Cuban President Fidel Castro listens to a speaker during the May Day parade in Havana's Revolution Square in this May 1, 2005 file photo. Ailing Cuban leader Fidel Castro said on February 19, 2008 that he will not return to lead the country, retiring as head of state 49 years after he seized power in an armed revolution. REUTERS/Claudia Daut/Files (CUBA)

Парадоксы поведения российских элит

Узнав о том, что одной из махачкалинских улиц дадут имя лидера кубинской революции Фиделя Кастро, скончавшегося на 91 году жизни, ваш автор испытал смешанные чувства…

Багаудин Узунаев

С одной стороны, личности революционеров, бунтарей, борцов за социальную справедливость всегда вызывали у меня огромный интерес и восхищение. С другой – все они, за исключением двух-трех примеров, кончали плохо, а значит, действовали без реального учета своих сил и сил тех, против кого они восставали…

ЧТО ОНИ СМЫСЛЯТ В ВАН ГОГЕ?

Тем не менее я ими восхищался. Меня завораживало, что среди огромного океана рабски покорных своей участи людских масс вдруг, откуда ни возьмись, появлялся человек или группа людей, готовые восстать против сил, уготовивших им эту незавидную участь.

С тем, что у львиной доли людских масс участь во все времена была действительно незавидная, думаю, читатель согласится без специальных доказательств. Более того, кое-где она и ныне остается таковой. Ведь, к примеру, та же запрещенная в России террористическая организация ИГИЛ – это тоже одно из проявлений революционного духа, направленного против несправедливости и пороков современного мироустройства…

Представляю, как сейчас задрожали поджилки у обывателя, как зуд доносительства током прошел по сердцам природных Павликов Морозовых: мол, ага, смотрите, он ИГИЛ (организацию, запрещенную в РФ) восхваляет! Хватай его!..

Нет, господа, я не восхваляю ИГИЛ (организацию, запрещенную в РФ), но я не собираюсь слепо дудеть в дуду тех, кто заинтересован в сохранении несправедливостей этого мира. А речь идет именно об этом. Это видно хотя бы из того, что против запрещенного в России ИГИЛ встали, как один, все государства мира. В одной упряжке оказались даже те из них, которые готовы сожрать друг друга с потрохами, как, например, Россия и США. Как же так получается, что белое (Россия) и черное (США) вдруг объединились вопреки законам природы, гласящим, что масло с водой не могут слиться никогда?! Значит, в основе их общего порыва лежит некая причина, которая заставляет забыть о разногласиях и противоречиях, делает неразличимыми – как близнецов. Сами они говорят, что эта причина – терроризм, направленный против всего человечества. Это верно, да не совсем. Терроризм – вторичная причина, причина того, почему все государства единым фронтом выступают против него. Но при этом он – и следствие той политики, которую проводят все эти государства, той огромной социальной несправедливости, воцарившейся сегодня на просторах России.

Тут я должен буду огорчить моих идейных противников, которые уже потирают руки, готовясь обвинить меня в антипатриотических настроениях. Я хочу сослаться на мнение очень уважаемого в мире искусства человека, советского и российского художника-мультипликатора, режиссёра мультипликационного кино Юрия Норштейна.

Юрий Борисович – народный артист РФ (1996), лауреат Государственной премии СССР (1979). Большую часть работ создал, работая на студии «Союзмультфильм». Среди них есть один, который стал визитной карточкой автора, да и всего современного российского мультипликационного кино – «Ёжик в тумане».

Это единственный человек, который решился не осуждать огульно эту запрещенную в России организацию, а попытался, что называется, зрить в корень.

На вопрос журналиста, «откуда идут настроения ИГИЛ» (организации, запрещенной в РФ), он дал такой выбивающийся из общего хора ответ: «Тут надо сказать – это движение варварское, они убийцы. Это уже видно по количеству разрушенных памятников культуры и истории, принадлежащих всему миру. Но когда узнаешь, что на земном шаре один процент людей владеет таким же богатством, как остальные семь миллиардов, то у меня сразу возникает вопрос: а какие книги читает этот один процент, какое искусство смотрит? Что эти люди понимают в Ван Гоге, Рембрандте, что чувствуют, глядя на крестьян с полотен великого Милле? Если не понимают и не чувствуют, то зачем им все их богатство? Если понимают и чувствуют, то как они допускают сегодняшнюю ситуацию? И не являются ли они сегодняшним Великим Инквизитором, не играют ли они шахматную партию всем человечеством? Думаете, ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ) заставит их задуматься над этим, ведь они напрямую от этого не страдают? – уточняет корреспондент. – Думаю, поймут. Рано или поздно это косвенно заденет и их. Америка думала, что она ограждена от всех бед океанами, но тут, пожалуйста, рухнули две высотки… Так что к этим вопросам надо бережно и вежливо относиться…»

ИДЕЮ УБИТЬ НЕВОЗМОЖНО

Бережно – не в том смысле, чтобы сидеть сложа руки и наблюдать, как эти «варвары» разрушают памятники культуры, убивают простых людей, ради которых вроде бы и взяли в руки оружие… Этого они не дождутся, и последние события на сирийском фронте, в Алеппо, показывают, что конец ИГИЛ (организации, запрещенной в РФ) уже близок. Ибо нельзя бороться за добро, проливая при этом моря безвинной крови… Насилие, которое неизбежно сопровождает любую революцию, тоже должно иметь свои границы и свою эстетику. Когда 15 марта 44 года до н.э. заговорщики закололи кинжалами Цезаря, умирая на полу сената, он поправлял складки своей тоги, придавая им достойный ее носителя вид… Осужденный Нюрнбергским судом на казнь через повешение Геринг просил суд заменить ее на расстрел, находя смерть в петле недостойной немецкого офицера и дворянина. Когда ему в этом было отказано, он каким-то путем добыл яд и умер, не дав своим победителям унизить его в смертный час…

Когда игиловцы отрезали головы людям, находящимся в полной их власти, они не учли того, что тем самым отрезали себя от идеи справедливости и всеобщего счастья, во имя которых они якобы и вышли на борьбу…

Поэтому, безусловно, отвергая ИГИЛ (организацию, запрещенную в РФ), методы ее борьбы, мы не можем отвергнуть саму идею справедливости, которую они начертали на своих черных знаменах и которую человечество лелеет с тех пор, как в мире возникли государство, собственность, классы…

Эту идею не способен очернить никто, а уж ИГИЛ-то (организация, запрещенная в РФ)– меньше всего.

Советский Союз был хоть и минимальным, но воплощением этой идеи. И что-то мне подсказывает, что если бы наша страна оставалась по сей день социалистической, то она поддержала бы ИГИЛ (организацию, запрещенную в РФ), его представители были бы в Москве самыми дорогими гостями. Как был в свое время таковым Фидель Кастро, именем которого дагестанская верхушка решила назвать одну из улиц столицы Страны гор.

Так что, бережно в данном случае означает необходимость не просто уничтожать следствие несправедливого мироустройства — терроризм, но и понять причины его возникновения. Об этом говорит и Норштейн: «Если современные «люди благополучные» и дальше будут не в состоянии поставить себя на место страждущего и не осознают, что может произойти, если вовремя не понять, чего хотят все эти люди, откуда возникают экстремистские настроения и жажда революционных преобразований, случится очередная катастрофа…»

Читая это, я подумал, что он тоже в душе революционер, как и Фидель Кастро, Че Гевара, Маркс, Энгельс, Бакунин, Ленин, Уллубий Буйнакский и другие.

Я поставил этих людей в один ряд, ибо они действительно одного поля ягоды. Однако, как ни странно, страна, общество, которое постоянно высмеивает Ленина, хохмит над бородой Маркса, уже на протяжении недели скорбит о смерти Фиделе Кастро. На Кубе до сих пор висят плакаты с «троицей», которую мы с вами отправили на свалку: Маркс– Энгельс – Ленин. Эти люди по сей день остаются кумирами кубинцев, их идеям они готовы следовать и дальше, как следовали при Фиделе Кастро.

И я не могу понять, как народ, который смеется над Лениным, проливает слезы по Кастро? Ведь революция, совершенная Кастро, не идет ни в какое сравнение с революцией, совершенной Лениным! Как тут не вспомнить строки Есенина: «Застенчивый, почти что милый,/Он вроде сфинкса предо мной…/Я не пойму, какою силой/ Сумел потрясть он шар земной?!»

Ладно, народ, он у нас такой: что телевизор покажет-прикажет, то и делает. А вот поведение наших элит вообще непонятно! Г-н Медведев соболезнует Раулю Кастро и всему кубинскому народу, собирается ехать на панихиду в Гавану! Разве это не удивительно?! Глава правительства капиталистов, что стало очевидно после ареста Улюкаева, скорбит о смерти того, кто этих капиталистов на дух не переносил и убивал, где это только это было сподручно. Русская элита – богатейшая в современном мире – превозносит человека, который бы с удовольствием расстрелял их всех, поставив к первой попавшейся ему на пути стенке!

Мне это все непонятно, не знаю уж, как вам… Где-то здесь кроется большая ложь: то ли элиты дурят нас, простой народ, лишний раз пытаясь убедить в том, что государство, которое они оседлали,– социальное, справедливое… То ли Фидель Кастро был не тем, за кого он себя выдавал, что он был такой же капиталист и мафиози, как и свергнутый им Батиста!

НЕ ВВОДИТЕ ИХ В СОБЛАЗН

По поводу инициативы дагестанской верхушки назвать улицу Махачкалы именем Фиделя Кастро: господа, во-первых, это примерно также выглядит, как ваша инициатива провести в Кизляре акцию в поддержку дагестанских птичек под названием «Кормушка». Это слово так прочно срослось в сознании народа с вами, с узаконенной вами нормой распределения, что выглядит в его глазах как издевка: мол, вы там мастерите кормушки для пернатых, а мы тут разберемся с «кормушкой» более масштабной и богатой…

Во-вторых, вы знаете, как пришла Пугачеву мысль поднять восстание против Екатерины и Российской империи в целом? Очень просто. Пугачев служил простым казаком в отряде русского военачальника, графа, генерал-майора Готлиба Тотлебена. И вот однажды этот Тотлебен, увидев его у себя в ординарцах, сказал окружающим: «Чем больше я смотрю на этого казака, тем более поражаюсь его сходством с великим князем Петром Федоровичем…» То есть с мужем Екатерины II, который по ее указанию был жестоко убит братом ее фаворита Алексеем Орловым. Если версия, что эти слова, сказанные в присутствии самого Пугачева, могли произвести на него сильное впечатление и впоследствии подвигнуть назваться императором – со всеми последствиями этого решения…

Так что, господа, не шутите с огнем, не вводите в соблазн жителей этой улицы; как бы среди них не явился дагестанский Кастро и не устроил у вас под носом новый Плайя Хирон.