Фото_к тексту

В нашей столице много проблем. О них часто пишут журналисты, их обсуждают общественники, а чиновники оглашают итоги своей работы по борьбе с ними. Но порой сама борьба с проблемами объективно превращается в проблему. Главной бедой нашего города всегда была хаотичная, а местами и незаконная застройка. Проблему создала сама городская власть, которая из регулятора превратилась в главного игрока на строительном рынке. И это смешало все карты.

Тамерлан Магомедов

Стремление к финансовой состоятельности в таких условиях превратилось в Махачкале в игру без правил, когда чиновники беспардонно набивают карманы, а горожане пытаются урвать у них из-под носа какой-нибудь кусок. Многим повезло, и они-таки успели урвать у города лакомые куски, построив дома, торговые объекты и рестораны, которые принесли им немалую прибыль. Менее удачливые оказались у разбитого корыта. Эту ситуацию впору назвать правовой пирамидой.

ОТКУДА У ГОРОДА ДОЛГИ?

Обсудить возможное начало массовых сносов незаконных строений мы попытались с общественниками и коллегами по журналистскому цеху в рамках очередного заседания дискуссионно-аналитического центра «Альтернатива», прямую трансляцию с которого можно посмотреть на моей странице в Фейсбуке. В этот раз мы рассмотрели две реальные истории. Первая уже успела наделать шуму в СМИ и социальных сетях и затрагивает большое число наших небогатых горожан, которые самовольно возвели дома на земельном участке в районе озера Ак-Гель, где планируется строительство школы и детского сада. Безусловно, поднимать дома без каких-либо документов как минимум опрометчиво. Но почему им было не строить, если чиновники распродавали всю землю в городе?! И даже на дне озера, и даже на дне Каспийского моря, искусственно возведенный участок в котором республиканские власти вдруг решили сейчас узаконить.

В условиях тотальной коррупции и правового беспредела в чиновничьей среде призывать к законопослушности население просто цинично. Повинуясь инстинктам и логике, люди начинают отрывать от государства все, что только сумеют. Чем покупать документы на землю у оборзевших городских чиновников, проще и выгодней было построить на приглянувшемся участке дом, а уже затем узаконить его через суд. И все это знали, и всех этот бег наперегонки устраивал, пока не прозвучал финальный гонг. Все те, кто не успел оформить на прихватизированную собственность хоть какие-то бумаги, вдруг оказались наглыми нарушителями закона. Но никто при этом не говорит о привлечении к ответственности чиновников и судей, по вине которых и творился весь этот бардак.

В ходе дискуссии выяснилось, что под строительство школы этот участок был зарезервирован в 2011 году. Однако строить дома в этом районе наши новые горожане начали еще в 80-х годах прошлого века. Сегодня уже не столь важно, что появилось раньше, – дома в этом районе или участок под строительство школы на кадастровой карте. Важно то, что, согласно букве закона, под ковш могут пойти минимум шестнадцать домов, которые уже давно обжиты. Для многих эти дома являются единственным жильем, в некоторых проживают инвалиды. Куда идти всем этим людям после сноса их домов – не меньшая проблема, чем поиск земли под строительство школы. Общественники как вариант предлагают сместить строительство на прилегающий участок. Власть пока на эти сигналы не реагирует, однако сама ситуация является ключом к разгадке финансовых проблем города.

ФИНАНСОВЫЙ ФУНДАМЕНТ В КОРРУПЦИОННОМ БОЛОТЕ

На встрече с горожанами в парке им. Ленинского комсомола новый мэр нашего города заявил о том, что все позитивные преобразования требуют денег, но у парка их нет. Стоит признать, что денег нет и у самой Махачкалы, которая задолжала по разным статьям около миллиарда рублей. Конечно, можно призвать мэра потребовать у главы республики вновь перекроить схему распределения налоговых отчислений, вернув городской казне утраченные миллиарды. Однако какой в этом смысл? Ведь все разворовывается. Да, это не проблема одной лишь Махачкалы. Счетная палата России буквально на днях назвала умопомрачительные суммы денег, которые были израсходованы чиновниками в нашей стране, мягко говоря, «неэффективно». Так может быть начать с начала, а не с конца?

С одной стороны, наш мэр так и начал делать. Собрал, к примеру, общественный совет злополучного парка. Но, с другой стороны, какую информацию получило благодаря этому совету население города? Узнало, сколько парк заработал денег за тот или иной месяц? Или стало известно, насколько эффективно эти деньги потрачены? Уважаемый мэр, не нужно городить никаких советов. Не нужны тут дополнительные посредники благообразными лицами и строгие проверяющие с папками. В эпоху современных технологий любой бухгалтер выгружает всю финансовую документацию из 1С нажатием буквально пары кнопок.

Найти программиста, который подключит 1С-бухгалтерию того же парка им. Ленинского комсомола к сайту мэрии, могу даже я. Без каких-либо проблем он автоматизирует процесс настолько, что программа будет сама ежемесячно выгружать в открытый доступ всю интересующую общественность информацию. Если эта программа после обкатки в парке начнет затем внедряться во все структуры городской администрации, то долги города сами начнут растворяться. А вместе с ними и весь правовой бардак. К сожалению, после предложения создать прозрачную и открытую финансовую систему взгляд наших чиновников сразу становится пустым и отсутствующим, а их уши перестают слышать. Печально, но пытающиеся называть себя общественностью горожане это предложение тоже не слышат. Они соревнуются в том, кто быстрее подпишет петицию о недопустимости строительства храма на пустыре, который в это самое время на их собственных глазах коммерсанты застраивают бесконечными общепитами. О том, что практически любое преступление (в том числе незаконная застройка) имеет экономическую подоплеку, никому из них в голову не приходит.

ЗАКОННЫЙ БЕСПРЕДЕЛ

Не менее пугающей является ситуация, когда суд и закон становятся инструментами незаконного отъема собственности, на которую у людей нередко есть полный пакет документов. Когда 200 молодчиков брали штурмом офис в Гранатном переулке, мы в 2000-х годах воспринимали это событие как продолжение телевизионной истории о бригадах лихих ребят на черных бумерах. Но сегодня эта информационная повестка сместилась в регионы, где начинается тотальный передел собственности. Самое ужасное для государства, что это лишь очередной передел и лет через пятнадцать мы вполне можем увидеть новый виток истории. Правда, для людей, которых начинают отжимать прямо сейчас, такой прогноз вряд ли может услужить утешением.

Во вторник мы с коллегами рассмотрели ситуацию, в которую попала семья Шубуевых. Территориальное управление Росимущества в Дагестане в 2016 году обратилось в суд с иском к администрации Махачкалы и ныне покойному Адилу Шубуеву о признании недействительным его права собственности на земельный участок под кадастровым площадью 200 квадратных метров, расположенный у озера Ак-гель. А также о признании недействительным разрешения на строительство 4-этажного торгово-офисного здания, которое администрацией города Махачкалы по решению суда было выдано Шубуеву в декабре 2015 года.

Хотя в суде было доказано, что никаких нарушений со стороны Шубуева нет, а иск составлен с нарушением законодательства, решение оказалось не в пользу его наследников. Суд закрыл глаза даже на то, что по данному участку уже есть вступившее в силу еще в 2015 году судебное решение, которым суд обязал администрацию Махачкалы Шубуеву выдать разрешение на строительство. История эта началась в 2010 году, когда Адил Шубуев приобрел злополучный участок, собрав в 2015 году все возможные документы и разрешения из всех профильных инстанций. Однако это не уберегло его наследников от нового суда и решения о сносе ввиду того, что их строение находится в двадцатиметровой прибрежной полосе от береговой линии озера. Как и по каким параметрам истец это вычислил – до сих пор остается загадкой.

Как об этом можно судить, если в материалах судебного дела имеется документ из Кадастровой палаты, в котором говорится, что границы озера Ак-Гель в Единый государственный реестр НЕ ВНЕСЕНЫ?! В материалах дела также имеется ответ уполномоченного за проведение мониторинга среднемноголетнего уровня вод РОСГИДРОМЕТа, в котором говорится, что на озере Ак-Гель никаких постов для проведения мониторинга уровня вод нет, а сам уровень, с учетом морфологических особенностей водного объекта, в отношении озера Ак-гель в Махачкале не замеряется. Постановив, что участок и строение Шубуевых находится в двадцатиметровой береговой зоне, суд не обратил внимания, что законодательство допускает строительство в этой зоне при условии оборудования ливневки и канализации, которая в строении Шубуевых имеется.

***

На основании судебного решения и практически в духе закона у простых махачкалинских предпринимателей открыто пытаются отжать собственность. В судебном решении говорится не только о сносе их строения, но и признании недействительным их законного права собственности на участок. Сегодня у Шубуевых два пути. Либо пытаться отстоять свою собственность в вышестоящих судах, либо поддаться угрозам и продать здание за бесценок заинтересованным лицам, которые вслед за судебным решением уже открыто заявили о своих притязаниях. Что-то мне подсказывает, что во втором случае Росимущество не только не будет судиться с новыми владельцами участка, но даже не станет добиваться сноса построенного Шубуевыми строения в рамках уже принятого судебного решения. И здесь вновь большой вопрос: какую прибыль будут приносить городу «предприниматели», которые любой вопрос могут решить в суде или правоохранительных органах? Они рубля не заплатят в казну, и будут наживаться, пока их самих не сожрут более крупные рыбы. Правда, ни Шубуевым, ни всем остальным горожанам, ни главе нашего нищего города от этого легче не станет.