никто особенно и не праздновал его открытие. Повосхищались из приличия и забыли. Честно говоря, масштаб события и его освещение явно несопоставимы, особенно в сравнении со «стреляющей свадьбой»! Понятно, что там, в Москве, федеральные СМИ работают по своей программе, но невольно возникает вопрос, а нам самим нужно хоть что-то хорошее и доброе? Мы так упорно, почти подсознательно, тянемся к негативу, что начинаешь в этом сомневаться. «Начните благодарить Бога за то, что у вас есть, и Он даст вам то, чего вам не хватает», — написал как-то Тимур Камбиев, один из моих фремдов на Фейсбуке. Мне порою кажется, что всем своим существом многие люди сами готовы привлекать к себе негатив! Попытка предложить им как-то по-иному себя перепрограммировать, как правило, обречена на неудачу. Я понимаю, что в нашей жизни слишком много всего, что прибивает нас к земле, но, если человек сам не захочет освободиться от этого негатива, никто ему не поможет!

В минувшие выходные была масса мероприятий, в которых принимало участие внушительное количество людей. Большая часть из них проведена по инициативе граждан. Общество само борется с вирусами, которые отнимают у него людей, поддающихся пропаганде разрушительных идей. Иногда успешно, иногда безуспешно…

Главное событие прошедших выходных — это одни из самых спокойных выборов за всю историю Дагестана. Когда понимание государственной политики и интересов граждан, проживающих в определённой местности, останавливаются на одной кандидатуры, то выборы становятся выборами, а не фарсом. (Подробный анализ выборов читайте в материале моего коллеги Шамила Хадисова). Спокойные выборы — это следствие той политики, которая проводится сегодня руководством республики, придерживающегося позиции мирного разрешения гражданских конфликтов. Когда есть смысл жизни, вы преодолеете любые препятствия!