Фото_к тексту

В редакции «Черновика» 1 октября состоялся круглый стол, посвященный годовщине руководства Владимира Васильева Дагестаном. На встречу неожиданно высадился массированный десант чиновников, который возглавлял первый вице-премьер РД Гаджимагомед Гусейнов, министр по земельным и имущественным отношениям республики Агарагим Кагиргаджиев, начальник Управления АГП по информационной политике Зубайру Зубайруев, замминистра Минэкономразвития РД Гаджиамин Рамалданов и другие.

Тамерлан Магомедов

Появление в редакции столь мощной бюрократической группировки привело к тому, что заседание приобрело карикатурные черты. Вместо обсуждения собственно результатов работы Владимира Васильева заседание свелось к пресс-конференции Гусейнова и отдельным попыткам пикировок общественников с чиновниками. Кто-то пытался рассказывать о своих проектах развития республики, кто-то – продемонстрировать вице-премьеру свое «братское сердце».

По итогам встречи возникает лишь один вопрос: для чего вообще было проводить это заседание, тем более в таком формате? Не хочу обидеть коллег, но столь размытая повестка изначально предполагала, что принявшие участие в таком обсуждении общественники окажутся выставлены провластными блогерами в роли недалёких болтунов. Судя по распространившимся в Телеграме публикациям, так, в принципе, и случилось. О том, что повестка некорректная и необходимо хотя бы обозначить конкретные вопросы, я заранее сказал организаторам. Но понимания не увидел. Потому и не пошел на это заседание, хоть и был приглашен.

Круглому столу в «Черновике» я предпочел заседание Координационного совета НКО Дагестана, куда с недавних пор вхожу. Благодаря поддержке коллег, мне удалось войти и в президиум этого общественного органа, который вполне может стать реальной силой для осуществления гражданского контроля за деятельностью органов власти. В том числе, подводя итоги работы руководства республики, и давая оценку тому, как она влияет на качество жизни дагестанцев. В ходе заседания, к примеру, были обсуждены вопросы ожидающегося в республике повышения кадастровой стоимости недвижимости и повышения стоимости проезда в маршрутных такси в Махачкале. По итогам обсуждения приняли решение обратиться к главе, председателю парламента и прокурору республики.

ОБЫСКИ В «ЧЕРНОВИКЕ»

Торжество демократии в лице вышеупомянутой делегации бюрократов уже на следующий день сменилось в «Черновике» апофеозом правовой беспомощности. Прямо с утра в редакцию нагрянули вооруженные силовики в масках. Они сопровождали следователя из СКР, решившего провести в «Черновике» обыски. Заблокировав вход в здание, силовики приступили к проведению любимой процедуры, потребовав открыть кабинеты главного редактора Маирбека Агаева и учредителя газеты Магди Камалова. Причиной следственных действий в редакции, согласно сообщениям в анонимных телеграм-каналах, являются показания нового свидетеля по делу сотрудника редакции Абдулмумина Гаджиева.

И здесь интересен отнюдь не факт появления нового свидетеля. О том, что в этом деле обязательно появится «засекреченный свидетель», я неоднократно писал и ранее. Достаточно ознакомиться с формулировками самих статей Уголовного кодекса Российской Федерации, связанными с вопросами финансирования терроризма, чтобы все для себя понять. Даже международное право трактует это деяние столь широко, что для осуждения человека достаточно лишь показаний некого свидетеля, что вы сдавали бутылки из-под выпитой вчера водки, чтобы перечислить выручку Усаме бен Ладену. Причем прямо на тот свет! Однако, как сказал в прямом эфире республиканского телевидения замечательный судья Конституционного суда Российской Федерации Хасплат Рустамов, в нашей великой стране придуманные либералами правовые нормы не должны мешать государству себя защищать.

Но так ли все хорошо для чиновников, наверняка, удовлетворенно потирающих руки после прочтения новости про обыски в «Черновике»? Думаю, вряд ли. К примеру, на днях продлили срок содержания под стражей депутата дагестанского парламента Фикрета Раджабова, задержанного по делу о мошенничестве. Хотя 26 сентября суд удовлетворил жалобу адвокатов депутата о признании возбуждения уголовного дела в отношении Раджабова незаконным и даже распорядился его выпустить на свободу, но прямо на выходе из следственного изолятора депутата вновь задержали.

И здесь мы вновь невольно возвращаемся в редакцию «Черновика». Помнится, на пресс-конференции, проходившей в этой газете по итогам выборной кампании 2016 года, я спросил у Фикрета Газиахмедовича, как он, являясь выпускником юридического факультета Университета Миннесоты и магистром юриспруденции Ноттингемского университета, вообще относится к сложившейся в республике выборной практике. Получивший в очередной раз депутатский мандат, «единоросс» Раджабов тогда ответил, что выборы прошли вполне законно и демократично. И я не могу с ним не согласиться. Убежден, что выборы тогда были столь же демократичны, как сейчас законен и его арест.

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Вспоминая о том, что с девизом «За единую Россию» шли в бой отряды белогвардейцев, не стоит удивляться и тому, что утвержденный в качестве российского государственного флага триколор являлся флагом Временного правительства. Наблюдая за происходящим, возникает ощущение, что попал в какой-то фантастический фильм. Словно, кто-то на машине времени вернулся в прошлое и необратимо изменил события будущего. И спустя 70 лет после свершившейся в феврале 1917 года буржуазной революции вся страна вдруг очнулась при капиталистическом строе.

Все происходящее в стране неизменно пытаются оправдывать вопросами государственной безопасности. И тут вышеупомянутый Хасплат Рустамов тоже не новатор! Даже проведенные изнутри разложение коммунизма и развал СССР сегодня пытаются выдать за благоразумное решение, якобы позволившее сохранить Россию и уберечь ее от больших катаклизмов. Дескать, идеологическое сближение позволило избежать военного вторжения и югославского сценария. И в это можно было бы даже поверить, если бы не одно НО… Спустя тридцать лет эпохи первоначального накопления капитала, эти же люди, с пеной у рта вопя о государственной целостности, пытаются вновь воссоздать СССР на основе тоталитарной доктрины.

Судя по складывающейся у нас в Дагестане ситуации в медиаотрасли, ничего хорошего не ждет и журналистику. Уже очевидно, что сначала сольют всех неблагонадежных в лице независимых СМИ. И рассуждения по поводу необходимости закрытия «Черновика» я лично слышал еще год назад, когда и Абдулмумин Гаджиев был на свободе, и сама газета не испытывала тех финансовых проблем, с которыми якобы столкнулась сегодня. По некоторым сведениям газета растеряла и большую часть журналистов, многие из которых уже трудоустроены в бюджетной сфере. С учетом того, что именно так душили и «Новое дело», понятно, что прихлопнуть газету, – вопрос времени.

Однако ведь и здесь новый вопрос. Для чего и почему, собственно, душат независимую региональную прессу, долгие годы выполнявшую для Кремля роль основного источника альтернативной информации из Дагестана? Неужели сегодня «Черновик» кусает Владимира Васильева своими публикациями больнее, чем кусал, к примеру, Абдулатипова?

Боюсь, что причина наката на независимую прессу немного иная. Дело в том, что времена изменились. Так случается. Иногда времена меняются безвозвратно, и мы можем сколь угодно с романтизмом и ностальгией по ним тосковать, но жить приходиться здесь и сегодня. А здесь и сегодня вылезает из лопнувшего кокона новая мощная и, естественно, тоталитарная Россия. Мощное государство – всегда тоталитарное. Просто не надо путать термины государство и страна.

Не всё так радужно и для вчерашних патриотов. Ретроспектива построения советского государства показывает, что вслед за репрессиями в отношении белогвардейцев на полигон «Коммунарка» свезли по очереди и троцкистов, и старых большевиков. Только так и выковывается та самая мощь государства, о которой мы все с трепетом говорили, ожидая, когда же Владимир Путин, наконец, выпьет обещанную нам рюмку водки. В этой новой реальности нет места не просто на иное мнение. Запрещено вообще любое мнение, кроме мнения партии. А это значит, что вслед за «Черновиком» в Дагестане сольют и все считавшиеся ранее благонадёжными государственные СМИ. И уже после этого начнут выстраивать современную систему пропаганды по отработанной на Раша-Тудей схеме. Которая, как мы помним, представляет собой медиахолдинг – то самое загадочное слово, которое так любит повторять кое-кто из наших местных журналистских властителей.

Конечно, обрабатывающие сегодня азербайджанское направление информационные шарашки проживут чуть дольше, и, наверняка, даже появятся новые схожие псевдоресурсы. Например, «Кусарская весна» и «Закатальское лето».

Но, в общем, все выглядит печально. Развлекает только одно. Судя по всяким групповым свадьбам и прочим «мировым рекордам», работа на азербайджанском направлении будет провалена столь же доблестно, как и в Украине. Ну, и в добрый путь! Не устаю повторять, что как только Россия в очередной раз пытается поверить в собственное величие, из-под нее вновь выбивают цирковой шар. И так продолжается со времен царя Павла, который мечтал захватить британские колонии в Индии. Но которому, в итоге, хватило табакерки и шарфа…