Коллаж

О политике без мантр и стереотипов

Душа радуется, глядя на то, как резко дагестанские начальники в последние недели повернулись лицом к народу, как жадно они бросились в его объятья, как они не брезгуют посещать места скопления простого народа…

Багаудин Узунаев

Что ни день – то новый повод для радости…

ГОГОЛЯ НА ВАС НЕТ!

То нам сообщают, что председатель правительства посетил строящуюся на окраине республики школу и грозно распорядился завершить стройку в предусмотренные сроки!.. А вот информация про то, что спикер дагестанского парламента устроил разнос чванливым, зажравшимся депутатам, избегающим встреч с народом, что называется, нос к носу! А как не порадоваться в связи с заметкой о некоем министре, который, не зажимая носа, проинспектировал «социальные тупики» столицы и обещал что-нибудь предпринять для облегчения положения наших социальных низов… А вот и глава ФАС, который решительно пресек необоснованное повышение цен на что-то (лучше бы на бензин, который резко подорожал на фоне понижения цен на нефть).

Имеются и дела. Вдруг улицы, которые, казалось, не имеют ни малейшей надежды когда-нибудь обрести асфальтовое покрытие и фонарное освещение, обрели их и стали менее опасными для пешеходов и водителей; то там, то сям видим следы порушенных магазинчиков и забегаловок, возведенных с нарушением градостроительных правил (правда, супермаркеты и жилые дворцы, построенные с такими же нарушениями, стоят как ни в чем не бывало… Видно, тягаться с их хозяевами у городской власти руки коротки). Здания, в которые раньше общественников, этих недополитиков, не допустили бы на расстояние пушечного выстрела, сегодня раскрыли свои перед ними свои толстые двери. Причем – без платы за аренду (я имею в виду недавний круглый стол в Республиканской библиотеке во главе с депутатом Госдумы от Башкирии Гаджимурадом Омаровым). Словом, с приходом Васильева дагестанское чиновничество вдруг вспомнило о населении, его нуждах и проблемах.

Будто плотину прорвало… И плотиной этой, как можно предположить, был предыдущий глава… Не будем указывать пальцем… Помните, он еще в начале своего назначения в «наместники» Дагестана заявил, громко постучав себя по носу: «Отныне вот он, – тук, тук, тук, – вот этот парень, будет заниматься политикой…».

***

Сцена, достойная Гоголя! Ведь только у него члены человеческого тела, отделившись от оного, превращались в самостоятельную личность и начинали действовать независимо от него и по своему усмотрению. Пример такого превращения дан писателем в его повести «Нос», где эта часть тела, принадлежавшая коллежскому асессору майору Ковалёву, вдруг ни с того ни с сего покинула свое природное место и… пустилась в свободное плавание. Она решила самостоятельно делать карьеру и добиваться чинов и поощрений… И, кстати, преуспела в этом: напомню, что нос г-на Ковалева по табели о рангах на три ступени превосходил чин самого г-на Ковалёва (если последний был лишь коллежским асессором, то нос его мы застаем в чине статского советника! Штука сказать: статский советник… Это вам не хухры-мухры).

Так и нос нашего бывшего главы обрел в связи с заявлением своего законного владельца самостоятельный статус, а также перспективу войти в историю в сепарированном от своего носителя виде. Время жестоко к политикам: стоит им только выйти из «коридоров власти», как их тут же алчно поглощает безбрежная река забвения – Лета. Другое дело – нос-политик. Как явление, небывалое на лице Земли, он, конечно, навсегда останется на скрижалях дагестанской истории. А заодно с ним на них будет красоваться и его природный пьедестал – бывший глава Дагестана…

И тем не менее, что же имел в виду «наместник», делая такое рискованное заявление, не совсем понятно. Неужели то, чем занималась дагестанская верхушка до явления его носа Дагестану, была политика?

КОРРУПЦИЯ – СВЯТАЯ КОРОВА?

Шутки шутками, но заявление главы ставит нас перед необходимостью переосмысления понятий «политик», «политика» и т.п. Например, Навального, чье имя, как я подозреваю, скоро будет запрещено в России, как запрещено в ней слово ИГИЛ, все называют политиком. Так же все называют и Путина, нынешнего президента России. Итак, оба они политики. Разница между ними заключается в том, что один из них (Навальный) стоит в преддверии власти, а второй в ее прекрасных, комфортабельных пенатах. Поэтому, когда патриотически ориентированные два процента россиян обвиняют Навального в том, что он хочет попасть в эти роскошные пенаты, они косвенно обвиняют и Путина, нынешнего их владельца и хозяина. Дело в том, что основной закон политики в демократической системе не только не осуждает стремление любого гражданина попасть во власть, но даже считает такое стремление естественным и нормальным. Следовательно, согласно этому закону, стремление Навального попасть во власть – тоже вполне естественное и нормальное. Второй закон политики объявляет вполне естественным стремление попавшего во власть политика оставаться в ней насколько это возможно подольше (в идеале – до конца своих дней). Поэтому, согласно второму закону политики, мы должны признать естественным и нормальным и стремление Путина оставаться во власти максимально долго (демаркационную линию этой долготы мы уже указали выше).

Но выявление мотиваций, подталкивающих людей к занятию политикой, еще не ответ на вопрос, что же такое сама политика. Рассудим опять же на примере Навального. Его политика, то есть политика человека, стоящего в преддверии власти, состоит в настоящий момент в принятии мер для попадания внутрь. Меры он использует различные, в том числе разоблачение нынешней верхушки, да и всех российских элит в целом в системной и практически неприкрытой коррупционной деятельности. Впрочем, неприкрытой ее можно назвать лишь условно, ибо будь оно так, то ему не пришлось бы расследовать, раскапывать коррупционные схемы, с использование которых несметно обогатились господа Медведевы, Шуваловы, Песковы, Усмановы, Сечины и т.д. Что же касается системности, то и этот термин подлежит анализу. Он верен, если иметь в виду, что занятие коррупцией доступно лишь лицам, связанным с системой, а также в рамках термина «систематически», то есть постоянно, из года в год, изо дня в день. Однако Навальный в определение «системная», говоря о коррупции, вкладывает другой смысл, близкий, как мне кажется, к понятию «отечественный», исторически свойственный России. Вспомним хотя бы лаконичный ответ Карамзина на вопрос русского эмигранта, долго бывшего в разлуке с отечеством: «Ну, как там в России? – Воруют!»

***

Но тут важно другое. А именно то, что политики, которые уже находятся во власти, обвиняют Навального в том, что он якобы использует запрещенный прием, разоблачает коррупцию. То есть, по их мнению, указание на фактор системной коррупции во власти, использование этого фактора как орудия борьбы за попадание во власть, есть негодный прием, удар ниже пояса. Даже первые лица говорили об этом, добавляя, что Навальный делает это ради политических целей.

И как это понимать? Что же, политических целей надо добиваться, не касаясь коррупции? Да что же такое, в конце концов, эта политика, эти политические цели, которых нельзя достигнуть, порицая, а уж тем более борясь с коррупцией? У меня нет положительного ответа на этот вопрос. Отрицательный есть, и он хорошо выражен в известных строках Лермонтова, обращенных к современным ему элитам: «Вы, жадною толпой стоящие у трона,/Свободы, гения и славы палачи,/…Все молчи». «Молчи» – вот главное слово в этой строфе. Молчать советовал нам и Тютчев, когда писал: «Молчи, скрывайся и таи,/И чувства и мечты свои…» Конечно, он имел в виду несколько иные причины для этого, но где-то в метафизических сферах все виды молчания имеют один и тот же мотив…

Сама же власть, как я привел выше, не молчит, а очень даже активно и деятельно отстаивает мысль, что в России коррупция и политика – вроде мух и котлет, которые надо рассматривать отдельно друг от друга.

Есть и такое мнение, я его слышал от одного местного депутата из «Единой России», что коррупция – это смазка, без которой государство будет стоять на месте. А с нею оно худо-бедно куда-то двигается. Если это действительно так, тогда допустите до коррупции и население тоже, пусть и оно имеет доступ к бюджетным средствам. И не опосредованно, как теперь, через распределение по институтам и отраслям, а прямо, как это доступно для власть имущих. И тогда, глядишь, наша телега покатится, опережая другие народы и государства.

АЛЧНОСТЬ НЕ СМЕРТНЫЙ ГРЕХ?

Признаюсь вам, я никогда не имел желания заниматься политикой; ни как Навальный, стоя в преддверии власти, ни как Путин, находясь внутри нее. Это совершенно особый род деятельности, который предполагает огромное бескорыстие и любовь к людям. А также желание и готовность жертвовать своим временем и силами ради чужих дел и интересов. Вот три источника, которые формируют и питают энергию настоящего политика.

Завершая, я хотел бы привести конкретный пример алчности российской власти и бизнеса. Я их почти не разделяю, они у нас – два сапога пара… Власть, конечно, круче, и может свернуть бизнес в бараний рог, а если не делает этого, то по той же причине, по которой жесточайшие тираны и деспоты мировой истории пестовали и лелеяли купцов и торговцев, с которых сдирали три, а то и четыре шкуры.

***

Водители испытывают на собственной шкуре последствия ползучего роста цен на бензин. Но на днях произошел резкий скачок цен на это топливо. По информации от «Ъ», причиной «стала неожиданная остановка на прошлой неделе одной из ключевых установок на Московском нефтеперерабатывающем заводе». На это отреагировала биржа. Как сообщил газете начальник профильного управления ФАС Дмитрий Махонин, причиной роста цен стала «реакция трейдеров…»

«У нас такая налоговая система, – это уже объяснение эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, – что около 80% от стоимости бензина – это всевозможные сборы, пошлины и акцизы. В долгосрочной перспективе цены также будут повышаться на бензин из-за того, что у нас в стране происходит налоговый маневр: экспортная пошлина уменьшается и возрастает налог на добычу полезных ископаемых – нефть внутри страны становится дороже, чем была раньше, из-за этого все расходы нефтяники перекладывают на конечного потребителя и поднимают цену на бензин».

А теперь скажите, разве не прав некий Борис Лебедев, завсегдатай соцсетей, давший этой вакханалии цен свою оценку: «Стыдно выслушивать некие объяснения «причин» наших ученых-экономистов! Причина в повышении всего и вся только одна – АЛЧНОСТЬ прирожденная!..»

И я согласен с его оценкой.