186638712299

Репортаж из затопленного ливневыми дождями города глазами корреспондента «СР»

Пострадавший в результате сильных дождей и селевых сходов Дербент только начинает отходить от стресса, который нанесла городу непогода. По состоянию на 18 октября санитарно-эпидемиологическая ситуация удовлетворительная. «Большинство улиц очищено от ила и мусора»,заявил накануне вечером первый заместитель главы Дербента Тажудин Султанов. И все-таки в официальных правительственных сводках и в рассказах пострадавших горожан, как и прежде, множество противоречий.

«СР» попыталась свести концы с концами в бесконечных спорах и слухах.

Мурад Абдуллаев

Уже при въезде в город нас охватило чувство какой-то заброшенности, отчужденности небольшого по размерам южного города с остальным миром. Первое, что сразу бросается в глаза, — это грязь. Она буквально везде. Вдоль федеральной трассы, на тротуарах, на стенах домов. Там, где она уже высохла, всё в пыли, которую гоняет по улицам ветер. Дышать действительно было трудно. Грязь отдельными горками вдоль дороги. Порой кучи грязи и мелких камней лежат прямо на проезжей части. По хмурым, озадаченным лицам горожан можно понять, что обстановка в городе, хотя внешне и спокойна, но изнутри накалена до предела. Люди растеряны: не знают, с чего начать ликвидацию последствий, с какой стороны подойти к восстановлению жилья, магазинов, заборов. Некогда чистые скверы и ухоженные улицы в центре города в жидкой липкой грязи, медленно превращающейся в пыль. В верхней части города сели размыли приличную часть дорог. Асфальт разломлен. Во многих местах улицы перекрыты — техника ведет работу.

Подъезжаем к площади Свободы. Рядом городская администрация. Очень много людей. Не меньше и разговоров. Еще больше слухов и страшных рассказов о наводнении. Вся площадь и прилегающая к ней территория похожи на один большой сборный пункт. Некоторые выражают радость, что после наводнения не было вспышки холеры и других заболеваний. «Комплекс санитарно-эпидемиологических мероприятий в Дербенте и селении Сабнава проведен, инфекционные заболевания, связанные с наводнением, не зафиксированы», — комментирует начальник территориального отдела управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в Дербенте Олег Касумов.

Зато проблему с питьевой водой обойти не удалось. «Вот видите, люди идут из магазинов — практически у всех баклажки с питьевой водой. Те, кто на машинах, уже давно запаслись: люди боятся, что в городе начнется «питьевая» проблема, а из кранов пить ее нельзя», — говорит жительница Дербента Сельминаз Ниязова.

Трагедия глазами утопленников

Направляемся в наиболее пострадавшие районы города. Вместе с нами около ста волонтеров, студентов Дагестанского государственного университета. Первый пункт дислокации — Дербентская городская детская инфекционная больница, что на улице Крупской. Однако проехать по улице невозможно, поэтому первым заданием для молодых помощников стала расчистка улиц и помощь врачам «инфекционки». Слушаем, что рассказывают сотрудники учреждения: «Начался сильный дождь. Это было около десяти часов вечера. Не прошло и часа, как мне позвонили сотрудницы поликлиники. Первое, что я услышала: «Нас затопило! Кругом вода!» На первом этаже в окна вливалась вода потоками. Сотрудники эвакуировали детей на спинах на второй этаж, врачей больницы, которые пытались вынести детей, поток чуть самих не унес. Такой был сильный поток!». Таким предстало начало наводнения для заведующей гепатитного отделения Дербентской детской инфекционной больницы Марьям Багаутдиновой. «В какой-то момент в здании поликлиники потух свет. Сами понимаете, дело серьезное. Появился какой-то страх, мы не знали, как выбраться из этой ловушки. Мы держались друг за друга и поднимались на верхний этаж. Многие в темноте вплавь пытались выбраться из затопленных помещений. Выйти на улицу было неразумно — там уже вовсю бушевала стихия»,  — комментирует ситуацию врач детской инфекционной поликлиники, дежуривший в ночь трагедии. «Вода несла за собой огромные камни, доски, даже двери чьей-то калитки выбросило к нам во двор, — продолжает свой рассказ Марьям Багаутдинова. — Добраться до поликлиники я смогла лишь к раннему утру. Всё было разворочено. Мне было до слез больно смотреть на всё это. Линолеума почти не осталось, полы провалились. Мебель, некоторая техника и предметы быта — много чего пострадало, но самое главное — обошлось без жертв. Это действительно чудо. Все живы, никто не пострадал».

«Думала, что в третий раз не выплыву из ловушки!»

В настоящий ад попала жительница дома № 13 по улице Крупской Асли Сефербекова, которая оказалась в селевой ловушке: «Я собралась за лекарствами для больной дочери. Не успела даже выйти, как входные двери с шумом открылись, огромный поток воды хлынул в наш двор, прямо на меня. Вода унесла меня в помещение летней кухни. Три раза я полностью оказывалась под водой: не могла ни закричать, ни позвать на помощь. В какой-то момент я почувствовала, что муж схватил меня за руку и пытается вытащить наверх, но ничего не получилось: водоворот захлестнул его и потянул ко дну. Секунд 15 я еще барахталась в воде, но тут муж схватил меня за руку, и мы поплыли к окну. После нескольких попыток он смог вылезти в форточку, но у меня никак не получалось. Я была в отчаянии. Но все-таки смогла высунуть голову в форточку, и тут слышу голос старшего сына: «Мама, мама!» Я закричала: «Казбек, сынок, только за Эльнарой смотри. Береги сестру!»

После этих слов женщина уже не могла говорить: слезы и горечь воспоминаний будто перекрыли дыхание. «У нее дочь 23-летняя, инвалид детства. Не может самостоятельно передвигаться. За ней нужен постоянный уход. Она всю жизнь свою отдала дочери!» — объясняет сестра Асли. «Я просто ни о чем не могла в этот момент думать. Передо мной был мой больной ребенок, клянусь, мне не было жаль своей жизни — я представляла, что будет с моей девочкой. Дальше я уже ничего не помню. Не помню, кто меня вытащил, как и когда очнулась…». Женщина чудом осталась жива. Муж Асли Ахмед пытался через крышу вытащить жену, но у него это никак не получалось. Спас Асли Сефербекову пол. Да, именно он, ламинатный пол, который под грузом кухонной мебели и огромного селевого потока провалился в подвал. Вслед за ним ушла и вода… «Если бы пол не провалился, мы точно утонули бы — воде же некуда было идти! Помещение летней кухни практически до потолка было заполнено», — рассказывает Ахмед Сефербеков. Он показывает нам обвалившиеся полы в доме и заваленный огромными булыжниками подвал. Фундамент под двухэтажным домом практически смыло. «Наш знакомый, архитектор, строитель, приходил к нам вчера. Осмотрел подвал, фундамент дома и констатировал, что жить здесь нельзя. Реальна угроза обвала. Камни смыло, дом держится буквально на двух-трех камнях — это всё, что осталось от одной из основных несущих стен», — сетует он.

Кто прав: люди или власть?

В перерывах между рассказами о событиях трагической ночи жильцы улицы Крупской жалуются на то, что в течение трех-четырех дней ни представители администрации, ни сотрудники МЧС не оказали им никакого внимания. На заявления в администрацию города никто внимания не обращает — все поспешили заняться выдачей компенсационных выплат. Но многих людям просто не до этого. Нет времени часами выстаивать у здания администрации в очереди за деньгами, та как нужно восстанавливать дома, некоторым действительно просто негде жить. Например, в доме Сейфуллы Алиева смыло почти всю мебель, сам дом заполнен грязью — жить в таком помещении просто невозможно.

«И никто никакого внимания нам не уделяет! Элементарно не оказывают помощи даже в разборе завалов, вывозе мусора и очистке проезжей части улицы!» — говорит Сейфулла.

К 14 октября питьевую воду на улицу им. Крупской не завозили ни разу. И это на фоне громких слов, что «ситуация в городе под контролем, люди обеспечены всеми предметами первой необходимости…». А горожане говорят о другом: «Мы надеемся на сознательность администрации города, что они помогут нам хотя бы частично восстановить утраченное имущество. Мы, по сути, остались без ничего. Бытовой техники нет, продукты все испортились. Посуды тоже не осталось. Одним словом, мы сейчас беженцы. И такое ощущение, что никому не нужны!»

Надеемся, что соответствующие органы власти адекватно отреагируют на эту публикацию. И вместо срочных оправданий и официальных заявлений в газету (к сожалению, наши госучреждения зачастую только на это и способны) разумно, с настоящей хваткой управленцев, возьмут в руки ситуацию в городе и предпримут меры для достойного вывода дербентцев из селевой катастрофы. Иначе природная катастрофа может превратиться в социальную.