Фото_к тексту

Эта неделя на Кавказе вновь оказалась жаркой. Заметное улучшение погоды предсказуемо повлияло на общественную активность в Ингушетии, где уже достаточно давно назревала новая протестная акция. Несмотря на попытки республиканских властей перенести митинг в Назрань, организаторам удалось согласовать его проведение в Магасе, где он и начался утром 26 марта, собрав более 10 тысяч человек.

Тамерлан Магомедов

Поводом для очередного протеста стала попытка ингушского руководства внести поправки в республиканский закон о проведении референдумов. Видимо, узнав о вероятности массовых акций протеста, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров отозвал свой законопроект за два дня до намеченной протестной акции. Но, несмотря на это, митинг в Магасе все равно состоялся.

По словам его организаторов, спорный законопроект «О референдуме Республики Ингушетия» с подачи Евкурова уже был принят депутатами в первом чтении, а 28 марта его собирались рассмотреть во втором чтении. Причиной критики в адрес нового законопроекта протестующие называют то, что в нем не указаны вопросы, решение которых требует обязательного проведения референдума, а перечислены лишь те, которые не могут быть вынесены на референдум. Несмотря на решение главы региона отозвать законопроект для доработки, протестующие уверены, что после окончания акции он предпримет новую попытку протащить этот закон через парламент.

Выступавший на митинге председатель ингушского отделения партии «Яблоко» Руслан Муцольгов заявил, что новая редакция закона продиктована соглашением о границе, которое уже послужило поводом для массовых протестов в Ингушетии осенью минувшего года.

***

Начало протестам положило соглашение о пересмотре границы между двумя республиками, которое 26 сентября 2018 года подписали Юнус-Бек Евкуров и Рамзан Кадыров. Пытаясь не допустить утверждения этого соглашения депутатами парламента Ингушетии, 4 октября 2018 года тысячи людей вышли на митинг в Магасе, который перерос в небывалую акцию протеста.

Несмотря на то, что въезды в город были заблокированы, люди оставляли машины и шли к зданию парламента пешком. Колоритности колонне демонстрантов придавали всадники на лошадях с национальными флагами. Собравшись на площади, участники акции потребовали пропустить представителей общественности на заседание парламента, однако не сумели этого добиться. После голосования в закрытом режиме митингующим объявили, что соглашение о передаче земель утверждено большинством голосов депутатов. Возмущенные таким решением люди отказались уходить.

Попытка Юнус-Бека Евкурова поговорить с митингующими не принесла результата. Непререкаемый ранее авторитет главы республики растаял практически на глазах, когда его охране в целях безопасности пришлось открыть стрельбу в воздух. Укрепившись после этой стычки во мнении о несправедливости действий руководства, протестующие отказались расходиться. После того как часть их переночевала прямо на площади, акция переросла в бессрочную, а число протестующих в Магасе начало увеличиваться по мере того, как информация о неравноценном обмене земель стала получать достоверное подтверждение.

Изначально руководство Ингушетии декларировало, что, согласно вышеупомянутому соглашению, чеченская сторона получит часть Надтеречного района. В обмен на это ингушской стороне обещали передать в Чечне равную по площади территорию на границе с Малгобекским районом. Позднее выяснилось, что в результате соглашения о границах Ингушетия передала Чечне территории, которые по площади в 26 раз больше полученных от Чеченской Республики. После исследования документов и официальных данных о прежних и новых границах эксперты опровергли заявления властей касательно равноценного обмена землями, что вызвало новый всплеск возмущения народа.

***

Часть протестных акций была несанкционированной, часть – республиканское правительство официально разрешило. Однако во время массовых выступлений во всей Ингушетии начались отключения Интернета и перебои с сотовой связью. Обострились и отношения лидеров общественного мнения Ингушетии с руководством Чечни. Ситуация могла вылиться в масштабный вооруженный конфликт, когда 19 октября 2018 года Рамзан Кадыров приехал в ингушское село к одному из старейшин, который якобы называл Кадырова на митинге «пастухом». В ходе встречи мужчины пришли к пониманию и извинились друг перед другом. Однако напряженность не спадала. С грозными заявлениями в адрес соседей выступал и сам Рамзан Кадыров, недвусмысленно заявлявший о том, что возвращать Ингушетии переданную Чечне землю не собирается. В ночь на 25 октября глава чеченского парламента Магомед Даудов (Лорд) приехал в дом еще одного ингушского активиста – Ахмеда Барахоева в селение Новый Редант. В ходе встречи Даудов передал Барахоеву вызов на шариатский суд. Уже на следующий день, 26 октября, Ингушетию вновь посетил Кадыров, потребовав извинений от другого участника протестов, бывшего министра внутренних дел Ингушетии Ахмеда Погорова. Узнав о приезде Кадырова, ингушские активисты собрались на стихийный митинг у дома Погорова с целью его защитить. В ходе встречи Погоров, Кадыров, депутат Госдумы Адам Делимханов и спикер парламента Чечни Магомед Даудов провели закрытую беседу, по итогам которой принесли друг другу взаимные извинения.

***

Ситуация вновь обострилась 30 октября, когда Конституционный суд Ингушетии отменил соглашение о границе и признал его «не соответствующим Конституции Республики Ингушетия». Это же решение поддержал Всемирный конгресс ингушского народа, который потребовал провести референдум по вопросу о передаче земель. После этого власти обеих республик обратились в Конституционный суд, чтобы тот признал законность или незаконность подписанного соглашения. 6 декабря Конституционный суд РФ принял знаковое для всего Северного Кавказа решение, признав соглашение властей Чечни и Ингушетии о переносе границы и обмене территориями законным. Это, по всей видимости, укрепило уверенность главы Ингушетии в своих силах. Именно с этого момента и началась разработка поправок в закон о референдуме. В частности, из него предлагается убрать нормы о том, по каким вопросам проведение референдума в республике обязательно. Действующая редакция закона обязывает власти принимать решения об изменении границ республики исключительно путем референдума.

***

Однако вернёмся к событиям нынешнего марта. В ходе митинга, который состоялся 26 числа в Магасе, протестующие потребовали отставки Юнус-Бека Евкурова, начала полномасштабной борьбы с коррупцией, отмены соглашения о территориях с Чечней и полноценной реализации закона о реабилитации репрессированных народов. На митинге выступили представители Ингушского комитета национального единства и Совета тейпов, заявляя о недоверии руководству и парламенту. Известные в республике люди – Ахмед Барахоев и Малсаг Ужахов – поинтересовались, доверяют ли собравшиеся главе, председателю правительства и парламенту, на что прозвучал отрицательный ответ. Очевидно, понимая, что ситуация может выйти из-под контроля, власти сконцентрировали вокруг места проведения митинга большое количество силовиков. При этом накал страстей не думает спадать, о чем говорит атака со стороны протестующих бойцов полиции и Росгвардии. Утром 27 марта на проспекте Зязикова в Магасе участники протестного митинга начали бросать камнями, бутылками и стульями в бойцов Росгвардии, пытавшихся их вытеснить. По мнению некоторых наблюдателей, несколько участников акции, которые атаковали силовиков, могли являться провокаторами, целью которых таким образом дискредитировать мирный протест в Ингушетии. После потасовки участники митинга разделились. Большая часть предпочла разойтись, решив дождаться проведения новой протестной акции, намеченной на ближайшие дни. Однако часть молодежи перекрыла движение по федеральной автотрассе «Кавказ» возле Назрани. События стали продолжением митинга в Магасе. На автодороге возле Назрани, в районе так называемого «Экажевского круга», в среду собралось около трех-четырех тысяч протестующих. Движение транспорта было парализовано. Люди требовали отменить соглашение с Чечней по границе, вернуть прямые выборы и отправить в отставку главу республики Юнус-Бека Евкурова.

***

Правозащитник Магомед Муцольгов в своем блоге написал, что старейшинам и лидерам протеста удалось уговорить народ разойтись только ближе к 18:00. По его словам, людей заверили, что власти согласуют новую акцию протеста. После этого митингующие отправились в центральную мечеть Назрани, где совершили вечерний намаз. «После молитвы люди разъехались по домам. Последние два дня выдались очень насыщенными и тяжелыми, многие не спали и были измождены. Надеюсь, теперь будет хотя бы некоторое время отдохнуть и набраться сил», – сказал Муцольгов.

Протесты в Ингушетии будут продолжаться еще неопределенное время. Выхода из ситуации в республике пока не наблюдается. Либо ингуши добьются отставки Евкурова, а новый компромиссный глава сумеет успокоить народ, либо Евкуров сумеет добиться в Москве одобрения на силовое подавление протестов.

***

Оба сценария нужно иметь в виду и властям нашей республики, где схожие протестные заявления уже звучат в социальных сетях. Причиной недовольства дагестанцев явилась пассивность местных чиновников в вопросе об определении границ Дагестана с Чечней. Отсутствие должной работы чиновников уже привело к тому, что часть спорных приграничных земель была поставлена на кадастровый учет у соседей.

«Насколько мне известно, чеченская сторона предложила нашим чиновникам решить данный вопрос до 15 марта. А наша комиссия протянула и не решила проблему, вот они сами и решили вопрос в свою пользу», – написал в своем блоге председатель координационного совета НКО Дагестана Шамиль Хадулаев, раскритиковав работу дагестанской комиссии по межеванию границы с Чечней. При этом он отметил, что речь идет о трех участках общей площадью порядка 18 гектаров.

«В ноябре 2018 года вся административная граница Дагестана с Чечней в виде картматериала была полностью сдана в Министерство имущественных отношений РД. Этот картматериал предусматривал все условия, обговорённые с чеченской стороной. Картплан был сделан на основании топографических планшетов и 55 планов земельных территорий приграничных хозяйств, которые мы подняли с архива. Вся эта работа была полностью завершена, а результаты сданы в министерство. Возникает вопрос: для чего затягивали столько времени, позволив чеченцам поставить этот участок у себя на учет?» – прокомментировал ситуацию и бывший заместитель директора «Дагтехкадастра» Айдемир Исмаилов.

По некоторым сведениям, чеченская сторона уже подала заявки о постановке на кадастровый учет еще целого ряда спорных земельных участков вдоль всей границы Дагестана с Чеченской Республикой. Звучат в Сети и достаточно жесткие заявления, за которыми могут последовать и протестные акции. Хочется надеяться, что власти Дагестана проявят большую принципиальность, чем чиновники в Ингушетии, не позволив вылиться бытовому вопросу о межевании земли в гражданское противостояние.