Фото_Границы терпения

Есть хорошо известная история про жабу, которая оказалась в кастрюле, что стояла на огне. Она согревалась постепенно вместе с водой до тех пор, пока вода в кастрюле не закипела. Если бы жаба попала сразу в кипяток, у неё был бы шанс выскочить и выжить, но случилось то, что случилось – жаба сварилась. Вот так и с нашим обществом. Мы и не заметили, как оказались биомассой, от которой ничего не зависит и которая толпой рвётся на прямую линию с Путиным, потому что иначе добиться решения своих проблем просто невозможно.

Магомедтагир Муртазалиев

Конечно, это не случилось в одночасье. И были люди, которые общество предупреждали о том, куда оно катится. Но нас лишали гражданских прав и свобод постепенно, убеждая, что нам они не нужны, что потребность в них – это влияние тлетворной гейропы и америкосов. И вот мы сегодня оказались без права на протест, без всенародных выборов, без свободных СМИ, без права на то, чтобы хоть как-то влиять на своё будущее, без реальной экономики. Но зато у нас есть налог на капремонт, тройной дорожный налог, включая «Платон», есть самые дорогие в Европе цены на газ, электричество, бензин, отвратительные медицина и образование, ужасающая коррупция, есть Национальная гвардия и её право стрелять по толпе с женщинами и детьми. И всё это наши сограждане знают и принимают как данность. При этом официальные рейтинги доверия президенту – от 80 до 93 %.

Лично для меня всё это необъяснимо. Я привык иметь дела с логичными и думающими людьми. С людьми, поступки которых осознанны и предсказуемы…

Но не нужно думать, что обиды на государство и узаконенную несправедливость куда-то исчезают. Даже если внешне нет никаких к этому признаков. Как писал старина Фрейд, «подавленные чувства не умирают. Их заставили замолчать. Но они изнутри продолжают влиять на человека». Невысказанные эмоции меняют людей, делая их злее. Я полагаю, что это уже очевидно всем. Прибавьте к этому: закон сохранения энергии гласит, что она никуда не исчезает, а трансформируется в другие виды энергии. Для того чтобы эта энергия вырвалась, поводы могут быть самые неожиданные. И вот мы сталкиваемся с той или иной проблемой и не можем понять, как это получилось… А градус ненависти в обществе всё выше… А нам кажется, с чего бы это.

***

Два события прошлой недели, которые будоражили дагестанское общество, – это праздник 9 мая и снесённые заборы вокруг Белого дома в Дагестане. И в том и в другом случае мы увидели неожиданно недоброжелательную реакцию граждан. Не нужно удивляться – сейчас любая реакция на любое событие будет такой агрессивно негативной. И это понятно. Но проблема уже даже не в том что, кто-то что-то делает неправильно. Проблема – в общем состоянии социума, который реагирует на всё, что происходит, как человек, страдающий нервным истощением. Невозможно столько лет жить в деформированной реальности и остаться нормальным. После того как нашу реальность вывернули наизнанку, иной реакции не ждите. Ещё несколько лет назад такой неприязни и откровенного презрения к нашему государству, как сейчас в Дагестане, я себе и представить не мог. Эффект накопления работает, словно адская машина.

Глядя на ура-патриотические настроения в центральных регионах нашей страны и на то, как у нас пытаются сымитировать то же самое, окончательно теряешься: где правда, а где вымысел? В информационном плане мы всё больше откалываемся от страны. У нас иная повестка дня.

Конфуз с портретами на 9 мая и реакция на него говорит как о проблемах нашего общества, погрязшего в обидах, конфликтах, недовольстве, так и о головотяпстве тех, кто занимался организацией этого мероприятия. Когда речь идёт о событии, связанном с первым лицом республики, всё должно быть продумано до мелочей. Шквал ёрничества и колкостей, пронёсшийся по этому поводу в соцсетях, скорее всего, повод подумать председателю правительства о своих советниках и о том, что те, кто возле него, откровенно не соответствуют месту и времени.

***

Просматривая рейтинг недовольства по регионам, обнаруживаешь наше место даже не в первой пятёрке. Кудринский рейтинг недовольства весьма условен: не зная его методику, трудно говорить о том, насколько он объективен. В мире, наполненном ложью и двойной моралью, очень трудно верить людям. Разве что можно поверить на слово из-за честного имени экс-министра финансов РФ Алексея Кудрина. Но если отталкиваться от того, в какой группе в этом рейтинге оказался Дагестан, то при всех его проблемах можно сказать: дела у нас в плане недовольства властями не так уж плохи. Есть, оказывается, регионы, где всё ещё хуже, чем у нас. Я как-то читал про якутские ужасы, про кошмары людей, живущих на Сахалине или Курилах. Дагестан – просто цветущий сад и оазис благополучия в сравнении с ними. И проблема, наверное, не в том, что там действительно невыносимо, людям всегда хочется большего, а ещё и в том, что в Дагестане есть масса возможностей для выпускания пара. И во многом спасает та относительная свобода СМИ, которая есть у нас в республике.

Полагаю, что и в махачкалинском Белом доме это понимают, не считая тех случаев, когда на независимую прессу жаловались руководителю Федерального агентства по делам национальностей Баринову. Однако мы находимся в непростой ситуации. Природа нашей критики в следующем: мы хотели бы, чтобы наше государство реформировалось и менялось к лучшему. Но есть большая социальная группа людей, которая хотела другого – чтобы государство в его сегодняшнем виде исчезло. И здесь мы должны много раз подумать над тем, что мы говорим и пишем, дабы двигать события к реформам и исправлению недостатков, а не к хаосу. Мы прекрасно понимаем, какую цену придётся заплатить Дагестану, если на смену нынешнему режиму придут клерикалы, которые будут пытаться построить здесь что-то типа ИГИЛ (организация, запрещённая в РФ) или Талибана. Именно по этой причине я начал свой текст с упоминания гражданских прав и свобод, с которых начинается любое успешное общество. А пока всё, что мы можем, – это изучать очередной рейтинг, который нас снова удивляет: какие мы терпеливые, когда речь идёт о том, что касается прав и свобод! И в заключение хотелось бы процитировать писательницу Анастасию Волк: «Свободы достоин лишь тот, кто готов за нее сражаться».