Фото_2_www.meduza.io

Чечня на страже своей и кавказской самобытности

Ваш автор не раз высказывал мнение, что Чечня является в рамках России примерно тем же, чем сама Россия является в последнее в рамках мирового сообщества…

Багаудин Узунаев

То ли «анфан террибль», говоря тонким слогом, то ли «кошка, которая гуляет сама по себе», то ли «исключение из правил, которое эти правила подтверждают». Выбирайте любое из этих определений. А если подберете лучше, то и флаг вам в руки.

СОЮЗ УМА И СИЛЫ

Новое и, на наш взгляд, самое веское на сегодняшний день подтверждение этого пришло из неожиданной области – из спорта. Точней, из хода соревнований по боям без правил для детей, прошедшего недавно в Грозном, на Международном турнире Grand Prix Akhmat 2016. Вдруг человек, жизнь которого теснейшим образом связана с банальным мордобитием, мы имеем в виду г-на Федора Емельяненко, решил проявить человеколюбие и вступиться за чеченских мальчиков, которые участвовали в боях на этом турнире.

Сам ли он до этого додумался, или ему подсказали из православно-патриотического лагеря, неизвестно. Но, судя по тому, что все поддержавшие его лица именно из этого лагеря, можно принять это предположение…

Но, так или иначе, а г-н Емельяненко осудил устроителей турнира. По его мнению, аморально устраивать бои между детьми, смотреть, как они бьются, и рукоплескать победителям… Тут великий кулачный боец, конечно, имеет в виду сыновей Рамзана Кадырова, которые тоже участвовали в турнире и все трое победили в нем. Дрались они с со своими сверстниками из Сочи. Причем один из них нокаутировал своего противника за 14 секунд!.. За 14 секунд избиение невозможно. Был нокаутирующий удар – и на этом все закончилось. Так бывает.

В чем же проблема? Чем недоволен Федор Владимирович? Что на ринг вышли мальчишки от 8 до 12 лет?

Любопытно было бы узнать, сколько было лет ему самому, когда он впервые вышел на ринг? Сколько было лет его брату, Александру Емельяненко, когда Федор впервые привел его в спортивный зал? Уверен, это произошло в детские годы братьев-кулачников.

Все, кто высказывался по этому конфликту, даже часть тех, кто был на стороне Федора Емельяненко, признавали, что бойцовские качества в мальчиках надо воспитывать с детских лет, что бойцовский дух желательно поддерживать в них с младых ногтей. Как это делали в Спарте, национальной идеей, идеалом которой был культ телесной силы и здоровья. В соседних Афинах, с которыми Спарта постоянно соперничала, был другой культ – искусства, философии, знаний. Соединение двух этих идеалов дало человечеству третий, калокагатийный идеал – союз красоты тела (калос – красивый) с красотой духа (агатос – добрый, хороший, прекрасный). Ничего лучше этого пока не придумано. Одно плохо, что примеров лиц, достигших калокагатийного идеала или хотя бы стремящихся к его достижению, очень мало. Зато примеров одностороннего развития – хоть отбавляй. А любой перекос в этом соотношении порождает уродство: человек с железными мускулами и тупой головой никогда не станет идеалом для всех. Так же, как умник, не способный подтянуться хотя бы пару раз на турнике, всегда будет посмешищем среди своих сверстников. Равновесие, «золотая середина» (это уже идеал, подаренный нам римской цивилизацией) всегда были и остаются важнейшей ступенью для перехода человека на новый уровень развития, достижения гармонии с самим собой и с социумом в целом. Да и, как я уверен, и в межгосударственных отношениях тоже.

ЭТО НЕ ДОПИНГ

Так что в плане приобщения мальчиков к спорту, к спортивным нагрузкам с малых лет, нет ничего плохого, тем более предосудительного. Другой вопрос: займется ли кто-нибудь воспитанием их духовной силы? Но это проблема не только чеченских, шире – кавказских детей, но и детей славянского населения России. Если Емельяненко как типичный русский патриот думает, что русские дети обладают врожденной духовностью, то он, конечно, ошибается. Все люди рождаются одинаково чистыми и являются тем, что та же античная цивилизация определяла как tabula rasa – чистый лист. Что будет написано на нем, зависит уже не от самих новорожденных, а их родителей, семьи, то есть среды, в которую поместила их судьба.

Полагаю, что эти вещи понимает и сам Емельяненко, во всяком случае, в его возрасте такое понимание никого бы не удивило.

Так что же в таком случае побудило его так «резко» раскритиковать турнир в Грозном, как он это сделал? Сторонники бойца утверждают, что критика эта не была резкой, а была корректной – «дальше некуда». Однако если вы внимательно прочитаете его пост, то увидите, что она все же резкая. В ней указаны нарушения правил этого вида боев (ММА), которые могут быть восприняты или как незнание устроителями этих правил, или как умышленное – под Рамзана Кадырова – закрывание глаз на их нарушение. Более того, в ней явственно прозвучала политическая нота, та самая, которая, как мы знаем, задана российскими силовиками, недовольными слишком вольным поведением Чечни в своих политических и всех других шагах и действиях. Судите сами: Федор Емельяненко выставляет как самое серьезное обвинение тот факт, что на турнире присутствовал Рамзан Кадыров, что турнир транслировался по телевидению, что его смотрели миллионы зрителей…

Это очень странное обвинение, потому что Рамзан Кадыров присутствует на всех соревнованиях, проходящих в Чечне, в том числе и на футбольных матчах. И было бы странно, если бы он изменил этому правилу в соревнованиях, где участвуют его дети. Но вместе с тем, я не думаю, что его малолетних детей как-то могло воодушевлять, быть для них допингом присутствие в зале отца. Это взрослые могут из кожи вон лезть, стараясь выслужиться перед начальством, удостоившим своим присутствием то или иное соревнование. А дети и есть дети, они ведут себя в соответствии со своими – очень ограниченными – представлениями о происходящем вокруг них. Не сомневаюсь, что Рамзан Ахматович подбадривал своих сыновей перед их выходом на ринг: мол, смотрите, не подведите меня, бейтесь, не щадя себя и т.п. Но в их возрасте такие инструкции не работают, обстоятельства полностью поглощают сознание детей, и они действуют так, как им подсказывают эмоции и особенности их психики.

Кстати, даже не все взрослые бойцы могут держать в памяти те установки, которые они берут на вооружение до боя. Про это очень хорошо сказал великий Майк Тайсон: «Я думаю о тактике, пока не получу первый удар, а потом уже просто бьюсь насмерть». Так что обвинение, что присутствие отца явилось лишней гирькой на весах победы сыновей, в данном случае несостоятельно.

ИЛИ – ИЛИ?

В одном из комментариев инцидента, по-моему, это был футболист Сергей Овчинников, прозвучало, что, может быть, следует учесть особенности культуры чеченцев и кавказцев в целом, прежде чем давать оценки тому, что произошло на Ахмат-арене 4 октября 2016 года. Ведущий, по-видимому, ярый патриот, стал решительно спорить с ним, приводя какие-то совершенно идиотские примеры того, какие могут быть у нас обычаи, которые другим пришлось бы уважать. Мол, если у них принято бросаться головой вниз со скалы и т.п., что, мы это тоже должны уважать?! Видимо, ненависть к Кавказу в этом патриоте сидит так крепко, что он даже не сумел подобрать нормальный аргумент для отстаивания своей позиции.

Впрочем, кавказцев в равной мере ненавидят и либералы тоже. Эти спят и видят времена, когда российские силовики, поставившие на колени весь мир, поставят на них и Чечню! Но я думаю, что таких времен они не дождутся. Как Россия сегодня встала на позицию «или – или» (или она будет первой и главной в этом мире, или этого мира вообще не будет!), так и Чечня и весь Кавказ в целом стоят на позиции: или нас будут воспринимать в России как равных, или мы будем и дальше добиваться такого восприятия. И Чечня, как я понимаю, стоит во главе этого движения за равенство.

Чтобы этого добиться, мы, кавказцы, должны быть сильными, ибо современная Россия уважает только силу, о чем не раз заявлял и сам Владимир Путин.

Тут мы с ним вполне согласны и будем следовать этому правилу.

ЧТО НЕ БИЗНЕС, ТО ЛИШНЕЕ?

Но… разве не прав Овчинников: у разных народов России разное представление о правильном воспитании своих мальчиков и девочек. Извиняюсь, что я ставлю себя в пример, но уж очень он характерный для данной ситуации.

Вы знаете, если бы не шум, который поднял г-н Емельяненко, я бы даже не обратил внимания на событие на Ахмат-арене. Для нас, кавказцев, драка между мальчиками не является диковинкой. Такие драки даже умышленно организуются, чтобы воспитать в них стойкость перед будущими испытаниями, которые в России неизбежны, особенно для нас, кавказцев.

Я однажды видел двух пьяных молодых парней, которые шли по улице, останавливаясь лишь для того, чтобы «помахаться». Они еле держались на ногах, но ни один не готов был отступить или пойти на мировую… Так они и шли по дороге, время от времени, как бы отдохнув и собравшись с силами, продолжая свою битву.

У меня они вызвали невольное восхищение, потому что честь – превыше всего. Не деньги, не богатства, не дворцы и «Мерседесы», как считают современные российские элиты, а честь и достоинство превыше всего. Любимая поговорка элит – «Ничего личного, только бизнес» – очень точно выражает умонастроение этой категории россиян. Откуда взяться «личному» у того, кто не является «личностью»?! После выступления румяного Медведева с его оговоркой по Фрейду (я имею в виду совет учителям идти в бизнес) в этом уже ни у кого не осталось ни малейших сомнений. Кстати, я усовершенствовал эту поговорку. И в моей переделке она звучит чуть иначе: ничего лишнего, только бизнес. То есть, в представлении Медведева и иже с ним, все, что не является «бизнесом», – лишнее, балласт, от которого неплохо бы освободиться, да некуда девать такую прорву народу. Разве что вот проложат пути на Марс, тогда можно будет сослать нас всех туда на спутниках, как раньше российская власть ссылала людей в Сибирь в продуваемых ветрами товарняках…

ХОЧУ БЫТИ НА ДУНАЕ!

Когда российские журналисты, писатели и эксперты обижаются на англосаксов за их претензии на исключительность, им стоит почитать некоторые страницы своей истории, которые дают основания для подобных обвинений в отношении них самих.

Пример этого я хочу привести из книги для детей, поскольку поводом для нашего сегодняшнего разговора стали дети, мальчики, выступившие на ринге Ахмат-арены 4 октября этого года. Речь идет о книге Александры Ишимовой (кстати, близкой подруги Александра Пушкина, автора долгой переписки с ним) «История России в рассказах для детей». То есть, как видим, она прямо направлена на воспитание детей. Да, она была написана давно, еще в пушкинскую эпоху, но переиздана уже в наше время, для наших детей. Вот она описывает эпизод, когда русский великий князь Святослав, почему-то решив, что он имеет право на земли балканских болгар, двинулся туда со всем своим войском. «Не любо ми есть в Киеве жити, – обосновал он свое намерение совершить этот поход. – Хочу жити в Переславце, на Дунае, яко ту есть середа земли моей, яко ту вся благая сходится – из грек злато и поволоки, вино и плоды, из чех и венгр – сребро и комони (кони), из Руси – меха, воск, мед и невольницы…»

До последних, скажем кстати, был он большой охотник, имел несколько жен и более 300 наложниц! Переплюнул его в этом плане только его сын Владимир Святославич (тот, что Красное Солнышко), имевший несколько жен и 800 наложниц! Значит, не зря их тянуло туда, где этого добра было много…

Так вот Ишимова берет в качестве примера для русских детей эпизод из походов Святослава, когда на Киев в очередной раз напали наши предки «злые печенеги». Узнав, что князя нет в Киеве, «они пришли туда и устроили осаду. Воевода князя Претич, стоявший на левой, восточной стороне Днепра, ничем не мог помочь ему. «Все шло к большой беде, – цитирую Ишимову, – но нашелся некий смелый 12-летний мальчик, который спас киевлян». Сделал он это следующим образом: надел такое же платье, какое носили печенеги, взял в руку уздечку и вышел из города, будто бы на поиски своей лошади. Печенеги, разумеется, не заметили, что это русский мальчик, и пропустили его через свое войско. Когда же он дошел до берега, то для чего-то сбросил печенежскую одежду и поплыл к Претичу уже нагишом. Тут уж печенеги поняли, что это был русский мальчик, и, опомнившись, стали пускать в него стрелы, но это был русский мальчик, следовательно, обладал неуязвимостью и в скором времени доплыл до Претича и передал ему все разведданные, использовав которые Претич смог на сей раз прогнать «злых печенегов»… Беда в тот раз миновала. Но Святослав все равно кончил очень плохо: возвращаясь из очередного похода в богатую невольницами Болгарию, он попал в засаду, устроенную ему печенегами в устье Днепра. Те, памятуя все доставленные им князем бедствия, отрубили ему голову и сделали из его черепа чашу для вина, а тело бросили в море…

ЕСТЬ ЕЩЕ ПОРОХ…

Но вернемся к предположению Овчинникова о желательности все же учитывать особенности культур народов России, против чего так резво стал возражать ведущий. Россия сильна разнообразием своих народов, их самобытностью и богатейшей историей. Эту самобытность надо сохранять, хотя бы потому, что таким создал этот мир Господь, вернейшими приверженцами которого изображают себя православные России и Балкан. Это явная претензия на монополию на истинную религиозность и особую, высшей пробы, моральность и гуманизм. Приведу один пример, опровергающий это. Речь идет о хорошо знакомом кавказцам, особенно чеченцам, Ермолове. Был он православный – дальше некуда. Но это не мешало ему быть бесчеловечным, когда речь шла об интересах Российской империи, как он их понимал. Я процитирую вам строки из «Аттестата», данного ему генералом Вилимом Дерфельденом по окончании польской кампании в октябре 1794 года, которую возглавлял не менее православный и «человеколюбивый» Суворов. «Ермолов не только способствовал штурму Праги (пригород Варшавы) огнем своей батареи и не просто отправился затем посмотреть на действия войск, — пишет Дерфельден, — но вместе с атакующей колонной ввел свои орудия на улицы Праги и громил предместье. С одной стороны, это усиливает его боевые заслуги, с другой – делает участником той страшной резни, о которой он вспоминал как наблюдатель. Позволив солдатам разгромить и вырезать Прагу, Суворов этим варварским способом предотвратил необходимость штурма Варшавы и куда большие жертвы, которые могли бы этому сопутствовать. Ермолов, верный ученик Суворова, не раз будет применять этот жестоко эффективный прием на Кавказе: демонстративно уничтожать аул вместе со всем его населением, подавляя тем самым волю к сопротивлению у других аулов и, соответственно, сберегая своих солдат…»

Я напоминаю об этих страшных страницах русской истории не для того, чтобы задеть их или разжечь ненависть к ним – мы давно уже один народ, одна нация, нас уже не разлить водой, а для того, чтобы больше такого между нами не повторилось.

Откуда эти опасения? А разве две чеченские войны на стыке 20 и 21 веков не дают нам основания опасаться повторения кровавых событий? Разве в русской армии перевелись бравые генералы, вроде Ермолова и Грачева, которые были уверены, что смогут в три дня покорить Кавказ и овладеть его землей и богатствами? Они есть, их много, и у них, кажется, сильно чешутся руки восстановить русский мир как в ближнем, так и дальнем зарубежье. Тем более надо быть деликатным в своих действиях внутри России, в особенности по отношению к Чечне, к Рамзану Кадырову, который сегодня объективно является лидером Кавказа, и не только Северного.

И ЧЕГО ДОБИЛСЯ?

Чего добился г-н Емельяненко, не по делу разворошив улей российско-чеченских отношений? Он добился того, что на него посыпались как из рога изобилия оскорбления, угрозы. Например, чемпион России, чеченский борец Абубакар Вагаев написал: «Ты потерял последнюю каплю уважения к себе после твоего гнилого хода, ты опустился в наших глазах. Петух». Другой чеченский боец, Беслан Ушуков написал: «Ты шут гороховый. Мальчик для битья. Тебя что, зависть душит? Петух». Глава парламента Чечни Магомед Даудов заявил, что ему, то есть Емельяненко, прежде всего, стоило проявить заботу о своем младшем брате и спасти от участи наркомана и насильника». Глава личной охраны Кадырова заявил, что Емельяненко нужно вспомнить свой последний поединок, в котором «он позорно проиграл и был избит на глазах у всего мира, но его продажное ведомство не решилось отдать залуженную победу Фабио Мальдонадо». А родственник Рамзана Кадырова, его двоюродный брат, депутат Государственной Думы Адам Делимханов, добавил, что «достойные парни из авторитетных и уважаемых кругов никогда не подпускали Федю к себе из-за его полного несоответствия подлинно мужским понятиям и ценностям. Кем бы ни был человек, ему придется отвечать за каждое слово, сказанное в адрес моих дорогих племянников. Аллах Акбар!»

Эти слова Адама Делимханова вызвали особенно большой гнев сторонников Емельяненко, которые увидели в них угрозу жизни бойца. А небезызвестный журналист Сергей Доренко даже прямо спрашивал собеседников, убьют ли и когда Федора Емельяненко?

Мне хотелось бы особо остановиться на словах Адама Делимханова, поскольку в них содержится, как мне представляется, и подтверждение того постулата, с которого мы начали свою статью, – о твердом намерении Чечни сохранить и впредь свою самостоятельность в рамках РФ в сравнении с другими ее субъектами. Да и сам по себе этот текст заслуживает внимания.

МУЖСКОЙ РАЗГОВОР

«Есть информация о том, что президент Союза ММА России Емельяненко сделал заявление, в котором раскритиковал проведение детских показательных боёв на Международном турнире Grand Prix Akhmat 2016 в Грозном, – написал Делимханов в Инстаграм. – Мне представляется довольно странным слышать подобные слова из уст человека, чей моральный, этический и профессиональный образ вызывает глубочайшие сомнения. Тот факт, что порядочность и совесть никак не вписываются в рамки восприятия Феди, для нас стало абсолютно очевидным тогда, когда судьи из возглавляемого им продажного ведомства нагло, гнусным образом отняли заслуженную победу у бразильского бойца Фабио Мальдонадо. Всё мировое спортивное сообщество стало свидетелем того, как Федя, будучи позорно проигравшим и жестоко избитым, использовал административный ресурс и в буквальном смысле слова украл победу у своего противника». «Федя говорит о необходимости должного воспитания подрастающего поколения, однако в то же время не даёт объяснения тому, почему воспитал брата-наркомана, который избивал и насиловал женщин, – продолжил Делимханов. – Также хочу особо подчеркнуть следующее… Мы проводили, проводим и всегда будем проводить те поединки, которые считаем нужными, не нарушая нормативно-правового регламента организации спортивных мероприятий. А Феде я советую основательно изучить российские законы, ознакомиться с понятиями спортивной этики, чести и достоинства». Депутат Госдумы, участник боевых действий против ваххабитов, упрекнул Федора Емельяненко в трусости и призвал его к ответу за слова о сыновьях Рамзана Кадырова: «Федя, хорошо запомни наш телефонный разговор. Кидая трубку, у тебя не хватило духа нормально поговорить как мужчина, – это показатель твоей трусости. В заключение отмечу: кем бы ни был человек, ему придётся отвечать за каждое слово, сказанное в адрес моих дорогих племянников. Аллах акбар!»

Даже известный всем факт, что Федор Емельяненко – любимец Путина, не удержал депутата от столь жестких упреков и угроз!

Но я хочу обратить ваше внимание на фразу: «Мы проводили, проводим и всегда будем проводить те поединки, которые считаем нужными». Она здесь ключевая. И я полагаю, что слово «поединки» в ней вполне можно заменить словами «политика», «линия», «курс» и т. п.

Высказался об инциденте и сам Рамзан Кадыров. Его высказывание характеризуют как мягкое и сдержанное. Однако оно также укладывается в рамки высказывания Делимханова о намерении Чечни, чеченского руководства и дальше проводить ту политику, которую они сочтут соответствующей интересам республики. «В Чечне нет детдомов, приютов, беспризорных детей, – перечисляет Рамзан Кадыров. – Нет преступлений против детей, или это большая редкость… Почему же именно показательный поединок в форме детской игры воспринят как ужас, а не то, что война унесла жизни 13987 детей, погибли сотни тысячи человек, пять тысячи человек пропали без вести, разрушены до основания Грозный и вся Чечня? Говорили вы про ужас, когда всё это происходило?»

Думаю, что это болезненный вопрос для руководства России.

И отвечать на него придется уже не Емельяненко, хотя кашу эту заварил именно он.

ОПАСНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ

Но Емельяненко своим необдуманным (или, наоборот, глубоко продуманным) шагом совершил еще одну ошибку, про которые говорят, что они хуже преступления. Из-за него, цитирую, «произошла удивительная вещь — российское общество оказалось расколото по национальному признаку. Получилось так, что практически все, кто осудили Емельяненко, были чеченцы, а практически все, кто поддержали Емельяненко, были русские. Когда Василий Уткин зарядил в Твиттере опрос: «А вы за кого?», то 94% оказалось за Емельяненко. Даже «Сводки Новороссии» показали 91% за Емельяненко. Украинский боец смешанного стиля Никита Крылов вызвал на бой чеченского спортсмена за то, что тот сказал про Емельяненко. Появилась петиция на сайте Change.org «Защитить нашего спортсмена и брата во Христе от нападок и травли».

То есть, заявление Емельяненко стало толчком к консолидации русских националистически настроенных элементов. Что и явилось причиной раскола в обществе.

В связи с этим актуальным становится вопрос: надо ли Федору Емельяненко извиниться перед Рамзаном и всей Чечней в целом?

Свое мнение на этот я выразил в заголовке моей статьи. А как решит Емельяненко и Кремль — мы увидим в ближайшее время.