Фото_к тексту Теймура_www.pravda-tv.ru

Яхтсмены в шутку называют оверкиль одним из видов поворота наряду с фордевиндом и оверштагом, которые и являются настоящими поворотами судов. На самом деле оверкиль – это опрокидывание судна кверху килем. Кстати, иногда оверкиль не несет трагических последствий для судна, оно самостоятельно или под воздействием внешних сил возвращается в нормальное положение, так как центр тяжести его подчиняется силе притяжения Земли. Против законов физики не попрешь.

Теймур Абдуллаев

Отношения России с Турцией прошлой осенью претерпели самый настоящий оверкиль. 24 ноября прошлого года два турецких истребителя сбили российский бомбардировщик СУ-24, который нарушил воздушное пространство Турции, залетев в него из соседней Сирии, где он бомбил родственный туркам народ – туркоманов. Это не ИГИЛ (запрещенная в России организация), но все же группировка, противостоящая Асаду.

Путин назвал это происшествие «ударом в спину». Наши, конечно, отказывались признавать факт нарушения воздушного пространства, притом что до этого подобное случалось и Эрдоган Путину об этом говорил. Но в подобных случаях так поступают не только наши: американцы в Афганистане или в Ираке, немцы в Судетах, вьетнамцы на 37-й параллели во времена войны Севера с Югом. Это прием информационной войны. Наши шпионы – это разведчики, их разведчики – это шпионы. Наши, по сводкам, всегда малым числом уничтожают множество бойцов противника. Это данность правил пропаганды. Или, как их сейчас называют, гибридных войн: никто в это не верит, но все как будто принимают к сведению. В общем, нарушили. И их за это сбили. Не примите за кощунство в адрес погибших летчиков, но представьте, что в ваш огород забрела соседская курица, а вы ее торжествующе убили и еще и соседа обхаяли. Так примерно выглядел этот инцидент со стороны. Залетели по неосторожности на чужую территорию, каждому понятно, что безопасности Турции ничто не угрожало, но их все-таки сбили. Необоснованная жестокость. Ладно, проехали, дело сделано.

Наше руководство отреагировало резко, асимметрично и безжалостно. Как сейчас, спустя год, выясняется, что, видимо, и правильно сделало. Турция была объявлена страной опасной, реакционной, зачислена в «плохие». Запрещен импорт из нее множества товаров, в том числе и продуктовых. Запрещен также был морской отдых на любимых множеством россиян пляжах Турции. В общем, полный оверкиль.

***

Разлад в отношениях России и Турции, кстати, начался за несколько месяцев до инцидента с СУ-24, а именно летом 2015 года, когда был заморожен проект «Турецкий поток». Это был жизненно важный для нас проект, потому что нужна была альтернатива украинскому маршруту транспорта газа.

Экономическое давление на Турцию длилось почти год. Дожали упрямого Эрдогана события июля 2016 года – попытка военного переворота в Турции и свержения президента. 9 августа состоялась встреча Эрдогана с Путиным в Петербурге. Накануне вылета в Россию Эрдоган дал интервью Михаилу Гусману, которое многие видели по ТВ.

После попытки переворота это первая зарубежная поездка турецкого президента. И сделал он ее не в страны-члены НАТО, а к нам. Значит, Эрдоган не так прост, как можно было бы подумать по некоторым его прошлым действиям. Мудрость восточной политики часто выражалась раньше в коварстве и непредсказуемости властителей.

Но, как мы знаем, в политике дружбы не бывает, бывают лишь общие интересы. В интересах Турции показать свое сближение с Путиным, насторожив тем самым Запад. В интересах Турции закончить строительство и ввод в эксплуатацию АЭС «Аккую», которая должна быть построена в основном силами наших специалистов, а эксплуатировать ее будут турки, которые уже прошли подготовку в России. Станция, выйдя на проектную мощность, будет давать 4,5 гигаватт электричества в год. В интересах Турции, наконец, построить и запустить «Турецкий поток», потому что мы до сих пор являлись наиболее крупными экспортерами газа в Турцию. И, конечно, в интересах Турции восстановить морской пляжный туризм из России. Как мы уже знаем, по итогам встречи в Петербурге принято решение возобновить строительство «Турецкого потока» и АЭС «Аккую».

***

Все эти причины тяги Турции к России абсолютно так же выгодны и нам. Абсолютно. Нам так же выгодно поиграть на нервах западных политиков, показав, что мы можем партнерствовать и с нашими турецкими братьями вплоть до возобновления туризма и импорта турецких помидоров на продуктовые рынки Махачкалы.

Что касается сирийской проблемы, то Эрдоган сказал буквально следующее: «Я скажу открыто и прямо. Именно Россия является основным, ключевым и важнейшим игроком в вопросе установления мира в Сирии. Я считаю, что проблему необходимо решать с помощью совместных шагов России и Турции.

Если пойдет речь о расширении круга участников, то я и ранее говорил своему дорогому другу Владимиру: если нужно, подключим и Иран. Можем пригласить Катар, Саудовскую Аравию, Америку. Тут мы можем сформировать широкий круг участников. Если нет, то мы, имея общую границу протяженностью 950 км с Сирией, в сотрудничестве с Российской Федерацией, не нарушая унитарного строя Сирии, можем предпринять некоторые шаги».

Вот так легко изменил свою риторику и посылы турецкий президент. Что тут скажешь? Нам это выгодно. Все-таки «ватная» политика приносит кое-какие плоды. И оверкиль можно ликвидировать. До тех пор, пока другие не сделают предложения, которое будет лучше нашего.