195401014719

В редакцию «Р» поступило свыше 50 обращений граждан, которые интересуются судьбой банка «Экспресс» банка»

С наступлением этой недели очереди у махачкалинских банкоматов «Экспресс» банка» стали гораздо заметнее. Люди в спешке снимают всю наличность: пенсионеры соскребают остатки пенсии, бюджетники забирают свои последние сбережения, а студенты нескольких вузов республики обеспокоены начислением стипендии. Дагестанский банк «Экспресс» 8 января официально заявил о прекращении обслуживания физических лиц.

Мурад Абдуллаев

Казалось, что «Экспресс» только-только отпустило после ноябрьской лихорадки. Но не тут-то было. Уже в первые дни нового года неофициальная информация о банкротстве банка буквально расползлась по всей республике. Люди в спешке побежали к банкоматам, но к моменту появления первых сигналов о банкротстве многие банкоматы «Экспресс» уже не работали. По словам клиентов банка, многие думали, что сбои в работе банка вызваны тем, что официально банк не будет работать с 30 декабря по 8 января, о чем сообщалось в объявлении, размещенном у каждого офиса банка и на его сайте. Но ситуация оказалась более драматичной. «Снять деньги за оплату коммунальных услуг и учебу сына на курсах английского я так и не смогла — банкомат капризно «выплевывал» мою карточку, грозясь и вовсе ее «проглотить». Все время выдавал «ошибку», — жалуется на финансовые проблемы Хадижат Алиева, педагог одной из частных махачкалинских школ. Снять деньги не мог никто — махачкалинцы лишь разводили руками, взяв в привычку бить банкомат руками, когда он отказывается выдавать кровно заработанные.

Ситуация продолжалась развиваться стихийно до 14 января. Незадолго до этого в банке началась внеплановая проверка ЦБ. В самом банке официально заявили, что решение об отзыве у «Экспресс» банка» лицензии Центробанком принималось непублично, без проведения консультаций с акционерами банка и информирования руководства Дагестана. «С нового года банк не смог продолжить работу, в том числе осуществлять выполняемые банком социальные функции в виде выплаты пенсий, пособий, приема налоговых платежей и пошлин», — сетовали на проблемы «экспрессовцы».

Банк на грани фола

Дагестан — это место, где самые неприятные и неожиданные процессы сразу обрастают слухами. Неважно, какими, хотя, как правило, грязными и непроверяемыми. «Я уверен, что «Экспресс» опять подставляют недруги, особенно те, кто после краха «Трансэнергобанка» почуял, что почва под ногами задрожала», — считает менеджер частной компании Исрафил Магидов. Кто-то действительно считает, что версия недружественных действий конкурентов «Экспресса» выглядит вполне убедительно, если учесть, что прошлый год для банка оказался чрезвычайно динамичным. Вот какую информацию мы нашли на сайте «Банки.ру»: на 1 февраля 2012 года нетто-активы «Экспресс» банка» составили 8,05 млрд. рублей (273-е место в России), а на 1 декабря — уже 10,97 млрд. рублей (238-е место). Как видно, банк весь год активно развивался, расширяя одновременно сеть филиалов.

Вот какой информацией поделился с нами Микаил Гаджиев, аналитик экономического рынка, г. Пятигорск: «В феврале прошлого года Национальное рейтинговое агентство повысило индивидуальный рейтинг кредитоспособности ОАО АКБ «Экспресс» до уровня ВВВ+ (достаточная кредитоспособность, первый уровень). В последнем рейтинге банков юга России, составленном в прошлом октябре аналитическим центром «Эксперт Юг», «Экспресс» впервые вышел на пятое место (260-е в федеральном рейтинге) с объемом активов 9,718 млрд. рублей и капиталом 944 млн. рублей на 1 июля 2012 года, оставив позади прежнего лидера банковской отрасли СКФО — Ставропольпромстройбанк. В Дагестане «Экспресс» был третьим игроком на рынке обслуживания физлиц после Сбербанка и Россельхозбанка. Еще один показатель — клиентская база: клиентами банка являлись 200 тысяч жителей Дагестана и 3 тысячи предприятий и организаций».

Кому мешал «Экспресс»?

«Что теперь делать нам, физическим лицам?» — в один голос вопрошают читатели «Республики». Из писем наших постоянных читателей стало известно и о таком варианте причин банкротства «Экспресс» банка»: «…банк стал жертвой рейдерской атаки, к которой причастны некоторые влиятельные бизнесмены из Дагестана, проживающие в Москве. Якобы кому-то не нравится, что банк крепко стоит на ногах и находится на передовых позициях в республике. Им нет дела до простых вкладчиков, их цель — сменить руководство и прибрать банк к своим рукам». В противовес «гласу народа» звучит версия дагестанских блогеров: «…проблемы «Экспресса» — результат действий руководства банка по активному привлечению средств населения и госструктур с целью их последующего вывода через кредиты (с ноября по декабрь 2012 года кредитный портфель банка вырос с 3,759 млрд. до 4,768 млрд. рублей). Как бы то ни было, пока ситуация вокруг «Экспресса» остается в подвешенном состоянии — ограничения ЦБ продолжают действовать. Вопрос в другом: где наши деньги?»

Отметим, что 15 января председатель Национального банка Дагестана Сиражудин Ильясов назвал критической ситуацию в банке «Экспресс», который приостановил выплаты 8 января текущего года, но по-прежнему работает с лицензией. «Хочу разъяснить, что интересы вкладчиков банка надежно защищены государством. При наступлении страхового случая хранящиеся в банке средства будут возвращены в полном объеме. О том, как и когда это будет сделано, будет сообщено дополнительно в средствах массовой информации», — отметил он.

 

Подпись под фото: «Вот таким выдался первый официальный комментарий от «Экспресс» банка»

http://twitter.com/nurlan_aliev/status/288968354662854656/photo/1