13361006798

Как известно, в чужой монастырь со свои уставом не ходят, но в случае со столицей Дагестана все почему-то наоборот. Каждый пытается привнести свой собственный «уставчик» и жить именно так, как удобно ему, невзирая на то, как это выглядит со стороны.

Тимур Абакаров

И в этом плане Махачкала мало чем отличается от большой столицы — Москвы, у которой при всей ее помпезности не остается собственного, только ей присущего архитектурного лица. Самое интересное, что это положение вещей начинается с первичной матрицы — архитектуры конкретного дома. Наш город как будто собран из неподходящих друг другу объектов, которые не то чтобы не соединяются между собой, а скорее даже конфликтуют. И в этом случае становится очевидным, что в Дагестане обостренное чувство собственности, что особенно резко бросается в глаза, когда обращаешь внимание на облик зданий. Возможно, для кого-то данная ситуация выглядит вполне приемлемой, кто-то смирился, а кому-то все это безобразие и вовсе нравится. Кому-то, как говорится, и кобыла — невеста!

И в этом случае, как никогда, сожалеешь о том, что отвечающим за облик Махачкалы не привиты базисные понятия о том, что такое гармония, эстетика, красота. Если их нет у простых граждан, то они должны быть установлены в инстанциях, которые непосредственно отвечают за эту сторону общественной жизни. А когда раздухарившийся житель столицы решит в угоду моде «украсить» свой дом режущим глаз пластиком идиотского цвета, абсолютно выбивающимся из ансамбля близлежащих зданий, ему и нужно будет объяснить, что существуют элементарные нормы градостроительства. Другое дело, что эти самые инстанции не горят желанием заниматься подобным инспектированием, как, впрочем, и люди не рвутся спрашивать у кого-либо разрешения на свои фантазии. К слову, о фантазиях: они прямо пропорциональны материальному достатку и к области культуры никакого отношения не имеют. Зачастую складывается ощущение, что архитектурного управления у нас просто нет — иначе невозможно объяснить облик нашего города. Построить многоэтажку во дворе жилого дома — да без проблем! И никого не волнует, что люди уже ходят друг у друга по головам. А город ведь растет стремительными темпами. Если раньше в одном дворе находилось по 5 машин, то теперь их 20. Если под автостоянки элементарно не отводится места, то не стоит удивляться бесконечным заторам на дорогах и безобразно припаркованным автомобилям на тротуарах. У людей просто нет другого выхода!

Ни в одной из новостроек я не видел детской площадки, скамеек для отдыха пенсионеров, а те, что были во дворах советской постройки, стремительно захватываются нашими предприимчивыми земляками. Чтобы сегодня какие-то дворы обустраивались — лично я не замечал. Фасады зданий больше смахивают на конструктор LEGO, нежели на то, что хоть отдаленно напоминает среду обитания человека. Последним из ярких примеров является, как это ни странно, площадь имени Ленина, где изуродованное пластиком здание ДГМА благополучно соседствует с выполненной в стиле конструктивизма администрацией и скульптурой вождя мирового пролетариата. То, что строительство идет сумасшедшими темпами, это, безусловно, хорошо. Это и есть явное подтверждение того, что работа, которую осуществляет руководство города и республики по привлечению инвесторов, имеет результаты. Но в то же время перед нами плачевный вид уникального здания филармонии и большинства других архитектурных памятников города. Такое впечатление, что ждут, пока они полностью развалятся, тогда можно будет выкупить по сходной цене останки и на их месте построить очередную гостиницу или еще что-то подобное. Поживем — увидим!

Очень хочется, чтобы наш солнечный город (помните, в одной старой песне он был назван «вечно юным, вечно живым»), имеющий достаточно широкие возможности быть красивым и нарядным, я имею в виду и южный климат, предполагающий, что он может утопать в зелени, и наличие моря, видов на горы и т.д., сохранил свой исторический облик и в то же время обогатился культурными традициями современного мегаполиса. Безусловно, это зависит не только от кабинетных чиновников, но и от нас, дагестанцев, которые с большим удовольствием украшают свои дома дорогой мебелью, а за воротами или подъездами оставляют мешки с мусором…