159328215281

Великое множество экономических, политических, общественных процессов происходят в нашей стране дискретно, прерывисто. Так повелось издавна. Постороннему наблюдателю кажется, что у нас нет единого вектора развития у суммы процессов. Затевая какое-нибудь дело, мы как будто мечемся из стороны в сторону вместо того, чтобы последовательно и неуклонно закончить начатое. Сказанное в полной мере относится и к борьбе с коррупцией.

Теймур Абдуллаев

Коррупционный скандал в Министерстве обороны РФ, разразившийся этой осенью, пока не повлек за собой, казалось бы, неотвратимого продолжения в других ведомствах. Вспомним начало этого скандала. Стали известны некоторые подробности относительно причин обысков в подконтрольном Министерству обороны ОАО «Оборонсервисе». Как говорится на официальном сайте Следственного комитета РФ, Главным военным следственным управлением СК возбуждено пять уголовных дел по фактам мошенничества при реализации недвижимости, земельных участков и акций, принадлежащих холдингу. «По данным следствия, должностные лица Минобороны России выбирали из имущественного комплекса компании «Оборонсервис» наиболее ликвидные и престижные объекты, участки и акции, в том числе и в Москве, — заявили в СК. — Затем, как правило, в эту недвижимость вкладывались огромные бюджетные средства, и после этого имущество продавалось по существенно заниженным ценам аффилированным с компанией «Оборонсервис» коммерческим структурам. При этом многие объекты недвижимости покупались за счёт денежных средств, похищенных у самого же «Оборонсервиса». Так, утверждает следствие, в Темрюкском районе Краснодарского края должностные лица департамента имущественных отношений Минобороны, который возглавляла Елена Васильева, вначале незаконно изъяли из состава федеральной собственности и передали подведомственному предприятию в аренду земельный участок более чем в три гектара. Затем здесь за счет средств Минобороны был построен загородный комплекс более чем за 300 миллионов рублей, а впоследствии участок был продан всего за 92 миллиона рублей. Государственный проектный институт, состоящий из комплекса зданий в центре Москвы, был продан по цене на 282 миллиона рублей ниже рыночной стоимости. Причем этот институт занимался проектированием объектов в интересах обеспечения обороноспособности страны. Ещё три здания в самом центре Москвы и земельный участок под ними были проданы за семьсот с небольшим миллионов рублей, что как минимум на 200 миллионов меньше рыночной стоимости.

А широко известная гостиница «Союз» и земельный участок под ней на Университетском проспекте столицы были проданы всего за шестьсот миллионов рублей, что в полтора раза дешевле рыночной стоимости. «Предварительный ущерб от реализации только восьми объектов недвижимости составил более 3 миллиардов рублей», — подытожили в СК.

По данным на позапрошлый год, общая сумма коррупционных потерь Минобороны в 2010 году составила 2 млрд. 196 млн. рублей, из которых 58 млн. было украдено офицерами и служащими Ракетных войск стратегического назначения, 57 млн. — Воздушно-десантных войск и 47 млн. — Космических войск.

Тенденцией последних лет стал рост числа правонарушений в области бюджетного законодательства, использования государственного имущества, а также законодательства о размещении заказов на поставки товаров и услуг для государственных нужд. Так, указано в справке военной прокуратуры, в ноябре 2008 года руководитель управления развития и организации заказов авиационной техники и вооружения, в звании полковника, заключил госконтракт на ремонт и обслуживание четырех самолетов Ту-142М с одним из ЗАО на сумму 3,6 млн. рублей. Однако, как выяснилось позднее, вся эта работа уже была выполнена до заключения контракта на другом предприятии всего за 50 тыс. рублей. Еще 9,4 млн. рублей служащим Минобороны удалось заработать за счет махинации с несуществующей разработкой общевойскового прибора радиационной разведки и контроля «Альбинос». Заказ был распределен между коммерческими фирмами, подконтрольными должностным лицам министерства. Под видом якобы разработанного прибора эти фирмы представили промышленный дозиметр производства одной из белорусско-американских фирм, который к тому же не соответствовал требованием госзаказа. Другим распространенным преступлением в рядах нашей армии стал прием на баланс Минобороны неукомплектованного или дефектного оборудования. Так, два года назад два высших офицера, в звании полковника и подполковника Минобороны, произвели оплату 14 подвижных медицинских модулей на сумму 264 млн. рублей, заранее зная о некомплектности и недостатках машин.

Не менее лакомым куском для желающих поживиться за счет казны стали заказы на ремонт и капитальное строительство. В июне и октябре текущего года высшие офицеры одного из производственно-ремонтных предприятий Минобороны перевели более 300 млн. рублей, предназначенных для строительства военного госпиталя базы российских войск в Таджикистане и базы хранения в Башкирии, на личные счета своих родственников, впоследствии приобретя на них недвижимость и имущество в Объединенных Арабских Эмиратах. Но самые крупные суммы военные уводили с помощью незаконного отчуждения имущества Минобороны и его перепродажи через подставные фирмы по заниженной в 15 — 20 раз цене. Так, в 2009 году один из крупных филиалов РОСТО (ДОСААФ) передал с помощью подложных документов общественной организации ОСТО несколько строений общей площадью в 4,5 тыс. кв. м. Затем эта же недвижимость была перепродана частному лицу всего за 42,7 млн. рублей при рыночной стоимости в 772,9 млн. При этом нередко взяточниками становятся и сами проверяющие. Например, в этом году семь лет тюрьмы получил инспектор-ревизор Сибирского военного округа, согласившийся скрыть факт недостачи горючего в одной из частей за 240 тыс. рублей. Его коллега из того же отдела уже за 600 тыс. скрыл нарушения и недочеты в другой части Сибирского военного округа.

Подобным фактам — несть числа. И это ведь только те, кто попался. Дискретность, фрагментарность нашего мышления не дает нам осознать полные масштабы коррупционных процессов в стране. Мы говорим, что все продается и покупается, но в полной мере мало кто из нас может представить истинное положение дел.

Сегодня бьют армейских коррупционеров, дойдет ли очередь до остальных?