Фото к тексту

В понедельник, 25 ноября, в актовом зале администрации Махачкалы прошли публичные слушания о внесении изменений в текстовую часть правил землепользования и застройки территории столицы. Начальник городского Управления по земельным ресурсам Сурхай Сурхаев привел ряд статистических данных, обосновывающих необходимость внесения изменений в правила землепользования и застройки нашего города. Выступил и представитель общественного движения «Город наш» Арсен Магомедов. От лица общественников он заявил, что эти изменения являются правильным решением и на данном этапе решают определенный ряд проблем горожан.

Тамерлан Магомедов

Слушания в мэрии в этот раз прошли тихо и мирно. Несмотря на то, что обсуждали ту же тему, что и на сорванных в прошлый раз общественниками слушаниях, в этот день уже не было толпы накрученных горожан, давки на регистрации, да и скандала в самом зале. Заседание прошло спокойно, дружелюбно и даже, можно сказать, минорно. Мэрия учится на ошибках и делает выводы. Первый заместитель главы города встретился с общественниками, выслушал их, обменялся контактами, пошло общение, наладилось взаимопонимание. Сам глава города, осматривая на днях ход работ на центральной городской площади, также пригласил с собой представителя общественников, который собственноручно уложил уже вторую плитку обновляемой мостовой.

Обновление площади – задача, поставленная сверху. Мэр Москвы Сергей Собянин, не лишенный политических амбиций, решил помочь руководству региона. Сделал широкий жест, выделив деньги, – их нужно освоить. Собралась конкурсная комиссия, заседали, выбрали проект и подрядчика, работы идут. До Нового года завершат, место для установки праздничной ели уже подготовлено. Однако вопрос архитектуры все-таки беспокоит. Понятно, что это вопрос не к мэру и не к мэрии, отбирали проект не они. Но все-таки грустно, оттого что правильного отношения к архитектуре в республике пока так и не сложилось. На фоне аляповатых граффити в Дербенте площадь выглядит, может, и не так плохо, но пугает сам факт того, что подход так и не меняется! Объясню почему: здание Дома правительства спроектировано и построено в стиле советского минимализма. Таковым оно и осталось до сих пор. Здание бывшего Обкома КПСС (мэрии), несмотря на мекегинскую облицовку, тоже сохранило прежние очертания. Почему же между ними нужно было укладывать гранитную плитку в дворцовом стиле Санкт-Петербурга? Ведь единственным зданием, которое более-менее органично будет смотреться на фоне гранитной мостовой, является жилой дом, где на первом этаже ранее располагался магазин «Дагестан».

Конечно, я снова занудствую, и кто-то даже поспешит объявить, что я не рад великим свершениям, которые творятся на благо родины. Однако, если вас не коробит от подобной эклектики, то вам и обшитое сайдингом здание ректората ДГМУ, наверняка, не режет глаз. А это уже тоже много значащая характеристика. Не претендуя ни разу на статус урбаниста или даже городского общественника, осмелюсь все же напомнить, что в архитектуре, как и в дизайне вообще, архи важно соблюсти аутентичность. Увы, об этом никто не задумывается. Промолчим уже о том, что в цивилизованных странах и даже некоторых российских городах запрещено даже просто перекрашивать здание в другой цвет, не говоря уже о материалах отделки. В этом плане здание мэрии и ректората Медакадемии мы уже потеряли. Но ведь это не значит, что мы должны потерять все.

***

Напомню, советский минимализм предполагал борьбу с излишествами. И здания на площади вполне органично смотрелись на фоне асфальтового покрытия. С годами асфальт на площади разрушился, и желание Саида Джапаровича обеспечить крупным заказом принадлежащий родственникам завод по производству тротуарной плитки горожане встретили на «ура». В те годы мы все позабыли об архитектуре как таковой, погнавшись за отделочными материалами. Неважно было, какой дом ты построил, важно, чем ты его обшил. Вслед за силикатным вышел красный облицовочный кирпич, потом появились желтые варианты, недавно в моду вошли клинкер и искусственный камень. Погоня за новизной материалов не закончится никогда, однако, может, все-таки вспомнить об архитектуре как искусстве и науке?

Боюсь, что излюбленный нами стиль «дорого-богато» не имеет к ней никакого отношения. Тем паче, что на фоне некоторых новшеств многим дагестанцам вскоре может стать не до отделочных материалов…

***

Глава республики Владимир Васильев на днях заявил, что власть будет наказывать всех, кто не платит налоги, в частности тех, кто не зарегистрировал в налоговом органе свои коттеджи, кто незаконно подключил свой бизнес к коммуникациям. Первыми потерпевшими, по его словам, окажутся предприниматели и, что самое главное, товаропроизводители. Много ли вы знаете вообще товаров дагестанского производства? Поверьте, даже редиска на наших прилавках не всегда дагестанская. Людей, кто производит какие-либо товары, достойные экспорта, и вовсе немного в республике. Поэтому их надо ценить, беречь и помогать. Во-всяком случае, больше помогать, чем владельцам заправок, чей бизнес-талант зачастую сводится лишь к тому, что они сумели в свое время урвать лакомые куски земли под заправку и договориться о левых поставках самопального бензина из чеченских «самоваров».

И вот, когда на фоне заигрываний власти с этими деятелями из 90-х власть начинает вдруг топать ножкой и угрожать реальным работягам, возникает вопрос: что происходит?

Обувщики, ювелиры, мебельщики… Уже понятно, что их заставят платить налоги. В свою очередь, они поднимут цены и продолжат работать. Не одни же заправщики такие умные!

Но дальше- то, что?!! Как такового производства в республике практически нет. Болтовню чиновников про оборонзаказы и индустриальные парки иначе как наглым оскорблением наших ушей зачастую и не назовешь. Индустриальный парк «Аврора» нам с 2011 года регулярно раз в два года обещают построить. И все никак! Можно, конечно, про кильку в море нам рассказать. Но и она требует инвестиций! А инвестиции у нас тут только бюджетные или банковские. Свой рубль никто никуда не вкладывает кроме недвижимости. Значит, эти инвестиции вновь разворуют. Тем паче, что генетический опыт распила рыбной промышленности у наших чиновников тоже имеется. О том, как ударно у нас в республике теперь строят федеральные дороги, тоже наслышаны. К чему это приведет – догадываемся.

Так, что же делать? Ладно, прочипируем шовкринскую обувь. Потом на балхарские горшки и на унцукульские трости тоже чипы ставить начнем? Можно, например, и абрикосы в Гергебиле прям на ветках чипировать. Но производство где? Переработка в агросекторе также оказалась мифом. Хваленные консервные заводы по факту лишь пилят дотации и больше ничего. Даже налоги не платят и арендную плату за имущество. Толстикова на днях это доказала. Выходит, что республика ничего, кроме лакских туфлей и кубачинских изделий, на экспорт не производит. Розлив минералки как-то язык не поворачивается производством назвать. На производстве в «Мевере» заняты человек десять. Все делает автоматика.

***

В тему заявления Владимира Васильева на днях в соцсетях пронеслась шокирующая новость, снабженная столь же шокирующей, но фейковой фотографией. Со ссылкой на пресс-службу ФСБ сообщали о том, что в Дагестане задержали преступную группу, которая занималась махинациями с золотом и серебром. Согласно озвученной версии, члены банды (был использован именно этот термин!) сотрудничали с предпринимателями, продающими драгметаллы. В 2015-2019 годах они якобы приобрели более тонны золота и 15 тонн серебра на сумму более двух миллиардов рублей.

«Преступники сдавали изделия в Прикаспийскую государственную инспекцию пробирного надзора (ПГИПН), уклоняясь при этом от обязательной передачи государству на аффинаж (очищение благородных металлов от загрязняющих примесей). У подозреваемых, а также в административных помещениях ПГИПН прошли обыски, оперативники изъяли более 15 килограммов золота, 50 килограммов серебра, а также поддельные клише оттисков государственного пробирного клейма. Возбуждено уголовное дело о нарушении правил сдачи драгоценных металлов и камней. Задержанным грозит до пяти лет лишения свободы.

Коротко о поддержке народных промыслов, туризма, культуры и всего прочего, что у нас чиновники обычно поддерживают путем проведения совещаний», – гласило далее это грозное сообщение.

***

Но, что же по факту? Пришли к известным кубачинским мастерам, изъяли металл и объявили бандитами. Едва ли не особо опасными. Понятно, что методология у ребят такая: нужно было подготовить информационный фон. Не сообщишь же, что обыскали известных ювелиров – общество не поймет. Но за что ворвались? За то, что металл для изготовления изделий на ювелирный завод не сдавали для аффинажа (очистки)? Здесь можно дискутировать, приводя доводы с обеих сторон, но по факту ситуация напоминает то, что сегодня происходит в сфере АЗС, когда всех заправщиков выводят из тени, позволяя им завышать цены. Правда, заправщики выглядят как белые люди. С ними сам Васильев в который раз встречается, грамоты раздает, не пойми за что. А известных на весь мир кубачинских мастеров можно ославить, опубликовав информацию с фотографией, где оперативники кого-то положили сразу мордой в пол. Ничего, перебьются! Перебились же кубачинцы без приличной автодороги. Экс-глава республики говорил на эту тему, что они богатые и сами должны строить…

Это вновь к теме развития туризма и народных промыслов, которые обычно сопутствуют друг другу. Обеляя отрасль, республика придет к тому, что цены на кустарную ювелирку начнут расти, и конкурировать с заводами по соотношению цены с качеством многие мастера не смогут. Как итог, часть мастеров опять загонят работать на комбинат (которого давно уже нет) за зарплату, вторая часть в поисках маржи уйдет в глухое подполье, как в советские времена. Вариантом могла бы стать комплексная программа по развитию ювелирной отрасли. В том числе и с созданием в республике своего аффинажного завода. Но об этом даже на совещаниях уже тысячу лет никто не заикается. Нам же надо налоговые сборы повышать. До ювелирки ли тут?! Чай, не в Костроме живём, где собственную госпрограмму приняли для развития отрасли. Понятно, что без налогов школы и дороги не построишь. Но экономика социальной не бывает, в ней действуют немного иные принципы. И совсем уж о них забывать тоже не стоит!