MOSCOW, RUSSIA - NOVEMBER 19, 2018: Mark Zakharov, Artistic Director of the Lenkom Theatre, speaks at the 22nd International Stanislavski Awards Ceremony marking Konstantin Stanislavski's 155 birth anniversary and held at the Baltschug Kempinski Hotel in Moscow. Mikhail Tereshchenko/TASS –ÓÒÒˡ. ÃÓÒÍ‚‡. ’Û‰ÓÊÂÒÚ‚ÂÌÌ˚È ÛÍÓ‚Ó‰ËÚÂθ Ú‡Ú‡ "ÀÂÌÍÓÏ" ÇÍ «‡ı‡Ó‚, ÔÓÎۘ˂¯ËÈ ÔËÁ ‚ ÌÓÏË̇ˆËË "ƒÓÒÚÓˇÌË ÓÒÒËÈÒÍÓ„Ó Ú‡Ú‡", ̇ ˆÂÂÏÓÌËË ‚Û˜ÂÌˡ ÃÂʉÛ̇Ó‰ÌÓÈ ÔÂÏËË —Ú‡ÌËÒ·‚ÒÍÓ„Ó ‚ ÓÚÂΠ"¡‡Î˜Û„  ÂÏÔËÌÒÍË". ÷ÂÂÏÓÌˡ ÔËÛÓ˜Â̇ Í 155-ÎÂÚ˲ ÒÓ ‰Ìˇ ÓʉÂÌˡ Ú‡Ú‡Î¸ÌÓ„Ó ÂÙÓχÚÓ‡, ‡ÍÚÂ‡, ÂÊËÒÒÂ‡ Ë Ô‰‡„Ó„‡  ÓÌÒÚ‡ÌÚË̇ —Ú‡ÌËÒ·‚ÒÍÓ„Ó. ÃËı‡ËÎ “Â¢ÂÌÍÓ/“¿——

Смерть великого русского и советского режиссера Марка Захарова стала печальной новостью. Его великие фильмы взрастили не одно поколение вольнодумцев. Да, сценарии были написаны по великим произведениям, но я очень сомневаюсь, что без захаровских фильмов, талант Григория Горина или Евгения Шварца вышел бы за пределы неширокого круга любителей умной литературы. Но даже если не так, в любом случае Марк Анатольевич сделал эти произведения всенародно любимыми ещё задолго до того, как мы узнали слово «пиар».

Заур Газиев

Я вырос на фильме «Тот самый Мюнхгаузен», и очень любил «Формулу любви» или как у нас все называли этот фильм «Граф Калиостро». В этих фильмах все строчки уже давно разобраны на цитаты. Там герои вне времени и вне исторического контекста. Если сменить время действия, подобная история может быть разыграна в любой декорации и не будет никаких нестыковок. Талант режиссёра в том, чтобы собрать из разных частей историю, которую люди будут воспринимать целиком. И самое сложное – зародить в зрителях чувство, что актёры играют не столько своих героев, сколько самих себя.

В своё время Марк Захаров собрал один из лучших режиссёрских театров – Театр Ленинского Комсомола. Наряду с Таганкой, он стал воздухом свободы и попыткой поднять темы, которые в советское время были не очень интересны. И в этом театре служили действительно лучшие актёры советского кино. Они же играли и в захаровских фильмах. Марк Захаров предлагал обществу поводы для размышлений, и общество в этих спорах взрослело и находило свои смыслы. Потом, когда страна изменилась, театр стал называться «Ленкомом». И что интересно, театр этот не потерялся даже тогда, когда свободы стало несравнимо больше.

И вот мастер ушел… Я отдаю должное его таланту и умению видеть дальше, чем другие. Однако есть в этой истории и другие аспекты. Поэтому считаю нужным опубликовать и другие точки зрения на творчество Марка Анатольевича Захарова.

***

Татьяна Ворожейкина: «О мертвых либо ничего, либо правду». Вчера канал «Культура» показал фильм Марка Захарова «Убить дракона». Я в течение всего фильма не могла отделаться от ощущения, что в последние годы Захаров, к сожалению, вел себя именно так, как жители изображаемого им города: страшно боялся дракона и при каждом удобном случае демонстрировал ему свою любовь и преданность. В марте 2014 года, он, вместе с Леонидом Броневым, заявил, что не ставил своей подписи под «фальшивкой провокационного характера» (имелось в виду письмо деятелей культуры с осуждением аннексии Крыма). В 2017 году, объявил, как он рад, что Путин снова выдвигается в президенты. Был доверенным лицом «Единой России», когда в 2013 году публично поддерживал Собянина.

Для меня навсегда останется загадкой, как человек, который понял и так талантливо изобразил все нюансы этой рабской психологии, мог, будучи уже восьмидесятилетним стариком, вести себя ровно также? Как он себя не жалел? Чего ему было бояться? Когда такой режиссер, как Захаров, сделал себе имя и репутацию именно на обсуждении нравственных проблем. Когда он был не только моралистичен, но даже почти дидактичен в своих главных фильмах. И думаю, что мы не только могли, но и должны были ждать соответствующего поведения. Олег Табаков, например, был талантливый, циничный лицедей, с него и спросу нет. Некоторым людям дано понимать, и это возлагает на них ответственность делать выбор, а потом и за него нести ответственность. Иные не понимают, а, значит, не ведают, не верят, а потому легко судят».

***

Леонид Блехер: «Да не надо ничего выдумывать – не боялся Марк Захаров никого, и тем более не был никаким рабом. Во всяком случае, он был рабом не больше, чем Вы или я.

Просто он думал иначе. И что мы все разные – это надо понимать и принимать.

Кстати, нынешнюю Конституцию он не готовил. Так сказать может о себе не каждый. Чего бояться? И вы этого не поняли… Благосклонности государства он потерять боялся… Шумные театральные постановки и телевизионные фильмы не делают из Захарова миллиардера… Он всю жизнь просил дополнительных безвозмездных финансовых траншей в адрес театра. Мэрия Москвы или профильный госкомитет – всё равно… Привык жить с фигой в кармане. Ведь всё познаётся в сравнении, а сейчас даже лучше, свободы больше, чем в СССР. Поддержал какую-нибудь провластную мерзость, а потом пошёл ставить на сцене сорокинский День Опричника».

***

Игорь Курляндский: «Поздний лоялизм Марка Захарова ничего в его заслугах не перечеркивает. Его всегда будут любить, и помнить как великого художника. За Захаровым был театр, который зависел от государства. Власть помогала театру, он ей и платил лоялизмом. Его осуждают ханжи. Может быть, всё не так уж и сложно – он понял, что драконы в большинстве россиян, и победа над одним неминуемо приведет к появлению другого. Поэтому и предпочел заниматься творчеством. Это не лояльность, а социальная адаптация. Лояльных в такой системе не бывает. Он успел понять то, чего вы пока не поняли – имеющееся для народа с такими свойствами есть лучшее из возможного, и никакие жертвы якобы в его благо смысла не имеют. В отличие от того, что принято думать – старикам, мол, бояться нечего, старики – прагматики, думают о деньгах, о том, что оставят внукам, правнукам, себе… Идеализм – удел молодых.

Он – прекрасный, гениальный режиссёр! Создал один из лучших театров России. И нечего цепляться, тем более после ухода! Проявите сами принципиальность, участвуйте в акциях, работайте наблюдателями на выборах, если вы этого не делаете – не хрен трендеть. Чего боялся? Он заступался за Серебренникова, вовсе не революционера. И чего не делали многие и многие другие. Мне кажется, само знакомство с этим делом, сам факт его фабрикации вполне себе отвечает на подобные вопросы. Помимо вечных вопросов финансирования. Да, для меня это очень странный вопрос в 2019 году».

***

Андрей Десницкий: «Я сын актера-режиссера, племянник актрисы, брат актрисы, отец актрисы, зять режиссера и директора театра, тесть актера… Ну то есть, я кое-что знаю о том, как ведет себя артистический мир в повседневности.

Так вот: не лучше, чем любой другой. Пожалуй, и не хуже, но и не лучше. Ждать от великих актеров и режиссеров нравственного совершенства, политической безукоризненности, житейской мудрости можно в той же мере, что от военных или кулинаров, или любой другой профессиональной общности.

Просто актеры и режиссеры снимают великие фильмы, которые учат нас нравственности (как считаем мы). А потом подписывают дурацкие угоднические заявления, прославляют Дракона, некоторые нехотя, а некоторые становятся первыми учениками… Как же так?

А вот так. Фильмы Марка Захарова – то, на чем мы выросли. Но были ли они, как сказала Татьяна Ворожейкина, «дидактичны»? Вовсе нет. «Тот самый Мюнхгаузен», в которого мы все были влюблены, – нарцисс, который ломает жизни близких людей, лишь бы исполнять свои прихоти. Ему незнакомо понятие «компромисс». И даже добрый Волшебник, который делает из медвежонка человека, но заведомо лишает его возможности прожить человеческую жизнь – таков же. И кстати, в его доме селится и вполне комфортно чувствует себя деспот-самодур, потому что у него с Волшебником, на самом деле, немало общего. Просто Король туп, а Волшебник талантлив. А что за история в «Юноне и Авось», если разобраться? Взрослый мужчина соблазнил девочку-подростка и уплыл по своим делам. Вернуться не смог. А она уже не смогла прожить иную жизнь, без него, да и для своего окружения была «порченой». Любил бы – остался бы с ней.

Они бывают безумно талантливы, они меняют наши души и жизнь вокруг нас, мы бесконечно им благодарны за это (или, по меньшей мере, должны быть благодарны).

Но не будем ждать от них того, чего они нам не обещали. Дальше – сами. Сами решаем, как нам быть с нашим Драконом. Им спасибо за то, что они нам нас – показали».