Фото к тексту_www.riaderbent.ru

Оставь мутную воду в покое, и она станет чистой и прозрачной. Древняя мудрость.

Вкратце для тех, кто не знает: на прошлой неделе начались работы по прокладке водовода из села Меусиша Дахадаевского района в райцентр – село Уркарах. Жители села протестовали против этого по той причине, что это может якобы перекрыть им доступ к пастбищам и лесным угодьям. От Меусиша до Уркараха 22 километра. Меусишинцы утверждают, что в 8-ми километрах от Уркараха есть источники воды, которые никем не используются. «Пусть берут воду оттуда», – говорят они.

Заур Газиев

Джарулла Омаров, на мой субъективный взгляд, один из немногих глав районов республики, обладающий потрясающим антиобаянием. Возможно, что оно включается только тогда, когда это касается простых людей. Потому что когда он контактирует с руководством республики или с любым вышестоящим начальством, он становится другим человеком. Помнится, его поймали на дарении серебряного браслета Екатерине Толстиковой. Шум тогда кончился ничем, но стали понятны причины его такого долгого сидения на должности главы района. И когда я из высоких кабинетов в Махачкале слышал о Джарулле Омарове что-то хорошее, я понимал, какая история за всем этим стоит. И чтобы закрепить эту мысль, ещё раз повторюсь: Джарулла Омаров умеет договариваться в Махачкале, поэтому он может на мнение жителей своего района наплевать. Большая часть людей из Дахадаевского района говорит о нём только с ненавистью. А если учесть, что он бывший милиционер, то сомнений в том, каков стиль руководства Омарова, нет никаких. И вопрос сейчас не в том, каким образом такие люди оказывались у власти, вопрос в том, как бесконечно долго это может продолжаться.

Меусиша это село, откуда родом отец Джаруллы Омарова. Среди протестующих его родственники и те, кого он знал с детства. О том, как относятся его близкие люди к этой стройке, он знал ещё до утверждения проекта. Он знал, почему эти люди против. Но идея строить водовод, на который выделен бюджет, для него оказалась дороже. Помнится, как несколько лет назад к нам в редакцию пришли люди, рассказывавшие о том, как с ветеранских денег в администрации, якобы, требовали откаты. Я тогда поверить не мог своим ушам. Потом еще много чего ужасного рассказывали об этом удивительном человеке, и поэтому сейчас ничему не удивляюсь.

И дело даже не в том, что и как было в прошлом. Сегодня от руководителя любого звена требуется умение строить здоровые отношения с гражданским обществом. Владимир Васильев и Владимир Иванов с людьми разговаривают без посредников. Салман Дадаев с людьми разговаривает напрямую через Фейсбук и выходит к своим хейтерам в парк. Еле-еле собирающий слова в предложения, человек с вербальными проблемами Хизри Абакаров и тот наладил коммуникацию с дербентцами. Он лично разговаривал со Стародубцем, в его ситуации это – поступок! А всё, что смог сделать Джарулла Омаров, это привести Росгвардию, чтобы давить своих родственников и земляков.

Что ещё можно сказать по этому поводу. Молодец! Если всё обстоит так, как я описал чуть выше. Очень надеюсь, что не он сам стоит за организацией всего этого бардака… Наблюдая за этим человеком много лет, могу сказать только одно – он способен на любые неожиданные вещи. Только ничего доброго от него не ждите.

***

На самом деле водовод никакого урона нанести селу Меусиша не может, так как по проекту трубы будут находиться на глубине 1,5 метра под землёй. Никакого забора или ограждения над ним не будет. Строительство проводится в рамках национального проекта «Мой Дагестан – моя вода». Этот водовод обеспечит водой жителей сел Дибгаши, Уркарах и Бускри. Проект этот был разработан ещё в лохматом 2011 году, а финансирование началось только в сентябре 2019 года. Строительство водовода длиной в 22 км оценивается в 120 млн рублей. Как я писал чуть выше, водопроводная труба будет проложена на глубине 1,5 метра, и не ограничит сельчанам доступ к их землям.

Всё что нужно было от руководителя района, так это показать проект людям, и лично объяснить землякам, что никакой проблемы для них этот водовод не создаст. В конце концов, если сам не умеет или брезгует разговаривать с людьми, послал бы своего брата или кого-то из своей администрации. Мне непонятно, почему чья-то гордыня должна быть выше интересов республики? Теперь, благодаря неумению Джаруллы Омарова разговаривать со своими сельчанами, по миру разлетелась картинка с ОМОНовцами, вроде как избивающими людей в Дахадаевском районе Дагестана. Хотя там никого и не избивали, и никаких обращений в больницу не было…

Тут говорят об инвестиционной привлекательности республики, об улучшении имиджа Дагестана, о том, как важно налаживать диалог с гражданским обществом, но есть великий Джарулла Омаров, которому западло разговаривать с людьми. Еще больше вопросов у меня вызывает управление по внутренней политике. Неужели там не понимали к чему всё идёт? Неужели не было возможности подготовиться? Почему вопрос должен был выруливать Владимир Иванов, когда достаточно было просто совершить ряд последовательных действий по информированию граждан и общества о том, что же всё-таки происходит.

***

И вот, к решению этого вопроса подключается руководитель администрации главы и правительства РД Владимир Иванов. Он встречается с инициативной группой жителей села Меусиша Дахадаевского района. Во время встречи Владимир Иванов заверил жителей в том, что их проблемы будут детально изучены, и попросил не поддаваться на провокации различных людей, которые хотят дестабилизировать обстановку.

По словам Владимира Иванова, без ведома жителей этого населенного пункта ничего делаться не будет. По итогам встречи было решено дополнительно обсудить этот проект в Минэкономразвития РД. А, между прочим, этот проект будет способствовать развитию данного села и решению имеющихся проблем. Строительство водопровода продолжится. И на этом всё! Цена вопроса – строительство дороги в село Меусиша. Главный вопрос: почему эту ситуацию нужно было обострить до предела, чтобы найти из неё выход? Да, меусишинцы тоже не безупречны, скажете вы, они не хотят делиться с соседями водой, которая есть в их исконных землях. И в соответствии с исламскими традициями это очень нехорошо. Это не по-добрососедски. Но такова жизнь – мы продаём всё то, что у нас есть: ум, умение делать какую-то работу, время, обаяние и т.д. Они продали воду и конфликт.

Жизнь – это вообще большой супермаркет. Ну, а в каких-то случаях даже вонючий базар. Но такие вопросы нужно обсуждать не при закрытых дверях. Для этого нужно вступать в диалог с людьми. А это уже политика. Это уже сложная работа интеллекта. Это уже не для тупых солдафонов, привыкших всего добиваться силой и приказами. По сути, простые сельчане обыграли управление по внутренней политике, своего главу района и выудили из этой ситуации всё, что могли. Орущие рядом с росгвардейцами и падающие в обморок женщины – это зрелище впечатляющее. Но как показало развитие событий – это просто даргинский театр. Мне из Москвы переправляли эти видеоролики, как будто случилось кровавое воскресенье. Хотя на самом деле не было ничего, кроме шума. При этом меня восхитило стоическое равнодушие республиканского парламента. Вы бы хоть попытались узнать, что происходит!

***

Дагестан это сложно устроенное общество. Когда мы критикуем нелепые и откровенно вредоносные действия Толстиковой или Кагиргаджиева, мы всё же имеем в виду, что люди не ведают, что творят. Но когда в качестве сторонних наблюдателей выступают люди, которые должны были бы понимать, что происходит, это меня бесит нереально. Всё что нужно было сделать управлению по внутренней политике, это преподнести проект водовода из села Меусиша как достояние общественности, и тогда бы у этих людей не было никаких аргументов. Да, меусишинцы выбили себе дорогу, но какой ценой для имиджа Дагестана! А выступление «международного журналиста и народного правозащитника» Загалава Сомоева на митинге в Меусиша меня просто расстреляло в упор. Повторять или пересказывать его речь не буду, потому что это невозможно. Из набора слов, произнесённого этим человеком, каждый может собрать всё, что ему заблагорассудится. Зарема Бутаева должна ему сразу присвоить звание Народного артиста Дахадаевского района. И себе заодно вручить такой же титул. Потому что министр она скверный, и звания из её рук должны быть соответствующие.

Однако возвращаясь к теме меусишинского бардака, скажу, что система не справилась с таким опереточным бунтом даже тогда, когда есть деньги, даже тогда, когда у них на руках козыри. Здесь невольно возникает вопрос: а как она будет справляться с более сложными задачами! Повторюсь, всё, что нужно было сделать, это продемонстрировать визуализацию проекта водовода общественности. Можно было дать меусишинцам дорогу без этого постановочного ахирзамана! Но это были бы действия эффективной и сильной власти, власти, которая контролирует ситуацию, власти, которая отдаёт от души, а не потому, что её вынуждают.

Начальная стадия меусишинской истории подошла к своему финалу, но остался очень нехороший осадок. Сдаётся мне, что у неё будет своё продолжение, и мы ещё много чего услышим: про воровство при строительстве водовода, про отвратительное качество работ, про трубы не того диаметра… Поживём-увидим…