Фото к тексту

В ходе операции ФСБ, проведенной 13 ноября, оказалось задержанным все руководство Главного управления ФСИН по Ростовской области. В том числе силовиками был задержан и начальник управления ГУ ФСИН, генерал-майор внутренней службы Муслим Даххаев, много лет возглавлявший УФСИН по Дагестану. По предварительным данным задержание связано с коррупционной деятельностью руководства ростовского ГУ ФСИН. По некоторым другим данным, «внеслужебную» деятельность генерала чекисты отслеживали уже много лет. Но кого и когда это останавливало?

Тамерлан Магомедов

Муслим Даххаев стал главой УФСИН по Ростовской области в июне 2018 года. Около года до этого возглавлял управление в статусе врио. С 2005 года он возглавлял УФСИН Дагестана. Однако запомнился в республике он как мужественный полицейский, пройдя с 1983 года трудовой путь от рядового милиционера до замминистра республиканского МВД. Самой важной вехой в его биографии стало нападение банды международных террористов на Дагестан. В 1999 году Муслим Даххаев был начальником Новолакского РОВД и сумел проявить себя не только храбрым работником полиции, но и талантливым организатором. В ходе нападения боевиков, РОВД Новолакского района было окружено террористами. Однако благодаря мужеству Даххаева всех милиционеров и бойцов Липецкого ОМОН удалось вывести из окружения. Не пострадал ни один человек.

***

За боевые заслуги и примерную работу Даххаев был награжден орденом «Мужества», ведомственными медалями МВД, Минюста и ФСИН России, именным оружием. А главное – пользовался непререкаемым авторитетом в республике. Это и наводит на вопрос, когда и при каких обстоятельствах произошел личностный слом, как такой волевой человек сломался и пошёл по преступному пути? Возможно, что лояльность к криминалу в нем стала проявляться после покушения, совершенного на него, когда он уже возглавлял дагестанский УФСИН. Выезжая из ворот управления, 13 октября 2011 года автомобиль Даххаева попал в аварию. Это была подстава. Водитель встречной машины намеренно спровоцировал столкновение и, вступив в потасовку с водителем Даххаева, вынудил генерала покинуть бронированный автомобиль для разбирательства. В этот момент в него начали стрелять, он получил легкое ранение и сумел отбиться при поддержке подбежавших на место покушения коллег.

В те дни в республике шептались, что Даххаева попросту предупредили, чтобы он стал сговорчивее и пошел на уступки в отношении криминальных элементов. Возможно, что именно это событие и стало переломным для Даххаева, который в последующие годы руководства дагестанским УФСИН заслужил уже репутацию человека, весьма толерантного к стремлению криминала и экстремистов навести в дагестанских тюрьмах и колониях собственные порядки. В ряде случаев критика в его адрес была небезосновательной. К примеру, в Интернете однажды всплыл ролик, как смотрящий одной из дагестанских колоний, вор в законе, устроил в одном из помещений собственные апартаменты, где жил на широкую ногу и даже оказал сопротивление при проверке ситуации надзорными структурами. Настолько был уверен, что ему все дозволено.

Разговоры о вольных порядках в колониях под руководством Даххаева продолжались до самого момента его перевода в Ростов. Сам перевод стал для многих неожиданностью. Обсуждалось, что Даххаева просто уволят со службы. Поэтому появление Даххаева в кресле начальника Ростовского ГУ ФСИН не могло не вызвать интереса и со стороны силовиков, добившихся его смещения с аналогичной должности в Дагестане. Ситуация в Ростовском ГУ ФСИН оценивалась не лучше, чем в Дагестане. Предшественник Даххаева, генерал-лейтенант внутренней службы Сергей Смирнов, в июле 2017 года был также задержан оперативниками ФСБ, и год спустя совершил самоубийство в СИЗО.

***

Помимо обвинений в получении взяток при освоении государственных контрактов, в адрес руководства Ростовского ГУ ФСИН звучали и претензии иного характера. На протяжении последних лет в социальных сетях регулярно проскакивают сообщения об ужасающей практике повального вымогательства в большинстве исправительных колоний Ростовской области. Родственники осужденных говорят о том, что у них вымогают огромные суммы, угрожая в противном случае искалечить, изнасиловать, а то и вовсе убить близкого им человека, который отбывает срок в колонии. По словам самих осужденных, вымогательством в колониях занимаются так называемые «блатные», которые, вроде как живут по понятиям, но по факту чинят беспредел. Простых заключенных, якобы, заставляют играть в карты, вешают на них огромные долги, а потом начинают избивать и запугивать, вынуждая звонить родным на волю с просьбами заплатить за свое спасение. По их словам, вымогать деньги помогают сами работники ГУ ФСИН, которые не препятствуют избиениям, а наоборот создают атмосферу безысходности для запуганных осужденных.

Всплывут ли подобные факты в ходе расследования уголовного дела в отношении Муслима Даххаева и его заместителей, пока неизвестно. Суть предъявляемых им обвинений на момент написания этой статьи еще не озвучена. Однако может всплыть и немного иная версия. Смотрящим за колониями Ростовской области от криминального мира по непроверенной информации является вор в законе Нодар Асоян (Руставский). С его именем связывают в сети и вымогателей из ростовских колоний. Якобы Асоян и является организатором системы вымогательства денег у осужденных, покрывая эту схему через свои коррупционные связи в местном ГУ ФСИН. Сам Асоян входит в организованное преступное сообщество (ОПС) бывшего криминального короля России Захария Калашова (Шакро Молодой), которого уже несколько лет громят сотрудники ФСБ по всей России. В такой логической цепочке задержание Муслима Даххаева уже выглядит как очередной удар ФСБ по ОПС Калашова.

***

Неуемная тяга к деньгам сгубила многих чиновников. Властями Словении 20 сентября был задержан беглый экс-министр печати и информации Дагестана Нариман Гаджиев. Известно об этом стало лишь 10 ноября, когда сам Гаджиев написал об этом на своей страничке в Фейсбуке. Так и написал: «Сижу в словенской тюрьме и жду экстрадиции на родину». Позднее МИД России подтвердил, что родина его действительно ждет. К сожалению, Муслим Даххаев встретить его у ворот колонии, уже вряд ли сможет. Ну, разве что пересекутся где-то на этапе.

С 2014 года Гаджиев разыскивается по подозрению в хищении бюджетных средств. По данным силовиков Гаджиев может быть причастен к крупным хищениям в министерстве, а также в подведомственном ему бюджетном РИА «Дагестан», которым он руководил до назначения на пост министра. И что-то мне подсказывает, что силовики не ошибаются. Манера работы Наримана в бытность министром уже тогда говорила, что добром это не кончится. В первую очередь, для него самого. Сумма финансовых претензий к нему у силовиков в 2014 году составила порядка 15 млн рублей. Конечно, на фоне главбуха махачкалинской коррекционной школы, укравшей за два года 44 млн, выглядят эти цифры не фантастично, но и «химичил» Гаджиев всего-то полгода.

О том, как извлекаются барыши из бюджета можно писать долго и нудно. Вопрос не в этом. Воровали на Руси всегда. Правда, воровать можно по-разному. Можно красть с убытков, разоряя бюджетные предприятия и пуская с молотка их имущество. А можно приворовывать с доходов, когда эффективный управленец направляет часть государственной маржи в собственный карман. Во втором случае, коррупционер хотя бы не вредит государству. Дело делает, какую-то прибыль приносит в бюджет, продукцию производит или услуги населению оказывает. Если его завтра и посадят, так после него хоть предприятие прибыльное останется, а не сплошные убытки. Однако таких управленцев у нас в стране практически нет, а в Дагестане и подавно. От того и бардак во всем и повсюду.

***

12 ноября в Хасавюрте едва не взяли штурмом местный филиал ООО «Газпром межрегионгаз Махачкала». Жители города даже попытались выломать закрытую в офис газовиков дверь, когда поняли, что выслушать их никто не собирается. Пойти на штурм людей толкнул холод в домах, которые они не могут отапливать из-за отсутствия нормативного газоснабжения. Газа нет уже более месяца. Отключили газ в Хасавюрте и на следующий день, в среду 13 ноября. Ситуация выглядит просто как неуправляемая. Ранее хасавюртовцы уже несколько раз выходили на протестные акции, но их так никто и не услышал. Ни сами газовики, ни местные власти, ни республиканские.

Конфликт в Хасавюрте вновь подчеркивает слабость внутренней политики республиканских властей, в очередной раз оказавшихся неспособными оперативно реагировать на сигналы о недовольстве населения. Газовый бунт в Хасавюрте напоминает ситуацию в селе Меусиша Дахадаевского района. После месяца народного недовольства строительством водовода в районный центр, местные жители начали блокировать работу строителей. Неготовность властей грамотно и своевременно реагировать привела в Меусиша к столкновению протестующих с полицией. Говорить с меусишинцами на языке дубинок пришлось полицейским, которые были отнюдь не рады участвовать в разгоне протестующих. Нежелание полиции выступать в роли реакционной силы подавления наглядно проявилось и после штурма газовой конторы в Хасавюрте.

«Диалог, а точнее его отсутствие, причина произошедшего… Женщины на видео негодуют, они нарушают закон, выламывая скамьей закрытую железную дверь, но гнев их праведный. Они вправе получить обе вещи: и тепло в свои дома в середине ноября, и ответ на вопрос, почему его нет. В любом случае, они требуют обратной связи, на которую имеют полное право. Диалог! Если в конфликтной ситуации не выйти на диалог, а остаться за закрытыми дверями, то ситуация из конфликтной перерастет в критическую. И вот тогда люди обращаются в полицию», – написала пресс-служба республиканского МВД в своем Инстаграме.

Отсутствие должной реакции властей на события в Хасавюрте создает условия для повторения подобных протестов и в других муниципалитетах республики. В случае усиления такой тенденции вмешаться в ситуацию придется федеральному центру. И это вмешательство может оказаться разным. Как в виде неких кадровых решений, так и в виде решительных действий силовиков. Ведь, если предположить, что Муслима Даххаева задержали за то, что он закрывал глаза на бардак в подведомственных исправительных колониях, то в таком случае кто может гарантировать, что силовики не начнут задерживать дагестанских чиновников, закрывающих глаза на бардак в республике?