Фото_к тексту

Есть вещи, которые мне всегда будет трудно понять. Как может помешать колесо обозрения городу, который утопает в проблемах, из которых только один выход – ковровые бомбардировки. На забетонированной площадке вы уже не посадите деревья, там кроме аттракционов больше ничего построить невозможно. Да и были эти аттракционы там всегда, сколько себя помню, пока не пришли в негодность! Смысл протестов? Лишь бы высказаться против?

Магомедтагир Муртазалиев

Махачкала нуждается в зелёных насаждениях, и в сложившихся обстоятельствах их нужно оберегать и защищать. Это аксиома. Но при этом совсем не обязательно впадать в другую крайность, город – это не лес. Город – это место, где помимо деревьев нужно зарабатывать деньги, это место, где должны быть и дома, и дороги, и развлечения, и объекты культурного значения. При этом не хочу умалять действий тех, кто защищает в Махачкале зелёные насаждения. Но в который раз не могу удержаться от напоминания им, что их деятельности я ждал ещё как минимум лет пятнадцать назад, а сегодняшняя активность этих господ вызывает у меня много сомнений в их искренности.

И вот, 15 июля, в мэрии Махачкалы состоялись публичные слушания по вопросу строительства колеса обозрения в парке Ленинского комсомола. «В обсуждениях приняли участие представители администрации Махачкалы, жители столицы, члены партий, СМИ и общественники. Непосредственно перед обсуждениями участникам слушаний подробно рассказали о проекте. С презентацией выступил представитель инвестора, компании «Панорама», Игорь Мартынов. Он рассказал, что вначале речь шла о строительстве 50-метрового колеса, сейчас рассматривается вариант 51-метрового. По словам Мартынова, на месте также планируется благоустройство территории и установка детской площадки. Речь идет о той части парка, где раньше была зона аттракционов, после демонтажа которой осталась залитая бетоном площадка и элементы демонтированных аттракционов», – сообщили в пресс-службе мэрии.

Это официальная версия о прошедших слушаниях, а на самом деле там стоял страшный ор, в котором «нашисты» доказывали, какой вред может нанести колесо обозрения природе. Во всех крупных городах вреда нет, а в Махачкале будет. Здесь даже спорить не буду. В этой части мне всё понятно, и к «Панораме» никаких претензий нет. Вопрос сейчас только к Ростехнадзору, чтобы заявленные аттракционы не оказались металлоломом из какой-нибудь татарской слободы. И чтобы налоги платили в Махачкалу, а не в Татарстан. А так всё остальное вроде никак не предвещает беды. Хотя Махачкала – это город сюрпризов, и вполне возможно, что в этом сценарии откроются какие-то новые повороты судьбы, от которых потом будет долго болеть голова. Как, к примеру, случилось с парком у озера Ак-Гёль. Вроде площадка на проспекте Петра I была один раз окультурена и распланирована, но пришел новый руководитель республики и всё разровнял, предложив новую амбициозную идею: повторить на этой территории все достопримечательности Дагестана. Хотя, что там повторять, когда всё рядом, – мне было не очень понятно. Ну да бог с ними, думал тогда я, главное, чтобы дело хоть в каком-то виде довели до конца. Как в воду глядел! И стоит теперь недостроенный каркас здания в виде какого-то парусника, да развороченная земля. И там уже уголовные дела открытые и непонятные темные истории. И конца-края не видно этому проекту. Хотя по мне, уже дали бы достроить объект, чтобы он имел хоть какую-то коммерческую стоимость, а потом бы уже разбирались.

Однако ситуация изменилась, и то, что происходит сейчас с Ак-Гёлем, тоже необъяснимо: озеро вдруг начало высыхать, и в нём массово гибнет рыба. В Махачкале всё за пределами здравого смысла, и почему вдруг на этот раз всё должно было кончиться хорошо, мне не очень понятно.

***

История с городскими парками и зелёными зонами, наверное, самая трагичная. Практически все мэры, кроме одного, воспринимали их как собственный коммерческий ресурс. При этом не было никого, кто бы мог хоть как-то помешать этому. Вот скажите мне, как такое могло случиться, чтобы прямо напротив Министерства культуры РД вдруг был уничтожен сквер имени классика дагестанской литературы, и место это выделено под строительство магазина. Там был красивый многоуровневый сквер, стоял бюст Эфенди Капиева. Напомню, что всё это происходило перед окнами нынешнего министра культуры Заремы Бутаевой. И случилось это не в лохматые беспредельные амировские времена, а в 2015 году! И где была эта красавица-министр в тот момент, когда бульдозерами ровняли сквер? А Эфенди Капиев, между прочим, тоже был лакцем, как и Бутаева, но она даже не попыталась тогда возразить против сноса-переноса памятника. Во всяком случае, я об этом ничего не слышал. Когда человек оказывается у власти, в большинстве случаев национальное в нём отмирает?

***

Ещё одна история, которая будоражила на этой неделе. Обитатели социальных сетей окрестили её превращением Родопского бульвара в филиал Цумадинского рынка. А речь идёт о многочисленных палатках, торгующих на приморском бульваре. Справедливости ради нужно сказать, что в той или иной степени подобное безобразие повторяется в каждом парке. Я понимаю, если бы там стояло несколько павильонов с напитками, но когда выстраивается целая торговая улица с торгующими палатками, это ну совсем отвратительно. Тем более что продающийся там товар – главный источник загаживания этой территории. Насколько я знаю, когда Салман Дадаев поинтересовался, в чём причина этого безобразия, выяснилось, что уже нынешний состав управления торговли при мэрии города заключил договора со всеми этими торговцами, и выгнать их прочь уже просто не может. Заключены договора до конца года. Поэтому нам этот сезон нужно просто пережить.

Ну а пока мы видим, что из-за такой палаточной торговли место общественного отдыха уже к вечеру превращается в безбрежный океан мусора, и убирать там, пока люди не разошлись, просто нет смысла. Я убеждённый противник всяких запретов, но в этой ситуации иного выхода просто нет. Такую коммерческую деятельность в общественных местах, на мой взгляд, нужно запрещать на корню. Разве мало в Махачкале рынков, супермаркетов или гастрономов? Все, кому чего-либо нужно, могут купить необходимое там. Благо, они все там поблизости. Если семья с детьми идёт в парк, прихватить с собой бутылочку воды для ребёнка не проблема! В парках и скверах подобной коммерческой деятельности не место. В современных городах вообще такой практики нет. Зайдите в парк «Зарядье» в Москве – там ничего, кроме мороженого и тележек с напитками, нет. Никаких игрушек! К слову сказать, то же самое, что творится в Махачкале, происходит в Каспийске и других дагестанских городах.

Чиновникам, занимающимся управлением торговлей в городах, кажется, вообще нет никакого дела до того, каковы последствия деятельности этих коммерсантов. Понятно, что городу без этих денег будет трудновато. Но, в конце концов, когда договариваетесь с коммерсантами, вносите в договор пункт о том, чтобы они следили за чистотой вокруг себя. Ещё меньше понимаю, почему у нас нет отдельной полиции в таких местах. К примеру, в Баку есть такая парковая полиция, и там никто бумажку на асфальт не может выкинуть, тем более ломать скамейки или грызть семечки. Да и общественники, которые такой шум поднимали по поводу колеса обозрения, по поводу торговцев в парках и слова не произнесли. А потом мы обижаемся, почему Махачкалу самые разные опросы называют мусорной столицей России. С таким качеством управления городом и таким населением – ничего удивительного.

***

И вот мы узнаём, что некий пустырь в парке Ленинского комсомола продали якобы под поликлинику. Случилось это в 2015 году. Но гражданские активисты, которые до этого сражались с городской администрацией по поводу колеса обозрения, выходят с просьбой к мэрии поддержать их на суде по поводу этой земли… Может я чего-то не понимаю, но вы либо враги, либо друзья. Нельзя всё время создавать конфликты, а потом рассчитывать, что тебя поддержат. К слову сказать, сегодня весь участок дороги вдоль проспекта Шамиля от поворота на политех до колоннады распродан под магазины. На кадастровой карте там стоят уже распроданные участки земли. То строение, которое там стоит сейчас, как бельмо в глазу, и только первая ласточка. И если в судебном порядке эти участки не отобрать, то строительство там продолжится. В этом месте я начинаю как-то по-особенному сочувствовать Салману Дадаеву. Отключения электричества, воды, памятник имаму Шамилю, странная встреча в женском клубе, колесо обозрения, бардак в парках… Лучше бы я умер вчера…