19643025652

Некоторое время назад мы разговаривали с вами о значении биологических ресурсов Каспия и об интересах пяти стран, делящих между собой его берега и акваторию. Каспийское море имеет также и транспортное значение, настолько важное, что переоценить его трудно.

Теймур Абдуллаев

Логистика – перемещение грузов – является неотъемлемой и важной составной частью экономики. Каспий с прилегающими к нему землями является для Евразии подобием Балкан. Сегодня существует шесть вариантов возможной доставки грузов из Ирана, Индии и стран Юго-Восточной Азии в Россию, Финляндию и в страны Евросоюза. Из этих шести вариантов два связаны с транзитом через Суэцкий канал, а четыре – через каспийский транзит. В каспийских транзитных проектах предполагается активно использовать территории субъектов Южного федерального округа – Дагестана, Калмыкии, Астраханской, Ростовской и Волгоградской областей. Партнерами для России в этом грузообмене будут выступать Иран и Индия.

Специалисты оценивают нефтяной потенциал прикаспийского региона в 100 миллиардов баррелей. Это – груз, который надо будет вывозить, доставлять до потребителя. Дагестанская часть трубопровода «Баку – Новороссийск» является точкой силы для официальной Москвы. Наличие этого трубопровода оставляет Россию в клубе сильных и влиятельных стран. Модернизация транспортной системы Каспийского моря может считаться одним из важнейших проектов современной России. Говорят, что это невыгодно США, им вообще невыгодно все, что может кому-то принести пользу. Я не политолог, простой обыватель, понимаю только, что им выгодно не давать нам достойно и спокойно партнерствовать с соседями.

У России четыре порта на Каспии. Порт Астрахань, в шестидесяти километрах от него – морской порт в селе Оля, порт Лагань в Калмыкии и, собственно, мы, Махачкала. Мы являемся единственным российским портом на Каспийском море, который не замерзает зимой. Суммарная мощность перевалки грузов портов Астрахань и Оля составляет около 10 млн. тонн в год. Махачкалинский порт один сегодня может перерабатывать около 10 млн. тонн в год, а после дополнительной реконструкции это число достигнет 15 млн. тонн в год, из которых 10 млн. тонн придется на перегрузку нефти, а 5 млн. тонн – на сухие грузы, строительные материалы, продукты и т.д.

Нефтепровод «Махачкала – Новороссийск» за транзит нефти получает 303 рубля за тонну. Мощность этого нефтепровода составляет 8 млн. тонн в год. Он может принимать нефть из Туркмении, что для нас довольно выгодно, так как позволяет компенсировать будущие потери от южного потока, нефтепровода «Баку – Джейхан», чей маршрут не проходит через Россию.

Сухие грузы планируются провозить из стран Юго-Восточной Азии и Индии в иранские порты, а оттуда доставлять по морю в порты Махачкала, Астрахань и Оля. Затем по железной дороге – либо через Ростов-на-Дону, либо через Волгоград – товары перевозятся в Москву и Санкт-Петербург, далее в страны Евросоюза. В подобном режиме будет функционировать международный транспортный коридор «Север – Юг». Специалисты из Министерства транспорта России рассчитывают этим коридором провозить до 15 млн. тонн товаров в год. Этот путь в ближайшее время составит конкуренцию маршруту через Суэцкий канал. Уже сегодня мы сбили цены хозяевам Суэца на 30 %. А это вам не кот начихал. Мировая геополитика в действии. Со времен шерстяных клиперов из Британии таких важнейших переделов транспортных коридоров никто не планировал. Нагрузка махачкалинского порта в полную силу даст нашим доблестным таможенникам мощную подпитку в государственный бюджет. Как известно по прошлогодним данным, 51 % отчислений в бюджет дали таможенные сборы и только 49 % принесли собранные налоги. Наши чиновники, правда, борщат там, где только могут. Один мой знакомый возит товары из Ирана в Россию. Один только раз он привез основной объем через Махачкалинский порт, более это делать зарекся. Стал возить через Астрахань. Каждая государева служба в порту пыталась оторвать свой кусок. Он решил, что дешевле растаможивать в Астрахани. Но этот вопрос как раз легко решаемый. Нужна будет только политическая воля одного или двух человек, и порядок будет наведен, а может, у них и сейчас все в порядке. Он, этот приятель, рассказывал мне это в 2008 году.

Сухие цифры, конечно, утомляют. Я тут размахался ими перед вами для того, чтобы наглядней показать, что Дагестан не какой-то никчемный кусок земли, гор и моря, а очень важный транзитный узел в современных мировых товарно-денежных процессах. И это очень неслабый козырь. Когда нам кричат где-нибудь в московском метро «Убирайтесь к себе, мы вас кормить не будем больше», это звучит глупой провокацией против самих себя. Кто кого кормит – еще спорный вопрос.

 

Подпись под фото: Потенциал махачкалинского торгового порта велик