Нам в последние десятилетия не хватает стабильности. Раньше все было сравнительно просто: школа, институт, работа, пенсия, экзитус леталис. Схема простая, в нее довольно органично вписывались отпуска с профсоюзными путевками и бесплатная медицина. Все расходы укладывались в пределы убогих зарплат и пенсий.

Теймур Абдуллаев

Сегодня разница в доходах граждан значительна. Есть спектр услуг, которые мы можем получить по совершенно разной цене. Даже места в самолетах делятся на бизнес-класс, или туристский класс, или эконом-класс.

Но сегодня поговорим о том, как нас лечат. Страховая медицина в нашей стране не охватывает всех возможных медицинских услуг. Кроме того, с появлением множества частных медицинских центров часть людей предпочитает лечиться в них. Ценообразование в них лично для меня является загадочным процессом.

Первыми ласточками в частной медицине были, конечно, стоматологи. На сегодняшний день их в Махачкале так много, что некоторые приезжие шутят, что мы превратились в уездный город N из книги «12 стульев», где, как известно, было столько парикмахерских и похоронных контор, что возникало ощущение, что люди в нем рождаются только для того, чтобы в этих заведениях хватало клиентов. У нас так со стоматологическими кабинетами. Лечись – не хочу. На каждом углу по зубной клинике. Справедливости ради надо сказать, что применение современной стоматологической техники и материалов превратили поход к зубному врачу из пытки в обычную медицинскую процедуру. Только одно смущает меня до сих пор: пациент, в силу своей некомпетентности, не может понять, что ему в данном случае лечат и почему вроде бы одни и те же процедуры стоят в разных клиниках по-разному. В одной из них мне вылечили зуб аж за пять (!) визитов. И обошлось это тысяч в пять рублей Космическая цена за лечение всего одного зуба! Но, как и большинство других пациентов, я ее не оспаривал, а просто расплатился, вычеркнув при этом данное заведение из приемлемых для меня. Внес в стоп-лист, так сказать.

Надо заметить, что стоматологи и гинекологи всей планеты являют собой закрытые корпорации, которые легко договариваются в своём кругу о завышенных ценах на свои услуги. Участковый терапевт, кардиолог или невролог приносят гораздо больше пользы, чем самый умелый стоматолог, но получают за свой труд неизмеримо меньше. Но в любом случае нельзя не отметить, что качество стоматологической помощи у нас на современном уровне.

Как обстоит дело в других областях частной медицины? Некая пользовательница социальной сети написала следующее: «Одна и та же процедура у лор-врачей на Акушинского 24 в клинике «Целитель» стоит 300 рублей, в клиниках «Здоровье» и «Целитель» на Ш. Алиева – 460 и 500 рублей. Чем обоснована такая разница?» Речь шла о процедуре промывания носоглотки под названием «кукушка». Ее применяют для лечения насморка, гайморита, различных видов фарингита. Она совсем не сложная, ее можно делать и дома (это вам не зуб запломбировать), но цена ощутимая, а разброс цен в разных клиниках – тем более. Другой пользователь пишет: «Я тоже в прошлом году ходила на процедуры к лору в «Целитель», который на Казбекова (рядом с Диагностическим центром). Ко второму курсу лечения поняла, что вся зарплата будет оставаться там».

В этой связи у меня вопросы к Минздраву РД: есть ли у министерства хоть какие-то рычаги воздействия на частную клинику после того, как она получает лицензию на осуществление деятельности? Возможен ли контроль ценообразования на их услуги? На каких принципах устанавливают те или иные цены, осуществляется ли должный контроль и аттестация сотрудников подобных клиник?

Все мы помним скандал, произошедший пару лет назад в Дагестанских Огнях: обнаружилось, что несколько зубных врачей, практиковавших в этом городе, не имели дипломов об окончании медицинских вузов.

Я ничего не имею против «Целителя», против частной медицины, боже упаси! Частные клиники дают нам возможность получить медицинскую помощь на уровне, который еще недавно был доступен только в столице нашей страны. Те деньги, которые мы тратили на проезд, проживание, сейчас позволяют нам оплатить аналогичное лечение в Махачкале.

Пример: на ул. Амет-Хана Султана находится частный офтальмологический центр. В нем несколько лет назад лечилась моя пожилая родственница. Там было все на достойном уровне – от условий пребывания и питания до самого лечения. Хотя прошло уже несколько лет, она не жалуется на зрение.

Меня волнует только вопрос о контроле над ценами на услуги и ходом лечения. Те, кто имеет отношение к государственной медицине, подтвердят, что бюджетные медицинские учреждения контролируются жесточайшим образом. Очень часто в них работают комиссии из вышестоящих инстанций. Я ожидаю, что такой же контроль должен быть и за частными клиниками.