В прошлой статье мы рассуждали о «желтой» специфике дагестанской политики, когда для очернения того или иного руководителя в Интернет вбрасывается масса пикантных «откровений» и «разоблачений». Сегодня попробуем поговорить о содержании новых республиканских инициатив и форме их подачи.

Лев Цэров

Как известно, философия говорит о диалектическом единстве формы и содержании или попросту о том, что содержание должно быть облачено в определённую форму. Безусловно, содержание – это главное, основное, то, что позволяет двигаться вперед, совершать прорыв и т.д., но и форма оказывает своё воздействие на содержание, причем иногда даже очень значительное. Форма зачастую может изменить содержание до неузнаваемости и даже довести, казалось бы, вполне здравую мысль или идею до абсурда.

В одной суфийской сказке это показано особенно наглядно. Некоему великому правителю приснился сон, для толкования которого он позвал придворных мудрецов. Мудрецы ответили правителю, что Всевышний дает ему знать, что  впереди его ждёт большое горе и что он переживет всех своих близких. Правитель, страшно разгневавшись из-за столь печального прогноза, приказал бросить незадачливых мудрецов в темницу и найти другого толкователя. Один скромный дервиш согласился интерпретировать сон правителя. Он сказал ему, что Всевышний послал ему благую весть о том, правителя впереди ждет долгая и счастливая жизнь, он будет править и жить так долго, что переживет даже своих внуков. Правитель обрадовался и наградил мудрого дервиша, отпустив по его просьбе арестованных мудрецов. Мудрецы спросили у своего спасителя о том, что он сказал правителю. Услышав ответ, они с удивлением воскликнули: «Ты сказал то же самое, что и мы! Но нас он наказал, а тебя наградил!»

«Конечно, вы правы, – ответил дервиш – но важно не то, что ты говоришь, а как ты это говоришь и в какой форме преподносишь».

За последнее время врио президента РД Рамазан Абдулатипов высказал немало интересных и важных идей, мыслей и предложений, причем сделал он это в присущем ему ярком, эмоциональном стиле, что лишний раз подтверждает харизматичность его личности и талант публичного политика. Взять хотя бы его инициативу ношения дагестанской одежды государственными чиновниками в дни республиканских праздников. Под внешней эпатажной формой скрывается глубокая мысль о важности сохранения национальной культуры и дагестанской идентичности. Конечно, если все ограничится тем, что чиновники за государственный счёт сошьют себе черкески, наденут папахи и в разгар лета продефилируют к своим рабочим местам, то, кроме веселого смеха, это ничего не даст. Если же будет разработана республиканская программа возрождения национальной культуры, если по телевидению будут систематически идти программы на историко-культурные темы, если в детских садах будут читать дагестанские сказки, если в школах историю и традиции Дагестана будут изучать в полном объёме, а не по остаточному принципу, если будут приняты не формальные, а реальные меры по сохранению языков и памятников истории и культуры, если дагестанским дизайнерам удастся привить моду на дагестанский стиль одежды… и еще много если. Вот тогда дагестанские госслужащие в традиционной одежде будут смотреться не как невольные участники экзотического карнавала, а как органическое воплощение возрождения национальной дагестанской идентичности.

То же самое можно сказать и об инициативе Рамазана Абдулатипова по поводу того, что каждый высоко- и среднепоставленный чиновник должен развивать собственное приусадебное хозяйство в своём родовом селении. Если это делается для того, чтобы показать пример своим односельчанам, если этот пример будет сопровождаться реальными мерами по поддержанию республиканского малого предпринимательства на селе, причем без всяких бюрократических проволочек, откатов и прочих препон, то очень хорошо. Если будут завезены средства малой механизации, современные средства индивидуальной мелиорации и многое другое, что может облегчить и модернизировать труд на приусадебных участках, тогда эта инициатива наполнится реальным содержанием. А иначе эти усадьбы имеют неплохие шансы превратиться в нечто похожее на «потёмкинские деревни».

Что касается недавнего «вывоза» чиновников на «курсы повышения квалификации» управленцев, немного походившее на экскурсию, то основная проблема заключается не в том, что дагестанские чиновники некомпетентны и не умеют работать по-новому. Есть, конечно, и такие, но большинство из них являются профессионалами своего дела. Проблема, скорее всего, в том, что они не столько не могут работать по-новому, сколько не хотят этого делать и вряд ли захотят, так как в этом случае потеряют смысл пребывания на своих должностях.

И тут мы подходим к главной мысли: есть серьёзная опасность, что яркие по форме предложения врио президента Дагестана будут с готовностью подхватываться чиновниками и под общий громкий «одобрямс», столь свойственный этому классу, будут тут же выхолащиваться.

Яркая эпатажная форма без соответствующего содержания сильно ударит по имиджу врио президента и быстро снизит его авторитет в глазах дагестанского общества, что опять-таки негативно отразится на попытках вывести республику на новый уровень социально-экономического и общественно-политического развития.

И недооценивать эту опасность ни в коем случае нельзя…