Фото_к тексту

Желание следовать правилам добра и справедливости может быть для вас жизненной потребностью. А может и не быть. Может, потому мы и собираемся в какие-то устойчивые социальные группы, осознавая, что нас объединяют общие ценности. Разные социальные группы – разные ценности. У тех, кто пытает, подбрасывает наркотики, унижает, обворовывает или обманывает людей, наверное, тоже свои ценности. Другой вопрос, каковы дальнейшие перспективы с таким багажом. Не сомневаюсь, что карма вернёт им всё, что они заслужили. Причём в самой безжалостной форме.

Заур Газиев

На встрече министра внутренних дел по Дагестану со студентами юридического факультета ДГУ один из студентов встал и задал неудобный вопрос министру. При этом он сорвал аплодисменты зала… Во-первых, меня в этом году по-хорошему удивили наши дагестанские студенты. Сначала это было на проекте «Время говорить молодым», когда молодёжь из пяти дагестанских вузов откровенно говорила на самые разные темы. И вот сейчас, на этой встрече с министром внутренних дел. Министр, кстати, ответил так, как ему позволяет и рекомендует его статус. Для меня нет сомнений, что он не мог сказать больше, чем сказал. И здесь нужно отдать должное его благородству по отношению к своему неожиданному оппоненту. Но при этом Абдурашид Магомедов пока не может понять одного: время изменилось очень сильно, и он для этой молодой аудитории является олицетворением системы, которая не имеет ничего общего с идеалами добра и справедливости. А контингент, который связывает своё будущее с силовиками, просто принимает правила игры, действующие в этом ведомстве. Министру всё же придётся принять тот факт, что на таких встречах всегда будут люди, которые будут задавать подобные вопросы.

И проблема не в Абдурашиде Магомедовиче, а в том, что молодые говорят вслух то, о чём молчит поколение их родителей. Десятилетия вранья, коррупции, несправедливости не могли пройти бесследно. В сердцах каждого думающего и чувствующего человека шрамы от разочарований и обид, которые мы имеем к нашему государству. Вы можете кормить человека досыта, одевать его в красивую одежду, вы можете дать ему много денег, но когда вы лишаете его права говорить, думать, принимать решения – никакая сытая жизнь ему не будет в радость. Наверное это банальность, что меняя свободу на колбасу, вы не получаете ни свободы, ни колбасы. И пытаясь осмыслить происходящее вокруг, смотришь на то, как быстро меняется настроение наших сограждан. Все устали от вранья, недосказанности, полутонов.

Парень задал вопрос, который был у всех на устах уже как минимум полтора года. Если Гамидов, Шахов, Исаев, Юсуфов были настолько нечисты на руку, то почему вы не задержали их, когда они были в самом начале своей антизаконной деятельности. И все знают ответ на этот вопрос – не было политической воли. Как знают ответ на вопрос, что будет, если я украду булку в магазине.

***

Я не буду останавливаться на очень странной реакции Шихтимера Магомедова. Странной, в первую очередь, потому, что человек, который столько лет работает деканом факультета, не имеет право на такой эмоциональный срыв. Тем более, он должен понимать, что камеры везде. И его крик показал, что факт наличия думающих студентов на возглавляемом им факультете застал его врасплох. Его раздражение, скорее, от бессилия и неожиданности. Похоже, он не знает, что бунтарский дух – это часть природы молодых людей. Добавим к этому, что классическая проблема взрослых людей в том, что они готовятся к прошлым войнам. Новые вызовы для них – полная неожиданность. К слову сказать, счастье дагестанских властей в том, что у нас в основном плохо образованная, аполитичная молодёжь, выпускающая пар в спортзалах. Она может быть опасной только в одном случае, если её в свои сети затягивают экстремисты. К попыткам отвлечь их на проблемы гражданского общества они абсолютно равнодушны. Телевизор они не смотрят. Книги и газеты не читают. Их стихия – Инстаграм с картинками, а для тех, кто поумнее, – Твиттер.

Мир Шихтимера Башировича и Абдурашида Магомедовича для них как параллельная Вселенная, населённая подозрительными и враждебными людьми. Язык, на котором говорит это поколение, предыдущим генерациям понять сложно. По сути ведь на этом видео из ДГУ не этот парнишка, задававший вопросы, – на переднем плане здесь обычные махачкалинские бомбиты, которые беспалевно снимали друг друга. Во всяком случае, именно такое впечатление складывается от их поведения. Задающий свои вопросы молодой человек там идёт просто каким-то фоном. При этом студентки не проявляют никакого интереса ни к вопросу этого парня, ни к тому, что там вообще происходит. Пригнали их, видимо, после или вместо занятий.

***

Грозило ли что-нибудь после произошедшего этому молодому человеку? Ничего. В личном разговоре ректор ДГУ Муртазали Рабаданов сказал, что отчисляют и наказывают студентов в этом вузе только за неуспеваемость или девиантное поведение. Неудобные или даже некорректные вопросы министру в список университетских смертных грехов не входят. По словам ректора, когда молодой человек повзрослеет и трезво оценит случившееся, то он обязательно поймёт, что диалог может строиться только на взаимном уважении. Ну а точка зрения человека вполне может корректироваться по мере взросления и получения образования. Молодые люди приходят в вуз именно для того, чтобы получать знания, опыт, учиться строить здоровые отношения с окружающим миром. И такая позиция ректора меня лично очень порадовала.

К слову сказать, молодой человек нигде и никому после этого случая комментариев не давал. Его отец сам работает в системе УФСИН. Нет сомнений, что на уровне семьи диалог о преступлении и наказании ещё продолжится. Ко всему вышесказанному хочется добавить, что позиция ректора ДГУ – это позиция педагога, ответственного за студентов, которые там учатся. А сведение личных счётов и мелкая мстительность – в данном случае просто подозрения тех пабликов, которые не информированы о том, как регламентируются отношения в этом вузе. И ещё кое-что. Собирать на встречу с министром полный зал студентов, наверное, не было смысла. В этом же корпусе ДГУ есть небольшой зал, куда можно было бы позвать всех желающих пообщаться с министром и задать ему вопросы лично. Вот тогда диалог вполне мог выстроиться. Да и пришли бы на встречу не безмозглые бомбиты, а студенты, которым это интересно.

***

Воду и советы не дают тем, кто их не просит. Но я всё же рискну. Когда вы говорите с молодыми, то первое правило – это честность. Вы можете даже отказаться отвечать на вопрос, но если начали говорить – не врите. Особенно не нужно врать о том, что и так все знают. Пастухов убили залётные силовики – заплатите компенсацию и извинитесь. Никого из арестованных членов правительства никто и тронуть не посмел бы, даже если бы они по ночам людей резали, потому что для того, чтобы наказать человека из высшего чиновничьего сословия или сословия силовиков нужен не Закон, а политическая воля исполнить существующий закон. Задержать этих чиновников задержали, но судя по информации, что-то предъявить им серьёзное пока не получается.

Коррупция в России это не преступление – это форма отношений. В Дагестане коррупционеров посадили. А тех, кто был склонен к коррупционным отношениям, сильно напугали. Но это привело к тому, что никто не хочет браться за государственные подряды и просто не участвует в конкурсах и аукционах. И даже если вы что-то сделаете, то сдать свою работу по контракту вам будет проблематично. Никто из чиновников просто не хочет ставить свою подпись под актом приёмки работ. Никто не хочет, чтобы к нему ворвались в офис или положили мордой в снег. В результате бизнесмены уезжают в другие регионы, закрывают свой бизнес или просто уходят в тень. В последнее время огромное количество предприятий перерегистрировалось на татарстанских юридических адресах. В общем, мы сильно не удивимся, если в этом году из бюджета РД не будет израсходовано уже миллиардов двадцать. А это означает, что разорившихся малых предпринимателей будет больше, безработных будет больше, проблем и преступности будет больше. При чём тут министр внутренних дел? Не при чём! И не нужно вам у него ничего спрашивать. Всю правду он всё равно вам не скажет. Зачем ему это. Он живёт в своей реальности.

Другой вопрос, что очень трудно оставаться счастливым, когда вас ненавидит уже несколько поколений ваших сограждан. И даже если вам этого не говорят в глаза – вы это понимаете, вы это чувствуете кожей. Хотя с другой стороны, мы все в этой стране ненавидим друг друга. И какая разница, по какой причине.

***

Желание следовать правилам добра и справедливости может быть для вас жизненной потребностью. А может и не быть. Но если для того, чтобы быть добрым и честным, вам нужно быть героем, добрыми и честными останутся только святые. Если для того, чтобы высказать свою позицию, нужно довести себя до состояния истерики, то это какая-то иная форма общественного безумия. И вообще, как говорил незабвенный Юрий Шевчук: «Если в стране можно говорить правду шепотом, то страну захватили враги»!