Фото_

Если вы уходите и вас никто не зовёт обратно – вы идете в верном направлении

Когда говорят о таком явлении, как fake news, то чаще всего думают о том, что от нас это далеко. Когда говорят, что не нужно реагировать на какие-то новости, что само собой рассосётся, – не уточняют, что это правило не универсально. Когда кто-то думает, что на Дагестан правила информационного общества не распространяются, то эти люди просто не понимают, о чём говорят.

Магомедтагир Муртазалиев

В четверг вечером на сайте «Черновика» появилась информация о том, что премьер-министр Дагестана Артём Здунов, якобы обидевшись на цифры, услышанные на совещании с министерством образования и руководителями муниципальных образований, ушел в гневе, оставив присутствовавших. По версии этого же источника, совещание вроде как попыталась продолжить министр образования, но муниципалы по одному ушли, несмотря на призывы министра остаться.

Согласитесь, что в этой версии данная новость более чем интересна! Здесь есть драматургия, конфликт, скандал, нестандартное поведение. Для любого издания это не новость, а просто подарок! И ничего удивительного, что ее перепостили все, кто мог. И не страшно, что это оказалось неправдой, – зато какой колорит! Уже на основании приведенного появились аналитические выкладки, гневные статьи, язвительные комментарии. Не знаю, попадись эта информация лично мне, сумел бы я пройти мимо неё равнодушно или нет. И никакой профессиональный стаж, никакие страхи и сомнения, что всё на деле может оказаться не совсем так, не могут перебить инстинкт охотника. И вот мы все хором бросаемся на наживку и строим свои суждения. Тем более, что предыдущий опыт не даёт поводов думать, что это не так. Ведь как ни крути, но уже расхожими стали высказывания – Артём Здунов более 10 минут на встречу с дагами не тратит; Артем Здунов едва выносит Дагестан; и, вообще, Артем Здунов здесь на практике.

Единственным исключением из этого ряда стала якобы встреча с Тимуром Варисовым, который пришел рассказать о своём видении того, как идут дела на РГВК. При этом мы даже не знаем, правда это или нет. Насколько известно, достоинства Тимура Варисова ограничиваются тем, что он хороший ведущий свадеб и хороший человек со своей устоявшейся аудиторией. При всём доброжелательном к нему отношении, думается, что он не знает и половины проблем, с которыми сталкиваются те, кто делает телевидение на выделенные им РГВК копейки. Это к слову о том, какого качества эксперты сегодня востребованы. Но, возвращаясь к теме злосчастного совещания, – мы увидели, как откровенно просел информационный блок в ситуациях, когда возникают нестандартные проблемы.

***

На самом деле всё было до скучного просто. У этого мероприятия было две части. В первой собрали руководителей районов и школ для того, чтобы поговорить о программе «100 школ для Дагестана», а во второй уже были свои узкопрофессиональные вопросы, которые обсуждали с министром директора образовательных учреждений. Ни о каких 102% обеспеченности учебниками не звучало и звучать не могло. У меня в руках доклад министра, озвученный на совещании. Она в курсе того, на какой стадии проблема обеспечения школ учебниками. Со второй части отпустили руководителей районов, да и самому председателю правительства не было необходимости присутствовать на узкопрофессиональном обсуждении. Вот он и ушел!

Ничего экстраординарного не произошло. Возможно, человек, рассказавший эту новость коллегам из «ЧК», недостаточно внимательно следил за развитием сюжета. Не хочется думать о злом умысле. Но проверить, так это или нет, можно было очень просто – одним звонком лично Уммупазиль Авадзиевне или кому-то из участников мероприятия. И тогда всё встало бы на свои места в считанные секунды. Но мы настолько разучились взаимодействовать друг с другом, что никто этого делать не стал. И вот опубликованную в четверг вечером новость мы читаем как увлекательный сюжет. А если учесть, что мы привыкли печатному слову верить, то новость полетела по городам и весям. Тем более никаких опровержений не последовало ни в пятницу, ни в выходные, ни в понедельник. То есть те, кто хотел бы увидеть иную точку зрения, её просто не нашел. Единственное сомнение в верности новости вызвал коммент под ней, о том что всё было совсем не так. Но никому это уже не было интересно. Злобные комменты сыпались, как из рога изобилия, обнажая не столько суть проблемы, сколько психическое состояние тех, кто писал эти ужасы. Виртуальный ад сжигал в своём пламени любого, кто робко пытался пропищать хоть какой-то сомнение. Ну а официальные комментарии? Они зависли где-то на уровне информационного управления, не оставляя надежды на то, что у нас есть хоть кто-то, кто знает, как разумно вести себя в этой ситуации.

***

Когда у вас горит дом, у вас есть две модели поведения: спасать имущество и тушить огонь или просто убежать, оставив всё, как есть! Мне кажется, что белодомовское информационное управление у нас выбирает именно вторую модель поведения. Всё, что нужно было сделать в самом начале, это позвонить в «Черновик» и рассказать, как всё было на самом деле. И всё! Там бы услышали, исправили хотя бы потому, что никто не хочет никаких судов, и еще потому, что доверие читателей важнее.

Повторюсь: ещё в четверг одного авторитетного звонка было достаточно. Это могла сделать и пресс-служба минобрнауки РД, это могли сделать люди из информационного управления. Это можно было сделать быстро и без каких-либо репутационных потерь ни с одной из сторон. А что вышло?! Самого Артёма Здунова в Махачкале не было, и решить вопрос в директивной форме было некому. Вот и случилось то, что случилось: опровержение, составленное и отредактированное, так и не увидело свет. Люди осведомлённые прекрасно понимают, что подобная ситуация не может считаться нормальной ни при каком раскладе. Даже если Артём Здунов уедет из Дагестана, ему этот хвост из негативных историй, которые будут висеть в Интернете вечно, не нужен. Полагаю, что и ему, как мужчине, эта выдуманная история, в которой он якобы сбежал, тоже не нужна. Тем более, что это выдумки. Тем более, что она позиционирует его для дагестанцев в самом невыгодном свете. В Дагестане могут простить всё что угодно, но только не трусость и малодушие. Помните, с каким восхищением нам с детства рассказывали армейские истории, когда маленький, но храбрый даг с камнем шел один на толпу и не давал задний ход! Вот таких людей у нас уважают! Полагаю, что Артём Алексеевич в курсе. Наверняка, в курсе и господин Краснов (ну это так, к слову).

Но суть даже не в этом, а в том, что есть проблема информационного сопровождения действий руководства Дагестана. Либо сам Здунов начнёт разговаривать с дагестанским обществом (и не по 10 минут), либо за него это будут делать другие. Очевидно, что сложившееся положение и дальше будет строить негативный образ господина Здунова в глазах думающей публики. Сейчас вопрос только в одном, как долго он будет это терпеть.

***

Я нахожусь по другую сторону этой истории. Я вижу, как вместо простых и понятных действий случилась игра статусов. Страсть к подковёрному византийству победила здравый смысл! Знаю, но не буду озвучивать имена тех, из-за кого подобное позорище оказалось возможным. Результат непрофессионализма этих людей очевиден. Вместо того чтобы открыто сказать, где правда, а где неправда, – мы видим гордое молчание. Хочется напомнить этим господам, возомнившим себя небожителями, что никому не нравятся заносчивые и самовлюблённые люди. Если человек не умеет говорить с людьми, то на каком бы уровне социальной пирамиды он ни находился, каких бы успехов в жизни он ни добился, общество никогда не примет его. Как никогда в Дагестане не принимали лгунов и предателей! Как бы это кому-то ни казалось странным, но у нас своя система ценностей. Мы, дагестанцы, живём на своей земле не одну тысячу лет – у нас свой национальный характер, своя ментальность – и хорошо бы это уважать. Никогда мы не были богатыми, но у нас всегда было достаточное количество храбрых и гордых людей, которые объясняли нам, как правильно и как неправильно жить.

Мы оцениваем человека не только по тому, сколь велики его возможности, но и по тому, как этот человек ведёт себя в сложных обстоятельствах, насколько он в самые критические моменты может оставаться человеком. Наше коммунистическое прошлое каким-то чудом не убило в нас первобытное, человеческое чутьё на достойных и недостойных людей. Мы видим, как уже который год над нашей республикой проводится какой-то эксперимент. Мы видим, как для того чтобы не реагировать на этот кошмар, сотни тысяч людей засовывают голову в песок. Но это не значит, что так будет вечно. Хотя бы потому, что терпение заканчивается и наступает момент, когда люди говорят – хватит! Армения совсем рядом!