Фото_Залимхан Валиев

По следам очередного заседания Совета старейшин кумыкского народа

На прошлой неделе состоялось крупное мероприятие, организованное Советом старейшин кумыкского народа

Багаудин Узунаев

Уже в самом его названии был виден замах на серьезные вопросы: совместное расширенное заседание Совета старейшин кумыкского народа и ССО (Союз общественных объединений) «Сплоченность».

ВОПРЕКИ ЗАПРЕТАМ

Первым в повестке дня стоял отчет о посещении делегацией кумыкских общественников и ученых во главе с Абсалитдином Мурзаевым министра по земельным и имущественным отношениям Дагестана Екатерины Толстиковой.

Второй вопрос касался планов имамов мечетей кумыкских поселений об учреждения самостоятельного духовного управления кумыков – Кумыкского муфтията. Подчеркну, что Совет старейшин в данном вопросе выступил лишь совещательным органом, инициатива же перейти на самостоятельную форму работы исходила от самих имамов и была принята ими ранее на своем отдельном собрании.

Начнем с отчета о посещения кумыкскими старейшинами Минимущества РД.

Как подчеркнул глава делегации Абсалитдин Мурзаев, просьба принять их для обсуждения наболевших проблем была направлена в министерство еще в декабре прошлого года. И хотя они еще несколько раз напоминали о себе, встреча состоялась только в мае этого года и уже с новым министром – Екатериной Толстиковой. Причина такой затяжки – то ли общая медлительность и неповоротливость российской государственной машины, то ли равнодушие чиновников к проблемам маленьких людей, то ли обе причины вместе. В делегацию, кроме актива совета, была включена группа ученых, глубоко знающих земельные проблемы кумыков, в том числе и земель отгонного животноводства. Это доктора экономических наук Расул Кадиев и Алклыч Алклычев и доктор биологических наук Залибек Залибеков.

Во-первых, скажем, что речь идет ни много ни мало о 1,5 млн гектаров равнинных земель, включенных правительством в свое время в состав республиканского резерва с присвоением правительству исключительного права выделять и распределять эти земли! В результате этого решения на данных землях и выросли незаконные, как считает Совет старейшин, поселения на базе кутанов: львиная доля из них – 166! – в Бабаюртовском районе, 27 – в Хасавюртовском и 21 – в Кумторкалинском районах. Незаконны они потому, что возникли вопреки запрету возводить на таких землях капитальные строения. Есть вопиющие примеры наподобие истории с неким Пирмагомедовым, взявшим в аренду на 49 лет 911 гектаров земли в Хасавюртовском районе. При этом 180 из них он использует сам, сдавая их в субаренду, что категорически запрещено законом, а на остальных 731 га возвел 30 домостроений – опять-таки вопреки закону! Впрочем, это данные на 2014 год, сегодня этих строений там, подозревают старейшины, уже вдвое больше.

КАВАЛЕРИЙСКИЙ НАСКОК НЕ ПРОШЕЛ

Более тревожный аспект вопроса прозвучал из уст профессора Залибекова: из-за беспорядочного, по существу хищнического использования равнинных пастбищ, бесперебойного выпаса скота на них эти земли сегодня оказались на грани опустынивания и непригодности для сельскохозяйственного производства. Требуется глубокая рекультивация и системные оросительные работы, чтобы привести эти земли в пригодное для занятий сельским хозяйством состояние. Однако сегодня проблема заключается еще в том, что непонятно, что делать с этими выросшими, как грибы после дождя, поселениями! Горские элиты вкупе со своими кумыкскими коллегами давно и твердо стоят на позиции необходимости пустить эти земли в торговый оборот. Но принятие закона о праве частной собственности на землю в Дагестане отложено на неопределенное время. Так что сегодня вопрос состоит в том, кому передать эти земли: сельским поселениям горных районов, откуда родом переселенцы, или администрациям равнинных поселений?

***

Первый вариант кумыкская сторона воспринимает как завуалированную аннексию ее земель, с чем не готова согласиться. К тому же налоги в таком случае горские переселенцы будут платить в бюджеты своих родовых сел в горах. Другой вариант, который вроде бы устраивает кумыков, – это передача поселений вместе с землей равнинным сельским администрациям с правом продления аренды участков после их перерегистрации. Но это не устраивает переселенцев, потому что в ходе перерегистрации могут всплыть многочисленные нарушения земельного законодательства.

В свое время г-н Абдулатипов попытался решить проблему, как он это обычно делал, кавалерийским наскоком: воспользовавшись принятием нового закона о земле, он попытался добиться от НС РД включения в него нормы, дающей ему полномочия лично, минуя НС РД и уполномоченный орган (Минимущества), распределять земли отгонного животноводства по своему усмотрению. Первое чтение эта норма прошла, но во втором застряла. Пройди она и этот этап, и Абдулатипов решил бы все эти проблемы так, как он их понимает. В том числе и проблему 428 гектаров земель отгонного животноводства, на которые метил предприниматель г-н Шамиль Исаев, находящийся сегодня в местах, не столь отдаленных, и их уже невозможно было бы вернуть.

Итогом встречи стало обещание министра создать специальную комиссию для законного и справедливого разрешения этой сложной и взрывоопасной проблемы.

ИМАМЫ ХОТЯТ ОБОСОБИТЬСЯ

Второй вопрос повестки – о создании Кумыкского муфтията – также вызвал оживленное обсуждение собравшихся. Повторю, что инициатива такого шага исходит снизу, от имамов мечетей и поддержавших их джамаатов равнинных селений: Нижнего Казанища Адиль-Янгиюрта, Атланаула, Параула и ряда других. Об этом должны были сказать в своем выступлении сами имамы, но они на собрание по какой-то причине не явились. Но старейшины, однако, решили этот вопрос обсудить.

Причина инициативы, как прозвучало, состоит в том, что ДУМД будто бы принял решение о присвоении себе полномочий по назначению имамов на местах по всему Дагестану. А это, как говорят алимы, категорически запрещено шариатом, который оставляет это право за сельским джамаатом. В резолюции, принятой в конце собрания, были учтены все мнения на этот счет. Не желая идти на крайнюю меру, грозящую расколом дагестанской мусульманской уммы, Абсалитдин Мурзаев предложил решение: отказавшись от национального признака, создать новый муфтият по географическому принципу, назвав его «Духовное управление центрального Дагестана» (ДУЦД). Однако, прежде чем приступить к его созданию, было принято решение провести опрос среди более широкого круга сельских джамаатов с целью выяснения их отношения к этой инициативе имамов названных выше селений. Это предложение было одобрено участниками собрания и внесено в протокол.

***

Добавлю, что соцсети, куда просочились сведения об инициативе кумыкских имамов, отреагировали на них весьма неоднозначно. Среди аргументов против отделения кумыков от ДУМД были как религиозные, так и светские, этносоциальные. Звучали опасения, что возможны в связи с этой инициативой негативные последствия для межнациональных отношений в Дагестане. Но, насколько они обоснованы и реальны, покажет время.

Выше я уже сказал, что вопрос о восстановлении Таркинского района не стоял в повестке заседания Совета старейшин и СОО «Сплоченность». Его поднял, взяв слово, лидер Кяхулайского джамаата Залимхан Валиев. Многое из того, что он сообщил, явилось шокирующей новостью для сидевших в зале. Но сначала несколько слов об истории вопроса.

ТАРКИНСКОМУ РАЙОНУ БЫТЬ!

Таркинский район, если выразиться образно, был сухим остатком кумыкской государственности, существовавшей с периода раннего средневековья до осени 1867 года, когда шамхал Шамсутдин под давлением новых, неблагоприятных для кумыкского государства обстоятельств, вынужден был по собственному желанию сложить с себя шамхальские полномочия. С тех пор эта государственность еще несколько раз урезалась и сокращалась по воле царского правительства, пока в 1926 году, уже в условиях большевистской власти, не стабилизировалась в формате Таркинского административного объединения. Однако уже в 30-е годы район был ликвидирован, эта территория оказалась включенной в Махачкалинский район. То есть от некогда мощного шамхальства Тарковского остались рожки да ножки. В 1944 году таркинцев вкупе с их соседями, жителями селений Кяхулай и Альбурикент, и вовсе выселили с их земель – под предлогом того, что они, мол, очень нефтеносные и интересы народного хозяйства требуют очищения их от живущего на них населения. Таким образом, жители трех селений оказались высланы в Хасавюртовский район. Никакой нефти там, конечно, не было, она была лишь предлогом для выселения таркинцев и соседних с ними жителей Кяхулая и Альбурикента с их земель с последующим заселением на них горцев и русских.

Как видим, не будет преувеличением, если назвать жителей бывшего Таркинского участка многострадальным народом. Но стойким народом – тоже, потому что они уже в течение многих лет борются за восстановление своего незаконно разрушенного властями района. Увы, пока их старания безуспешны. Про это и говорил на собрании Залимхан Валиев. Он напомнил период, когда им в этом противодействовал сам всемогущий Амиров. Узнав, что таркинцы добиваются восстановления своего района, он выступил со статьей в газете, где утверждал, что «восстановление Таркинского района приведет к расколу Дагестана!» Ни много ни мало. Однако истинная причина была в другом: восстановление Таркинского района могло отразиться на всевластии Амирова по распределению земель этого района, которыми он распоряжался по своему усмотрению. Еще это привело бы к тому, что этот народ наконец смог бы заниматься сельскохозяйственным трудом, как занимался в течение всей своей истории, что он смог бы решить еще многие другие свои проблемы. В общем, Амиров держал нос по ветру, он прекрасно знал отношение Москвы к кумыкам и всем тюркам России, знал, что она будет смотреть сквозь пальцы на любые ущемления их прав и законных требований.

***

Другим противником восстановления Таркинского района был лидер кумыкского народа, занимающий самое лакомое кумыкское место во власти, – Хизри Шихсаидов. По словам Залимхана, он убедил таркинцев отказаться от своих планов, пообещав взамен какие-то мелкие уступки в решении их застарелых хозяйственных проблем. И они повелись на его обещания и отступили, и сегодня, как говорится, кусают себе локти.

Гораздо больше понимания в этом вопросе проявил аварец Гамзат Гамзатов, который без разговоров подписался под их обращением к правительству, заметив, что их требование восстановить Таркинский район полностью законно и справедливо со всех точек зрения.

По словам Залимхана, таркинцы активно работают над этим вопросом и не отступят от своих планов восстановить Таркинский район, чего бы им это ни стоило.