«Чем примитивнее человек, тем более высокого он о себе мнения» Эрих Мария Ремарк

Огромная личная благодарность «Черновику» за их задокументированный взгляд на расклад национальных центров силы в Дагестане. Теперь у меня точно нет сомнений, что мы на войне. Мне трудно понять, кто с кем в союзе и кто кого пытается устранить, но, если смотреть с точки зрения обывателя, прочитавшего этот текст, сомнений в том, что мы находимся в состоянии холодной войны, не остается. Подобные тексты публиковались, когда вопрос об уходе с поста Муху Алиева уже был решен и в Дагестане гадали, кто станет следующим президентом…

Заур Газиев

Олимпийская выдержка

По сути, все ждут окончания Олимпиады. Все понимают, что Владимир Путин, отгуляв на этом празднике жизни, вернется наводить порядок внутри страны. А если учесть, что Путину так и не удалось собрать у себя в Сочи мировых лидеров, то под его плохое настроение и горячую руку могут попасть многие. Главам регионов Северного Кавказа вообще было велено сидеть в своих субъектах и следить за порядком у себя дома. Очевидно, что полный игнор, которому подвергли Путина западные лидеры даже после амнистии для «Пусси риот» и Ходорковского, не сделает его мягче и либеральнее во внутренней политике. Скорее всего, наоборот.

Возможно, кто-то уже пакует чемоданы… Но суть даже не в этом, большинство ведь все равно остается в Дагестане, и очень не хотелось бы, чтобы сбылись самые негативные прогнозы. К примеру, не хотелось бы открытого гражданского конфликта. Помню, как одно время упорно циркулировали слухи о том, что после Олимпиады в Дагестане начнутся реальные боевые действия. Понятно, что локально война в виде спецопераций в нашей жизни присутствует уже давно. Но сейчас люди боятся самого страшного, что может быть – братоубийственного конфликта…

После истории, описанной в текущем номере «СР» Багаудином Узунаевым, просто приходишь в ужас от того, что происходит в Дагестане. Убийство подростка, а потом два миллиона компенсации…Создана целая инфраструктура зла под прикрытием религии, и кто-то живет, растит детей, строит дома на эти кровавые деньги…

Как мы дошли до такого? Еще лет двадцать назад мы и не слышали даже о межнациональных конфликтах, которые сейчас в той или иной степени будоражат Дагестан. Еще совсем недавно, живя бок о бок, мы не спрашивали у соседей или друзей о том, кто какой национальности. Потом были бандитские девяностые, и кто-то наивно полагал, что в чиновничьих кабинетах этот брутальный призыв приобретет цивильный лоск. Эксперимент с треском провалился. Выяснилось, что бандит даже в итальянском костюме остается тем же хамлом и маргиналом, что и в адидасках.

Слава Богу, время их ушло. Ушло навсегда! Даже если они в это не верят. Но в наследство от этого времени у нас осталось то, что во всех странах называется этнической преступностью. Национализм, коррупция, падение образования, религиозный экстремизм, кастовое устройство общества – все это последствия того ужасного времени. И когда кого-то из них начинает рекламировать, к примеру «ЧК», как это было в их последнем номере, мы понимаем: делается это не просто так! Сами бруталы в силу своей ограниченности могут чего-то не понимать, но журналисты-то все видят! Видят, но продолжают «работать». Понятно и то, что «ЧК» в силу своей аварской ориентированности вынужден быть тенденциозным. Но, с другой стороны, читатели ведь не круглые дураки, тем более что все шито белыми нитками. Очевидно, началась какая-то новая игра и понадобилась национальная составляющая. Последняя опора. И под этим углом зрения как-то иначе выглядит то, что основные идеологические государственные ресурсы – ГТРК, РГВК и РИА – возглавляются аварцами! Без сомнения, национальная компонента взяла верх. Так откровенно игнорировать национальное представительство других этносов в Дагестане позволить себе не мог никто, даже в самые беспредельные времена. Думаю, подобная гегемонистская практика в Дагестане ничем хорошим не закончится. Даже если развязка этого сюжета отложена на будущее, уже сейчас все идет к общему ухудшению ситуации, падению авторитета власти, государственной системы, которая позволяет подобное. Пока это не так бросается в глаза, потому что мы видим еще более скотские примеры поведения людей, но, похоже, мина уже запущена. Слишком уж обласканы сегодня те, кто является символом национализма и гегемонизма, как бы они себя при этом ни называли.

Лиха беда начало…

Согласитесь, после того, как узнаешь, что люди разносят флешки, убивают друг друга под видом борьбы за чистоту веры, все остальное просто меркнет. Когда есть примеры вопиющего озверения и оскотинивания, пиар обычному бандиту при должности кажется такой мелочью! С другой стороны, когда обычного бандита рисуют как политика планетарного масштаба, это говорит не столько о том, кто это заказал, а сколько о тех, кто заказ принял! Правда, остается вопрос гражданской ответственности за то, что делает журналист, но когда это кого-либо останавливало?! Когда вы вольно или невольно подводите общество к межнациональному конфликту, имейте в виду: выходить из него будет уже невозможно. Исторический опыт межнациональных конфликтов показывает, что обиды и претензии друг к другу длятся до тех пор, пока существуют сами этносы. Обратного пути нет! И под каким бы соусом ни подавался махровый национализм, его уже не замаскировать, не спрятать за сказками о культурных автономиях. Разговаривая с людьми, встречаясь с гражданами, мы видим, как данный вопрос постепенно захватывают все большее количество людей. Хотелось бы быть услышанным и правильно понятым: в Дагестане достаточное количество тлеющих конфликтов, чтобы устраивать новую заварушку и под шумок стряпать свои делишки…

Зеркало…

Если честно, есть случаи, когда не нужно ничего говорить, человек сам может нарисовать свой портрет лучше любого журналиста. Люди уже сами, своими глазами, видят всю комичность ситуации – им и объяснять ничего не нужно! И сколько бы троллей в Интернете на человека ни работало, никто не убедит разумных людей в том, что белое – это черное, а черное – белое. Не нужно раскрывать какие-то подковерные интриги и рассказывать о закулисных историях, достаточно просто личного появления этого человека на людях – и все встает на свои места.

***

Я об этом и раньше писал, но есть вещи, с которыми ничего не поделаешь. Если вы что-то в своей жизни украли, то и у вас украдут еще больше. Невозможно обманывать всех бесконечно долго! Правда вылезает – ничто не обходится без последствий! И только в нас, дагах, сидит какая-то детская наивная надежда на то, что всегда можно избежать последствий своих действий. Некоторые не видят связи между своими поступками и тем, что произойдет с ними в будущем! Причем эта глупая надежда чувствуется в самых разных людях независимо от возраста, социального статуса или степени погруженности в религиозность. Когда жизнь в очередной раз окунает их мордой в то, что они сами же натворили, начинают кричать что-то типа: да, я в дерьме, но я не сломлен…

Я и раньше писал о том, что большая часть наших проблем вызвана сбоями на уровне базовой программы, которая в головах у наших людей. Очень сомнительно, чтобы при том, как сейчас идут дела, что-то вообще можно было бы изменить. Деструктивная часть нашей программы агрессивна и устойчива. Она, как вирус, убивает все новое, в том числе и любые старания переустановки системы, превращая попытки реформации в полную деформацию первоначального замысла. К сожалению, все говорит о том, что позитивный потенциал нашего народа оказался слишком слабым. Мы не устояли ни перед одним пороком цивилизации, а в каких-то случаях стали еще хуже, злее, невежественнее… Те, кто мог уйти к салафитам, уже ушли. Новобранцев у них сейчас не так много, потому что останавливают регулярные зачистки. Но идеи, которая стала бы для людей более привлекательной, так и не появилось. Пока общество не станет справедливее, пока оно не предложит своим молодым гражданам шанс для самореализации, пока у нас не научат силовые структуры быть уважительными к своим согражданам, пока нам не будут предложены честные правила для всех, включая честные выборы, мы так и будем тонуть во тьме своего невежества, злобы, национализма и агрессии.