Фото_к тексту

Завел я себе на минувшей неделе Телеграм-канал, и тут предсказуемо понеслось. Пишу, читаю и снова пишу. Телеграм – это как вселенная Marvel. Читаешь и не веришь, что так смело, откровенно и грамотно могут писать. Пока пытаюсь подражать, но вырабатываю свой стиль. Можете меня найти и подписаться. Канал называется Dag.Life, в честь одноименного сетевого издания, которое в свое время создал с единомышленниками.

Тамерлан Магомедов

Чтобы сразу обозначить, о чем собираюсь писать в своем канале, начал с публикации цитаты любимого Оруэлла: «Власть – не средство; она – цель. Диктатуру учреждают не для того, чтобы охранять революцию; революцию совершают для того, чтобы установить диктатуру. Цель репрессий – репрессии. Цель пытки – пытка. Цель власти – власть».

Стоит отметить, что на фоне решения Верховного суда республики, оставившего под арестом корреспондента «Черновика» Абдулмумина Гаджиева, Оруэлл на этой неделе оказался как никогда актуален. Эмоциональная речь и доводы задержанного оказались интересны лишь сочувствующим ему наблюдателям. А судьба его пока очень туманна. Ведь он вовсе не Иван Голунов, и для внутренних разборок генералами ФСБ не использовался. А значит, рассчитывать Гаджиев может только на закон. Но, как известно, закон у нас для «чужих». Митинги, пикеты, и особенно фотографии в поддержку Гаджиева из зарубежья пока играют лишь против него. Демонстрируют собой «широкую поддержку салафизма» в дагестанском обществе. Все это записывается, подшивается и в виде справок уходит в Москву в качестве очередных аргументов в пользу теории о необходимости жесткого наведения порядка на Кавказе. На фоне терактов в Чечне обитателям московских кабинетов эти доводы отнюдь не кажутся смешными. И подтверждение этому также прозвучало в Телеграме.

Уже легендарный канал Незыгарь разродился, вдруг, стальной по тональности публикацией о том, что салафиты на Кавказе, якобы, перетягивают под свое влияние все слои населения, которые его затем финансируют. В том числе чиновников, работников судов, прокуратуры, МВД, бизнесменов. На фоне такого тезиса, слова Абдулмумина Гаджиева в суде о том, что ему сочувствуют даже задержавшие его оперативники и наблюдающие за ним конвоиры, способны сыграть уже не только против него самого, но против всего Дагестана. Можно, конечно, в ответ порассуждать и об отчислениях чиновников и силовиков в РПЦ, но цели подхваченной в Кремле мысли это уже не изменит. Неслучайно, что на неделе в Дагестан прибыли ученые из ВШЭ с намерением изучать «глубину исламизации республики» и причины «оттока молодежи в зарубежные исламские образовательные учреждения». Факт, что Администрация Президента вновь начала присматриваться к исламу на Кавказе после настойчивых сигналов с Лубянки. И это тоже настораживающий симптом…

ГОРОДСКИЕ РЕАЛИИ

Мэрия Дербента на неделе вознамерилась обратиться к главе Дагестана Владимиру Васильеву с просьбой поручить разработать правовой механизм передачи полномочий по приёму и транспортировке твёрдых коммунальных отходов администрации города, так как там сложилась неблагоприятная обстановка с вывозом мусора. Спустя пару дней вышла информация о том, что администрация Дербента уже занимается подготовкой документов для того, чтобы город сам мог вывозить мусор. В виду неудовлетворительной работы регоператора по вывозу ТКО – компании «Экологи-КА» мэрия уже привлекла для сбора и вывоза мусора управляющую компанию «Новый город». Разработана новая схема санитарной очистки города, поставлены на кадастровый учет земельные участки для размещения контейнерных площадок, объявлены торги на их обустройство, приобретена новая спецтехника.

Махачкалинский градоначальник, несмотря на столь же печальную ситуацию, от резких заявлений воздержался. Обсудив с подчиненными проблемы санитарной очистки, Салман Дадаев поручил им оказывать регоператору – компании «Лидер» всестороннюю помощь, осуществляя лишь контроль и привлекая в случае нарушений к ответственности. И в этом проявилась разница в подходе к проблеме со стороны креатуры Сулеймана Керимова в Дербенте и ставленника Владимира Васильева в Махачкале. Стремление Хизри Абакарова взять под контроль уборку мусора в городе ломает не только утвержденную в республике схему обращения с отходами. Его действия бьют по карману влиятельных людей в Москве, с которыми аффилированы регоператоры. Эта ситуация вызывает особый интерес на фоне предписания о снижении цен за проезд, которое получили из республиканского УФАС шесть махачкалинских компаний, осуществляющих перевозки пассажиров маршрутными такси. В случае, если цены действительно будут снижены, то это, предположительно, ударит уже по карману влиятельных людей из Санкт-Петербурга. Такое обострение мусорно-маршрутночных коллизий и в Москве, и в Питере привлечёт, безусловно, большее внимание к вопросу о дееспособности нынешней власти в Дагестане, чем даже состояние здоровья Владимира Васильева.

НА ОТСТАВКУ ОТСТАВКА

Новостью общероссийской повестки стала информация об отставке двоих заместителей директора Росгвардии – Сергея Меликова и Сергея Милейко, которые подали рапорты об увольнении. С учетом недавней волны слухов о том, что Меликов может сменить Васильева на посту главы Дагестана, у жителей нашей республики эта новость вызвала особый интерес. Хотя Меликова несколько дней назад прочили и на пост главы Ингушетии. О том, что волна слухов о назначении Меликова в кавказские республики была дымовой завесой перед намечающейся отставкой, стало понятно после публикации в одном из раскрученных телеграм-каналов (предположительно, связанном с силовиками). По озвученной версии, Меликов сформировал в Росгвардии группу единомышленников, противопоставив себя Виктору Золотову. За это их, якобы, и «зачистили». Золотов тем самым укрепил свои позиции как в самой Росгвардии, так и в глазах Владимира Путина. А заодно увел в тень на некоторое время обвинения в коррупции.

Отставка Меликова в таких обстоятельствах – это победа и для государства. Очистив Росгвардию от заподозренных в коррупции высших офицеров, спецслужбы поставили Золотова в ситуацию, когда он будет вынужден примерной службой доказывать свою верность Отечеству. Эта отставка – безусловный успех и для Дагестана. Несмотря на навязанные стереотипы о необходимости назначения силовиков главами в кавказских регионах, именно военный служака наподобие Меликова наименее подходит на роль главы республики в современных реалиях. Слишком уж военные чины привыкают ощущать себя феодальными правителями в своем армейском подразделении. Своим желанием везде и всеми руководить такой глава лишь мешает проводить в регионе единую федеральную политику. Васильев в этом плане практически идеален. Вышел в Белом доме к камерам, рассказал о знакомстве с Путиным, о проекте «150 школ», осудил очередного проворовавшегося чиновника, и вновь удалился в гостиницу. А ФСБ спокойно продолжает работать на местах. Поэтому и занять после Васильева пост главы Дагестана имеет больше шансов тот, кто психологически готов ограничиться рамочным управлением республикой.

ПАРТИЙНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

В своей недавней статье Дмитрий Медведев дал понять, что партией власти на выборах в Госдуму в 2021 году традиционно будет «Единая Россия». Прогнозы про грядущую партийную реформу оказались ошибочными. Очевидно, что переформатирование ждет не партийную систему, а саму «Единую Россию». И реформа эта, по-видимому, будет кардинальной, ведь в 2024 году Путину может потребоваться не просто преимущество, но конституционное большинство своих сторонников в Думе. Остается буквально год, чтобы полностью трансформировать партию, подготовив её к большой кампании. И уже сейчас понятно, что одних лишь мер, обозначенных в статье Медведева, для достижения такой сложной цели недостаточно. Ни Медведев, ни Турчак изменить ситуацию в партии самостоятельно не способны. Как не мог изменить ее в Росгвардии Золотов. Поэтому ее уже начинают менять те же самые люди, которые помогли Золотову освободиться от «дискредитировавших его заместителей». В день отставки Сергея Меликова автор расследования о закупках капусты для Росгвардии Алексей Навальный опубликовал видео о недвижимости секретаря московского ЕдРа Андрея Метельского, чью дальнейшую судьбу предсказать уже нетрудно.

Начало атаки борцов с коррупцией на единоросов именно в Москве вполне объяснимо, ведь в столице их поддерживают меньше всего. Однако и в Дагестане большинство видит в партии лишь ничего не решающий рудимент. С этого ракурса интересно выглядит взаимодействие регионального политсовета с Администрацией Главы и Правительства. Особенно на фоне событий по границе в Кизляре, когда дагестанский лидер партии высказал что-то там гневное в адрес соседей, лишь дождавшись, пока Администрация будет жестко дискредитирована. В плане заявлений при этом Шихсаидова опередила член политсовета Джамиля Забитова, раскатавшая в Инстаграме возглавляющих в Администрации профильные отделы Хатипова и Нажмутдинова. Интересная у нас тут в республике вертикаль вырисовывается. Ощущение, что правящая партия, которую Андрей Турчак считает «единственным действенным политическим интерфейсом путинского большинства», оказалась заражена в Дагестане вирусом вполне-таки американской демократии? Предположу, что на выборы 2021 года региональный политсовет в таком формате не допустят. Наверняка перестроят и весь исполком. Но кто в них войдет в новых реалиях? Кто у нас в республике вообще есть подходящий?