Где изуверство, где святая вера. Решает мера — всё решает мера. Л. Семаков

На самом деле сегодня самой большой проблемой для Дагестана является поколение малообразованных молодых людей. Именно по причине своей малообразованности они чаще всего становятся жертвами клерикальной пропаганды. Не имея базовых знаний, они чаще всего даже не понимают, насколько опасен путь, на который их толкают.

Заур Газиев

Первая ступень

Абсолютно прав новый глава республики, что в последние годы Дагестан сползал в средневековье. И у этого явления есть свои вполне конкретные причины. Я много раз называл их, начиная со встречи с прошлым президентом России Д. Медведевым в Кремле. Но следует отметить, что все эти причины системные. Уверен, что главная из них — качество образования в нашей республике. Оно действительно никуда не годится. И это не просто беда текущего времени, это проблема, обращённая в будущее, ведь плохо образованный человек — это группа социального риска на много десятилетий вперёд. Следует сказать, что виновен в этом не всегда сам гражданин. Если человек не встретил в самом начале жизни хорошего учителя, то на всю жизнь с ним останется неприязнь к учёбе. Проверено на людях! Если же человеку повезёт и такой учитель у него будет, то у него на всю жизнь сохранится радость познания. Почему, к примеру, после Великой Отечественной войны Дагестан вдруг совершил огромный шаг вперёд? Потому, что в эвакуацию и по распределению в республику приехало много хороших русских учителей. То, что происходит сейчас в учительской среде, — это повод бить тревогу. Хороших учителей, заинтересованных в результатах своего труда, осталось крайне мало. Я уже много раз писал про учителей, что на уроке сидят в Интернете, про тех, кто покупал знания, про тех, кто на вопросы учеников взрывался негодованием. Наша школа — это одна большая проблема. Но беда, на мой взгляд, сейчас даже не в самих учителях, штампующих неучей, беда в том, что методики преподавания в российских школах безнадёжно устарели.

Психологи утверждают, что последние два поколения мыслят совершенно иначе и знания воспринимают совсем по-другому, нежели их предшественники. Обратите внимание, как они легко ориентируются в компьютерах, телефонах и прочих гаджетах. Они думают и воспринимают реальность иначе, чем мы. Это клиповое мышление. Их учить нужно по-другому. Рассаживать учеников нужно по-другому, учебники должны быть другими! Школа должна соответствовать изменившемуся миру. Если сейчас с вашим ребёнком не работают индивидуально репетиторы, то вероятность того, что он получит качественные знания, ничтожна.

Другой аспект проблемы образования заключается в том, что школы перестали быть центром притяжения для детей. Школа не движется навстречу к своим ученикам, она — как мачеха. Практически отсутствуют школьные театры, редко где работают кружки. В школах очень мало хороших психологов. А ещё школы превратились в некое заведение, куда дети приходят отбывать повинность. Из школ ушла радость. Когда каждый раз накануне сентября мы слышим рассказы о том, как в более или менее хороших школах с родителей вымогают деньги за зачисление, — это вообще за гранью добра и зла. А если ко всему прибавить общий агрессивный фон в школе и какую-то нетерпимость по отношению к ученикам, всё кажется совсем беспросветным.

Грехи наши тяжкие…

Но есть ещё более страшный грех нашей школы, и это знаковый момент. В школах не учат толерантности и вообще не дают навыков социального поведения. Это очень большое упущение. Нашим детям никто не объясняет, насколько важно уметь правильно себя вести в незнакомом обществе, как быть, если вокруг тебя люди, которые мотивированы на конфликт. Наша школа не готовит детей к реальной жизни. Она не предохраняет от рисков, которые поджидают сегодня молодых людей.

К примеру, огромной проблемой является зависимость молодых людей от социальных сетей. Сейчас интернетозависимых чуть ли не больше, чем алкоголиков, и эта проблема ещё даст о себе знать. Другая проблема — никто не учит противостоять экстремистской пропаганде и проповедникам тоталитарных сект. Маленький человек оказывается один на один с умелыми риторами, которые прививают ему навыки асоциального поведения и толкают его в ряды маргиналов. В Дагестане эта тема особенно актуальна. Пока взрослые люди заняты зарабатыванием на кусок хлеба, дети предоставлены сами себе. Их воспитывает уже не телевизор — они один на один с Интернетом, где серых и сумеречных зон гораздо больше.

О правовом, гражданском просвещении в наших школах тоже ничего не слышно. К примеру, в каких случаях нужно подавать в суд, а в каких всё же нужно просто вести диалог. Детям не объясняется, почему важно ходить на выборы и уважать законы своей страны. У нас не прививается гордость за свою страну, радость за то, что она объединяет столько разных народностей и культур. В школах не объясняется, что от взаимодействия разных культурных и этнических сфер всегда рождается что-то новое и необычное, что это повод к движению вперёд, к взаимному развитию!

А ещё наша школа совершенно не настроена на то, чтобы в человеке развивались творческие способности. Творческие конкурсы у нас в Дагестане — это вообще отдельная трагическая история. Талантливые и необычные дети должны не затаптывать свои способности и не чувствовать себя белыми воронами, а иметь возможность развиваться. Ведь без чистого творчества, без оригинальных идей движение общества вперёд просто невозможно. И желательно выявлять этих ребят как можно раньше, иначе подростковая среда просто уничтожит их.

Так уж повелось, что в Дагестане всегда был развит культ спорта. Но этот фактор обязательно нужно уравновешивать знанием и пониманием горского кодекса чести. Когда толпа подростков приезжает в Махачкалу и посредством бейсбольных бит выколачивает телефонные трубки — это диагноз всему обществу. Я слышал столько историй, как из-за телефонной трубки молодых людей просто убивали. От этого становится страшно. Кто не верит, поговорите с людьми, которые работают в травматологии и нейрохирургии.

Наше общество действительно виновато перед школой. Когда от школ отрезались участки под застройку, когда главы МО в угоду своим капризам меняли директоров на тех, кто им милее, когда не поддержали тех немногих учителей, которые могли изменить школу…

Это очень печальная история. Припоминаю, как в одной из известных и элитных школ ученик, над которым издевались одноклассники, пырнул ножом своего обидчика. Мы написали об этом со слов свидетеля, который не хотел себя афишировать. Первым, кто выразил своё негодование, была директор школы! Она не искала причин, почему штатный психолог не увидела зону конфликта, она не обвиняла учителей, которые равнодушно взирали на то, как в маленьком человеке зрело негодование. Главным врагом для неё стала газета, озвучившая эти проблемы! И какие перемены могут произойти в школе, где любая критика воспринимается как личное оскорбление, где правда закапывается, где проблемы не решаются, а прячутся? Интриганство, подсиживание, войны за часы в самих учительских коллективах — это вообще отдельная история.

Мы неслучайно проваливаемся в средневековье. Всё это следствие многих маленьких и не очень упущений. В конечном итоге мы имеем поколение красивых, здоровых и агрессивных неучей. Как менять эту ситуацию, насколько общество понимает связанные в связи с этой проблемой риски, что со всей этой ситуацией делать — я не знаю. Но наверняка есть те, кто знает. Остаётся только найти их…