19442787373

Хотя в мифах и сказаниях много вымышленного, но зачастую они могут быть основаны и на реальных событиях. В эпосе, мифе, сказе рождается собирательный образ героя, в котором воплощаются лучшие черты народа.

Фейзудин Нагиев

Время и пространство эпоса «Шарр-Вили»

Анализ ткани и структуры собранных материалов по эпосу «Шарр-Вили» указывает, что эпос рождался в самый начальный период государственного образования Алпан. Это был период, когда лезгиноязычные народы переходили от разных языческих богов (Ману, Ра, Ген, Ваал, Мен /Вардз, Аси и др.) к богу огня Алпану. И этот период связан с VI веком до н.э. – временем распада государства Урарту от мидян. В истории бытует мнение, что государство Урарту – это наследие Армении. Но в составе этого государства, простиравшегося от Средиземноморья, Междуречья и Анатолии до Южного Кавказа – города Чула (Дербента), входили все народы Кавказской Албании (лезгиноязычные народы), а также дагестанские и северокавказские народы (кроме тюрко- и ираноязычных).

Шарр-Вили – означает «царь Вили»

Как явствует из имени героя Шарр-Вили – «царь Вили», очевидно, что в стародавние времена жил и руководил страной некий царь по имени Вили (с точки зрения семантики слова, составленного из рода занятий и собственного имени, такое написание имени правильнее). Раз народ сложил про этого героя сказания, песни, воспевая его подвиги, храбрость, служение своему народу, царь (шарр) Вили своими деяниями явно отличался от других царей (шарров), правивших до и после него. А чем мог отличаться царь? Вероятней всего, своим бескорыстным служением народу. Заботой о своих подданных и добротой. Мощью для защиты своей земли от внешних врагов… Именно такими качествами и обладает герой эпоса «Шарр-Вили». В течение многих веков народ наделял своего героя-заступника все новыми чертами, о которых мечтал сам, воплощал в эпосе свои вековечные мечты. Со временем образ реального царя Вили приобретает черты мифического героя.

Роль подвижников в собирательстве и сохранении эпоса «Шарр-Вили»

Эпос «Шарр-Вили» записывался многими лезгинскими подвижниками (Агаларом Гаджиевым, Искендером Казиевым, Забитом Ризвановым и др.); исследовался учеными А. Гаджиевым, А. Агаевым, Ш. Саадиевым, Ф. Вагабовой, А. Ганиевой и др. Образом Шарр-Вили вдохновлялись лезгинские поэты и писатели И. Гусейнов, А. Саидов, Ф. Нагиев, А.-Ф. Фатахов, И. Кадимов, Д. Шерифалиев и др. Композитором Магомедом Гусейновым написана опера «Шарвили», которая с успехом была показана на сцене Русского театра в Махачкале.

Различные варианты эпоса собирались в Курахе, Касумхуре, Ахцахе, Кусарах и других местах. Эпос в народе известен в стихотворной (песенной), прозаической (речитативной) и смешанной формах. Многие собранные подвижниками материалы эпоса «Шарр-Вили» хранятся в рукописном фонде ИЯЛИ ДНЦ РАН.

К сожалению, переложенный на стихи Байрамом Салимовым вариант эпоса лишился своей архаичности, а рифмованный стих обеднил лексическую палитру фольклорного произведения. На наш взгляд, работа над сбором и селекцией текстов эпоса еще не завершена.

Следы лезгин в общеалородийском культурно-историческом ареале

Рассматривая карту алородийской общности народов (термин И. Дьяконова), диву даешься обилию ономастических совпадений от Кавказа до Средиземноморья и Апеннин. В историко-культурном ареале от Трои до Урарту чувствуются такие оттенки и мотивы, которые близки и нашей историко-культурной традиции. Общеизвестна роль троянцев(этрушей)-пелазгов (в их составе: албаны, рутулы, лацы) в истории Рима (см. Тит Ливий). Такое впечатление, будто пралезгинский предок шагал и бросал семена нашей культуры в ниву истории этого региона.

Гляжу на солнца-Ра багряный круг:

Кружатся эры пред глазами вдруг.

Рогатый месяц выгнулся сохой,

Что смастерил мой старый дед лихой.

Мой первый предок, пра-пра-первый дед,

От Крита к Тигру прокладывал след.

На скрижалях он резал письмена:

Кресты и круги, знаки, имена.

Глядит Э-буква, точно рыбий глаз,

Чанг – что арфа, а чангур – чанга-саз.

На коже агнца выжигал мой дед:

Сливались буквы в слова следом в след.

Не потому ли лекское «читать»

Означает: «ягненка объяснять»?

Вкус познав поражений и побед,

Шагал по земле мой пра-пра-первый дед.

Хранил, как стяги, леков имена,

Ходил и сеял глаголов семена.

Пелазгов речь приятней всяких пран,

Как в зной Тури и как в зиму Арран.

Путь асов и ванов от озера Ван из Анатолии до Скандинавии

Эпос «Шарр-Вили» складывался в эпоху огнепоклонства лезгин, когда поклоняющиеся богу Асу асы и ваны отделились от общей пралезгинской (алпанской) массы и ушли на север. Любопытно, что асы во главе с царем Одином, а также ваны, первоначально воевавшие с асами, а затем примкнувшие к ним, упоминаются и в скандинавских эпосах «Младшая Эдда» и «Старшая Эдда». Об исходе на север говорится и в эпосе «Шарр-Вили» (10-я глава: «В царстве льдов»). Как повествует эпос, Шарр-Вили (царь Вили) на корабле проплывал до северных ледовитых морей.

По пути Один построил город Асгард (не в районе Азова ли?) и оставил там царствовать своих братьев Ве и Вили. Асы и ваны, прибывшие в Скандинавию на конях и в своих сверкающих на солнце железных доспехах, были приняты местным населением за богов. Очевидно, знавший эту историю знаменитый мореплаватель Тур Хейердал не зря давал солнечное название своему кораблю «Ра» (ра лезг – «солнце»).

Асы, возможно, получили свое этническое название от бога Аси (с лезг. аси – «верующий в бога Аса», бога семи подземных царств; аси – «безбожник»). Видимо, в мусульманское время искомое значение «верующий в бога Аса» стало приобретать пейоративный оттенок: «не верующий в Аллаха». Бог Аси напоминает Осириса – древнеегипетского бога Загробного царства и растительности Нила, символа победы Добра над Злом.

Этническое название (этноним) асов встречается в названиях многих географических объектов: город Асгард (Азов), Азовское море, Азия, Асленд (Исландия, хотя мы разделяем и версию «Страна льда»). Имена вождя асов Одина и его братьев Ве и Вили, правителей города Асгарда, напоминают этноним племени удин и имя героя лезгинского эпоса «Шарр-Вили».

Известные из скандинавского фольклора названия «валгалла», «валькирии» напоминают лезгинские «Ваалан к1вал» – «Дом, Царство Ваала» и «Ваалан кьирер» – «Ангелы смерти Ваала», которые уносили убитых на поле боя героев – кехал /кьегьалар – в «Царство Ваала», бога загробного мира и покровителя воинов.

Путь, по которому шли асы и ваны от озера Ван на север, стал линией раздела Азии и Европы. В географической науке точная граница между Азией и Европой не установлена. На наш взгляд, путь асов и ванов пролегал от озера Ван на север по восточному берегу Черного моря, от города Азова по восточному берегу Азовского моря и северному берегу Каспия, далее по восточной подошве Уральских гор.

Неувядающий пример

Шарвили – неувядающий пример патриотичного и мужественного воспитания молодого поколения и духовно-нравственного совершенствования личности.

О Шарвили написано много научных и популярных статей, книг, пишутся исследования и диссертации. На наш взгляд, среди всего сочиненного встречаются и явные наивности. Некоторые обзывают Шарр-Вили другими именами: Шарэли, Ширали и т.п. (см. у Наримана Самурова). Есть и такая легенда, будто в селении Ахцах сохранился род Шарвили, дом Шарвили и т.п. (Д.-Р. Ахмедов, Н. Самуров, Д. Шерифалиев и др.). Конечно же, здесь больше желания местных патриотов привязать Шарр-Вили к известному месту и периоду, чем правды. На самом же деле место и время рождения Шарр-Вили окутано тайной. На этот счет в каждом регионе имеются свои фольклорные версии. Очевидно, в какое-то время в селении Ахцах действительно жил местный пехлеван, которого жители за его силу, возможно, и нарекли именем Шарвили. Но это ведь не означает, что мог сохраниться дом героя эпоса, рожденного аж в VI веке до н.э.

На фоне богатейших историко-культурных традиций лезгин весьма странно выглядит то, что некоторые верующие выступают против почитания традиционных лезгинских народных праздников (Цветов – Цуькверин Сувар, Черешен – П1инийрин /К1ару, Первой борозды – Эвел-цан, Урожая – Дул и др.), а также ставшего традицией с 2000 года празднования Дня лезгинского героического эпоса «Шарр-Вили». Эти товарищи или господа предлагают нам отказаться от нашего языческого и христианского прошлого. Но должны ли мы отказываться от своей богатейшей доисламской истории и культуры оттого, что кое-кто неверно понимает и превратно толкует наши духовные и материальные ценности? Ведь без прошлого нет и будущего, а прошлое – фундамент для будущего. Сохранение и знание истории и культуры своего народа никоим образом не мешает ни вере, ни верующим. Раз Всевышний создал нас разными, важно то, что помогает нам сохраниться как народу, помогает сохранить свою землю, свой язык, свое этническое лицо.

В Шарр-Вили воплощены самые лучшие черты национального героя, присущие именно этому народу. С этой стороны эпос «Шарр-Вили» можно считать кладезем этнического характера лезгин, зеркалом духовной силы народа.

Народ чтит своего легендарного героя как пример истинного патриотизма, мужества и высокой духовности. Шарвили защищал каждую пядь своей земли от врагов, объединял народы своей родины. На трехкратный зов «Шарвили! Шарвили! Шарвили!» он приходит к людям и в радости, и в беде.