Фото_www.riadagestan.ru

«Не дай бог жить в эпоху перемен», – эту фразу приписывают Конфуцию. Именно изменения условий внешней среды являются двигателем развития человека и всего живого. Почему же все боятся этих перемен?

Теймур Абдуллаев

Любые перемены – это стресс, а стресс является стимулирующим развитие фактором только для молодых и энергичных. Собственно, биологическая система человеческой популяции и не должна заботиться о пожилых и слабых особях; для процветания любого биологического вида, будь то волки, дельфины или люди, достаточно, чтобы популяция содержала достаточное количество половозрелых особей, которые воспроизвели потомство и вырастили его до жизнестойких стадий. Для нас 20-летний человек вполне жизнеспособен. Его родителям в это время 40 лет и немного больше, значит, более старые члены общества с точки зрения природы просто не нужны. 20-летние родят своих детей, вырастят их до 20-летнего возраста, став при этом 40-летними, тоже ненужными, и так далее. Этой преемственности достаточно для простого воспроизводства. Но человеческое общество – более сложно организованная структура, нежели волчья стая или львиный прайд, поэтому оно нуждается в мудрости и опыте пожилого поколения, которое, в свою очередь, перемен не любит и боится.

Мы как-то привыкли считать, что словосочетание «эпоха перемен» подразумевает какой-нибудь сравнительно небольшой отрезок времени. И очень ошибаемся, думая так…

РОССИЙСКАЯ ЭПОХА ПЕРЕМЕН

У каких-нибудь индейцев племени Чероки перемены были связаны с освоением новых охотничьих угодий, у жителей Поднебесной – со сменой династий: Мин на Тан, Тан на Цинь. В общем, это занимало обозримые и понятные простому человеку сроки. Не то что у нас.

Ощутимая эпоха, не эпоха даже, а эра перемен в России началась в середине 17 века с церковных реформ патриарха Никона, и это, видимо, была очень непростая и глубокая реформа для страны. Далее шло по синусоиде – то больше, то меньше: царствование Петра I – сплошные перемены; за ним – весь 18 век: Екатерина II, начавшая с убийства своего мужа, Петра III. Ей наследовал сын – Павел I, которого тоже убили в результате заговора в 1800 году, по слухам, в нем участвовал его родной сын, ставший следующим царем, – Александр I.

Череда дворцовых заговоров, вероятно, навсегда напугала Романовых. После Александра I пришел Николай I, Александры – Второй и Третий, Николай II. Их внешняя политика разнилась: кто-то из них достигал определенных успехов, кто-то – не очень, но внутренняя политика, за исключением Александра II, в основном осуществлялась бездарно и была неблаготворной для народа.

Огромная Россия с хозяйством аграрного типа в силу крепостнического характера земледелия была экономически неэффективной. Это понимали все императоры, но решительно изменить положение, дав свободу крестьянам, боялись, помня судьбу Петра III и Павла I. Боялись помещиков, аристократию, хотя очень многие ее представители сознавали необходимость раскрепощения крестьян. Поэтому реформы проводились, как говорится, в час по чайной ложке. То запретят при продаже крестьян разделять семьи, то освободят государственных крестьян, не наделив их собственной землей…Единственно верное решение вопроса было в том лишь, чтобы отобрать у землевладельцев часть их земли и передать безвозмездно крестьянам. На это самодержцы так и не решились. Был еще вариант сдачи земли в аренду по низким ценам (это, кстати, практиковалось в Индии в 19 и 20 веках), но он тоже не был претворен в жизнь.

Манифест от 19 февраля 1861 года предусматривал продажу крестьянам наделов земли; ее они выкупали у помещиков по определенным расценкам, а пока не выкупили, должны были платить оброк и отрабатывать барщину. То есть это была очередная полумера в реформах. Как в том анекдоте, где хозяин жалел собаку и поэтому отрезал ей хвост по кусочкам. Так было и с российскими реформами. Весь мир, наверное, забавлялся, наблюдая за нами.

В 19 веке к переменам, происходящим в России, пристегнули и нас, хотя мы порядочно этому сопротивлялись. Кавказская война длилась с 1817 по 1864 гг. с различной интенсивностью и масштабами боевых действий. До этого у нас было более-менее спокойно, не хуже, чем у индейцев Чероки. Свободный труд на свободной земле, свободная торговля плодами своего труда. После того как мы навсегда связали свою судьбу с Россией, эпоха перемен настигла и нас. Опять же, революция, смена способов хозяйствования. Потом были 70 лет советской власти, в которые происходило много перемен, но их общий вектор был все-таки внятно очерчен. И, наконец, перемены последней четверти века: смена собственников различных ресурсов и материальных благ. И как вам три с половиной века непрерывных перемен? При этом мы так и не достигли результатов, которые можно считать нормальными с точки зрения благополучных стран. Парадокс или, как у нас говорят, особый путь. Умом Россию не понять, как писал классик, в Россию можно только верить.

Сегодня, кстати, когда ничейных материальных благ остается все меньше и меньше, снова активизировались процессы приватизации, рейдерства и просто нахального захвата каких-либо ресурсов. В это число я включаю и необоснованные поборы с населения, замаскированные под услуги, предоставляемые ЖКХ, поставщиками энергоносителей и управляющими компаниями.

ПЕРЕМЕНЫ В ДАГЕСТАНЕ

Правильная аграрная реформа невозможна ни в России в целом, ни в Дагестане в частности. Класс земледельцев практически уничтожен, люмпенизирован и разложен морально, особенно в пьющих районах Нечерноземья. Если объявят частную собственность на землю, то это будет очередная трагедия нашей действительности. Мина замедленного действия. Владельцами земель станут самые богатые люди, которые будут выжимать с тружеников семь шкур, и вовсе не факт, что эти владельцы будут носить дагестанские фамилии. Хозяевами красноярского алюминиевого завода были одно время братья Черные, ныне граждане Израиля. Никто не сможет помешать выкупить земли, имеющие ценность для сельского хозяйства, богатым азербайджанцам, например, которым очень нравятся субтропики Южного Дагестана. Азербайджанцы – сказано мной условно, это могут быть и шведы, и американцы. Кстати, многими бакинскими нефтепромыслами владели именно шведские промышленники, сами или через посредство местных марионеток, пока их в 1918 году не погнали восставшие революционные массы. Именно поэтому я назвал ситуацию с землей миной замедленного действия.

В нашем градостроительстве также немало перемен, чему мы с вами горькие очевидцы. Попытки ввести эти процессы в цивилизованное русло пока не удавались. Я радовался в свое время проектам «Лазурный берег», его курировал Саид Амиров, и «Deutsche Dorfe», куратором которого подразумевался Муху Алиев. К сожалению, оба проекта забуксовали по неизвестным причинам, а сегодня вроде уже под них и земли нет. На сайте «Кавполит» прочитал о третьей инкарнации этого проекта (идея-то замечательная). 9 февраля в конференц-зале Дома дружбы в Махачкале состоялась презентация проекта комплексной застройки территории «Порт-Петровск». В ней участвовали глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, премьер Абдусамад Гамидов, вице-премьеры Гасан Идрисов и Раюдин Юсуфов, мэры Махачкалы и Каспийска и многие другие чиновники. Абдулатипов отметил важность презентации и всего проекта в целом. Он сказал, что Махачкала фактически оказалась уничтоженной: все застроено, нет места для человека. Возведение жилого района многофункциональной застройки «Порт-Петровск» является воплощением принципа «город в городе». Здесь будут представлены все сегменты деловой, социальной, жилой недвижимости, культурной среды (детские садики, школы, кинотеатры). Я думаю, все махачкалинцы хотели бы увидеть воплощение этого проекта в камне. Будем надеяться.

ЛОЖКА МЕДА В БОЧКЕ ДЕГТЯ

Одно событие прошедшей недели меня от души порадовало. Вы все прекрасно знаете, что в социальных сетях часто делятся оперативными городскими новостями, люди обсуждают наболевшие проблемы. Один из пользователей Фейсбука подшучивал над тем, что скоро Родопский бульвар застроят элитными многоэтажками. Как известно, мысли обладают способностью материализоваться, и вот на днях я прочитал пост одного из своих друзей по Сети Магомеда Бисавалиева: «Всем, всем, всем на защиту городского парка!!! Призываю всех неравнодушных сделать перепост в защиту города, посмотрим, есть ли у нас гражданское общество. Там на территории летней площадки и здания филармонии возле кинотеатра «Дружба» оградили огромную территорию, вырубили деревья, захватили наглым образом дорогу, где гуляют горожане, и началось строительство. Такого наглого самозахвата и беспредела я еще не видел…

Для уполномоченного главы республики Алибека Алиева это должно быть вопросом чести; если сам не в силах, пусть обратится к главе республики. Не думаю, что глава позволит тут беспредельничать».

Текст я привел в сокращенном виде. На меня этот пост, этот крик души, произвел удручающее впечатление. Настолько удручающее, что я даже подумал о переезде отсюда в другой регион. Очень многие возмущались и поддерживали автора поста. И вот на следующий день я прочитал на его странице: «Всем, всем, всем сообщаю!!! Говорят, что с утра на Родопский приехал Алибек Алиев с какими-то людьми в кепках, орал, кричал, руками размахивал, и через час все столбы, которые ограждали тротуар, убрали. Судьба территории вокруг «стекляшки» пока неизвестна. Одним словом, пока наши старания освободили захваченные 30 квадратных метров тротуара, дальше что будет – неизвестно… Что будем делать? Благодарить его за освобожденные 30 метров или требовать дальнейшее освобождение территории?» Еще один комментарий с присущим ему даргинским юмором добавил известный всей республике Рамазан Рабаданов.

На мой взгляд, это благополучное развитие событий. Это зачатки гражданского общества – не признать нельзя. А уж как я благодарен Алибеку Алиеву, даже передать не могу! Думаю, люди, переживающие за лицо своего города, – тоже.

Так что, как видим, перемены в нашей эпохе возможны и позитивные. Побольше бы таких.