14728913594

Мир не без добрых людей

Несколько дней назад ранним утром в парке Ленинского комсомола в Махачкале произошла встреча двух совершенно незнакомых людей, которая и дала повод для возникновения этой статьи. Но были и другие поводы, о которых вы сейчас узнаете…

Багаудин Узунаев

В то утро один наш земляк, махачкалинец (имя по его просьбе мы не называем), совершал спортивную пробежку — он это делает ежедневно … Навстречу шел молодой человек, вид которого показался ему подозрительным. Одет он был кое-как, а на щеках и на лбу виднелись кровоподтеки и ссадины. Наш земляк хотел пробежать мимо: мало ли кто скрывается за обликом бомжеватого прохожего. Но тот сам сделал движение навстречу, и бегуну пришлось остановиться.

Где я? Что со мной?

«Скажите, где я нахожусь?» — смущаясь, спросил «бомжеватый». Голос незнакомца, интонации сразу же рассеяли все сомнения: человек попал в беду! «Что с вами случилось? — спросил наш земляк. — Я вижу, вам нужна помощь». Тот кивнул головой. По пути встречный разговорился и рассказал ему все начистоту. Вскоре они пришли в дом нашего земляка: незнакомец смог умыться, смыть кровь с лица, ему дали лекарств, накормили… Словом, наш земляк повел себя как настоящий человек, истинный дагестанец. Имя его мы не называем, ибо он отличается не только благородством, но и скромностью…

После знакомства и первой помощи хозяин связался по телефону с фондом «Чистое сердце», и вскоре оттуда прибыл волонтер Магомед Магомедов. Он забрал гостя в свой офис, где дружная семья волонтеров-единомышленников окружила гостя вниманием и заботой.Так герой нашего очерка оказался под опекой «Чистого сердца».

Нарвался на… Рафика!

Пора представить нашего таинственного бомжеватого героя. Зовут его Эдуард Кокшаров. Родом он из Братска. Стоит посмотреть на карту, чтобы понять, из какого далека его к нам занесло. Но, увы, край наш встретил его негостеприимно. Статус его здесь, в Дагестане, если попробовать его определить, колеблется между рабством и добровольно-принудительным трудом… История приезда Эдуарда в Дагестан, пребывания его здесь и отъезда отсюда тянет на остросюжетный детектив… с хорошим концом. Хотя и плохой конец тоже был вполне вероятен. Но парня от него спасли незнакомый физкультурник и волонтеры «Чистого сердца»!

Случилось так, что под занавес прошлого года Эдуард со своим другом, также братчанином, Олегом решили подзаработать, чтобы было то, на что отметить самый любимый народный праздник. Куда едет россиянин, решивший подзаработать, вам объяснять не нужно: конечно, в Москву! И вот два друга-братчанина устремились в Стольный град… Но тот встретил их сурово: шли дни, но ни заработка, ни стола, ни крыши над головой у друзей так и не появилось. И друзья пошли каждый своим путем.

Каким-то ветром Эдуарда занесло на Курский, где ему опять-таки подвернулся наш земляк, но уже как бы из другого теста, сильно отличающийся от физкультурника из парка и волонтера из «Чистого сердца». И был он, как бы это сказать поделикатней, вербовщик, что ли. Он вербовал рабочие руки для дагестанского рынка труда, суля золотые горы. Звали его Рафик.

Завербовать Эдуарда ему не составило труда, так как наш гость — человек доверчивый, даже наивный. Словом, в тот же день Эдуард был посажен в рейсовый автобус «Москва — Махачкала» и через три дня прибыл на нем в столицу Страны гор, на стоянку у кинотеатра «Пирамида».

Оттуда его переправили в Каспийск, где он влился в дружную семью таких же «гостей» Дагестана, как он сам, и стал трудиться на небольшом предприятии по изготовлению мебели. Благо, что среди множества профессий, которыми он владеет, есть и «столяр», работенка для него там нашлась без проволочек.

Он занимался перетяжкой мебели. Говорит, что кормили хорошо. Была крыша над головой. Постель. Оплата труда, которую пообещали, тоже была неплохая — ее хватило бы на дорогу до Москвы, а оттуда и в родной Братск. Однако «коллеги» Эдуарда разочаровали его насчет заработков, сказав, что еще никто из «гостей» Дагестана вроде него не уезжал отсюда с деньгами. Просто так, с пустыми карманами, — были случаи. А с деньгами — нет…

В Москву — пешком!

И вот, проработав на предприятии пару недель, Эдуард решает бежать из Каспийска. Нашелся, вернее, нашлась и попутчица — Татьяна (фамилии ее Эдуард не знает…). По дороге их задержали пограничники на посту «Ласточка». После расспросов «погранцы» позвонили в Кировский РОВД, откуда вскоре приехало несколько сотрудников. Ребят забрали в райотдел. Там их тщательно допросили. Выразили сочувствие, но помочь ничем не смогли. Верней, помогли советом: мол, дуйте вы отсюда, ребятки, да поскорее.

Выйдя из РОВД, Эдуард с Татьяной направились на железнодорожный вокзал, на разведку: узнать расписание, цены на билеты. Цены оказались им не по карману, тем более что карманы-то были совершенно пусты. Покумекав, они идут в ФСБ. Там их сразу принять не смогли. Сказали, чтобы они явились после обеда, с двух до трех… Они прождали до пяти. Но их так никто и не принял. Тут им кто-то посоветовал пойти в церковь: мол, может быть, там чем-нибудь помогут — деньгами, советом, ночлегом. Найти ее удалось с трудом. Однако помощь, на которую они надеялись, им не была оказана и там. Видимо, представления советчиков о гуманизме церкви оказались преувеличенными. «Вы взрослые люди, — сказал батюшка, о. Николай, — решайте свои проблемы сами, не возлагая их на Господа и других двуногих». Что было делать? Думали они, думали … да придумали: идти в Москву пешком!

Вышли на федеральную трассу «М-22» и потопали. Но им и тут не повезло: вдруг рядом остановилась легковая машина без опознавательных знаков, и из нее проворно вышли двое полицейских. И опять им пришлось выкладывать паспортные данные, рассказывать про место жительства, озвучивать свои планы и намерения и т.п. В общем, их опять вернули назад, в Махачкалу.

В суматохе Эдуард и не заметил, что подруга его, Татьяна, куда-то исчезла. Видимо, бежала, воспользовавшись заминкой. В общем, остался Эдуард один.

Мойка или помойка?

Стал он искать работу. Пошел на «стоячую» биржу труда, что на Первом рынке. Вскоре работа нашлась: он был взят в качестве мойщика на автомойке, где хозяйничали две ушлые, как следовало из его рассказа, дагестанки Зарина и Карина. Взяли они его к себе на мойку и стали эксплуатировать, что называется, на всю катушку. Там же, на мойке, он и жил, и ночевал. Условия были такие, что Эдуарда хватило только на две недели. Он стал просить Зарину и Карину отпустить его домой. Заплатить за отработанное и отпустить. Как на беду, на мойке пропал ключ от входной двери, и хозяйки использовали этот как предлог, чтобы не расплачиваться с ним. Так как он продолжал настаивать, то его избили и выкинули вон! Он обратился в УУР (Управление уголовного розыска) МВД РД. И тут ему повезло: он попал в руки добросовестного сотрудника Ислама Гаджиева, который провел тщательное и объективное расследование всех обстоятельств. Зарина и Карина были допрошены, и на них завели уголовное дело. Но Эдуарду пришлось уйти с мойки. Куда глаза глядят. Ночь он провел на скамейке в парке, в том самом, Ленинского комсомола, где наутро ему опять повезло, а как именно — вы уже знаете.

Эдуард в ходе нашего разговора говорил об Исламе Гаджиеве с чувством искренней благодарности: мол, этот человек отнесся к его положению с глубоким пониманием, проявил к нему человечность, дал полезные советы и наставления.

Но больше всего он, конечно, благодарен сотрудникам фонда «Чистое сердце», особенно Магомеду Магомедову, который, как он выразился, «возился» с ним, невзирая на время суток и усталость…

Помогали от чистого сердца!

Вот в такую сложную жизненную ситуацию попал герой нашего очерка Эдуард Кокшеров, сын цыгана Юрия и простой русской женщины Людмилы Гурченко.

Мне остается только добавить, что сотрудники «Чистого сердца» не только приютили его в своем офисе, накормили обедом, оградили от всех угроз и рисков, но и купили для него билет на автобус до самого Братска! Проводы были трогательными. До слез дело, разумеется, не дошло — мужчины прощаются без слез. Но чистые дружеские эмоции испытывали при этом все — и отъезжающий, и провожающие.

Счастливого тебе пути, дорогой Эдуард Кокшеров! Братский привет от Дагестана славному Братску, а также величественному Енисею!

Мы надеемся, что ты, рассказывая про Дагестан, упомянешь не только вербовщика Рафика, заманившего тебя в «рабство» в мебельный цех, не только Зарину и Карину, выбросивших на улицу без копейки, но и про всех тех светлых и чистых людей, которые тебе помогали с первых минут знакомства и до отъезда в далекий Братск. А не вспомнишь — тоже не обидимся.