Фото к тексту

На одном из своих офортов Франциско Гойя в 1797 году написал фразу, ставшую знаменитой. Сам офорт никто и не помнит, а фразу знают все: «Сон разума порождает чудовищ». Гойя, хоть и великий, но жил давно, и в Испании. В наши дни в России эта фраза должна звучать так: «Сон разума порождает телеканал «Россия-1». Правда, в Дагестане ее и вовсе можно переписать следующим образом: «Сон разума порождает Инстаграм». Видимо поэтому думающая аудитория соцсетей все больше перетекает в Телеграм. Вслед за ней туда уже побежало и государство…

Тамерлан Магомедов

Почему все журналисты российских госСМИ вдруг разом ринулись покорять Телеграм на днях стало понятно. Бюджет дают! Сергей Кириенко сказал о том, что провластные интернет-медиа (сайты, паблики, блогеры) в надвигающемся году получат господдержку на 3 млрд рублей. Разбив эту сумму на количество регионов, можно предположить, что на долю Дагестана может достаться до 250 миллионов рублей. То бишь порядка 20 млн в месяц. А эта сумма вполне уже лакомая. С учётом особенностей медиаотрасли, наши высококвалифицированные и незаменимые специалисты ещё на стадии распределения средств легко отпилят от этой суммы половину. А значит, речь идёт о порядка 10 млн рублей нетрудовых, но заслуженных (а как же иначе!) доходов в месяц. На фоне нынешних скромных резервов, это просто колоссальный прорыв.

С учётом таких радужных перспектив уже понятно, что все наши незаменимые по примеру художника Павленского кинутся прибивать себя за мошонку, но не к брусчатке Красной площади, а к служебным креслам, от которых их и так не получаетя отковырять. И такой акционизм наших передовиков отрасли, безусловно, радует. Я вообще за акционизм (как направление искусства) в любой его форме, но все не так просто. 10 млн рублей чистых доходов в месяц – это уже та сумма, когда незаменимые и непревзойденные готовы не просто интриговать и пакостить, но открыто ломать судьбы людей и семей. Мне такие ужасы государственной службы не грозят, равно как и не светят кириенковские миллионы. Но понаблюдать за схваткой с холма будет забавно. Хотя бы для того, чтобы увидеть, кто выживет в этой «битве наимудрейших» и какие результаты вообще покажут наши дагестанские интернет-медиа.

Пока ведь результаты не очень. Работают ребята топорно, линейно и безыскусно. Грустно видеть, как ударно провластные «писатели и журналисты» хейтят в своих телеграмах инвалидов, экологических активистов и просто закомплексованых людей с необычной внешностью. Со своей колокольни они вполне правы. Никто этим инвалидам (в отличие от провластных писателей) бюджетных средств не выделял, а потому они и вякать права не имеют. Пускай тихо сидят дома и не высовываются, как и положено в эпоху становления национал-социализма, априори неприемлющего любого рода инакости. «Мы тут на Грету гнали. А сейчас узнал, что в России нашей местной гретойтунберг назначен некто Аршак Макичян. Посмотрел его твиттер, и подумал: может, все-таки Тунберг лучше?», – пишет с брезгливостью этакий патриотичный писатель, следом гордо рассказывая, что уже год как переехал из Германии в Москву.

***

Помимо хейтинга, работа таких «писателей» в сети проявляется в виде провокаций. Об этом особенно вспоминается, когда видишь в Телеграме бывших «нашистов». Среди которых, к тому же, и наших земляков. Увы, Султан Хамзаев отнюдь не одинок в своем амплуа дежурного хама, готового по зову «старших братьев» оскорблять и запугивать всех инакомыслящих. Еще в 2014 году на этом поприще засветился и другой «видный деятель» Артур Омаров, сделавший карьеру в радикальном крыле движения «Наши» под названием «Сталь», которое оказывалось в центре многих скандалов. Никого, конечно, особо не смутило тогда, что манифест «Стали» оказался дословной цитатой из «Десяти заповедей национал-социализма» Геббельса (а что еще мы сегодня строим в стране?). Правда, укативший уже в коммерческие дали Омаров совершенно меркнет на фоне идеолога молодежной организации, сделавшей его состоятельным человеком. Посягнув на эпистолярные лавры своего идейного отца Владислава Суркова, Борис Якеменко разродился текстом о том, что СССР никуда и не разваливался. Улавливают тренды, товарищи.

«Необходимо констатировать, что мы живём в постсоветской России, где главное слово «постсоветская». На самом деле СССР не распадался. Никакие процедуры и заклинания не смогли ничего сделать с общественным сознанием, которое по-прежнему советское, потому что настоящий распад происходит в сознании и языке, с этого все начинается, и лишь потом распад оформляется в виде политических решений и геополитических катастроф. Именно так было, когда углублялся раскол Западной и Восточной Церкви, так было в эпоху феодальной раздробленности на Руси, так было во времена раскола Русской Церкви XVII века», пишет Якеменко, предполагая, что прорубает для глубинного российского народа мост в Европу. Ну, или демострируя себя кремлю в роли такого прорубателя.

«Посмотрите на зал, когда Путин выступает с обращением к Федеральному Собранию. В нем сидит возраст 65+. СССР там сидит. Сидят те, кто других форм и способов управления, кроме советских, не знает, иных форм бытия, кроме как социалистического, никогда не видел. По улицам ходят, выглядывают из окон, дремлют в метро, завистливо вздыхают у западных витрин советские люди, жалующиеся Президенту (раньше в Обком) и все время чего-то ждущие от государства. Банкиры и чиновники выжигают и убивают конкурентов, сажают их в тюрьмы, как раньше истребляли и сажали диссидентов и спекулянтов, хотя капитализм, казалось бы, требует других подходов. То есть Советский Союз жив. Мы живем в СССР, который просто называется Россия. И, кстати, все соцопросы постоянно подтверждают это», – настаивает в своей угодливости Борис, не понимая, что Россия сегодня – это не одни лишь кремлевские старцы, старающиеся не задремать во время царственных выступлений.

***

Сегодня уже есть и другая Россия. Та, в которой лучшей кинолентой по версии зрителей стала «Зеленая книга» Питера Фаррелли. Именно этот фильм о дружбе чернокожего гея джазиста и простого белого работяги россияне вдруг оценили выше всего. Оскароносная драма получила от зрителей оценку 8,3, на втором месте оказался «Джокер» Тодда Филлипса (8,1), третью строчку заняли «Мстители: Финал» режиссеров Энтони и Джо Руссо (7,6). А ведь «Зелёную книгу» можно ведь характеризовать как откровенное надругательство над доктриной руссоца! Удивительно, что об этом еще никто не заявил из тех, кто выходит на манифестации против закона о насилии в семье. Кстати, как вам сам термин? Руссоц – сокращения от «русский социалим».

У Оруэлла национал-социализм предполагаемой им Океании (США и присоединившиеся к ним страны) назывался английским социализмом. Сокращенно – ангсоц (Ingsoc). По аналогии схожий термин пора давно вводить и в России. С учётом того, что сегодня взят курс не только на внешнеполитическое обособление страны, но и на построение социального государства, то введение такого термина более чем уместно. При этом Оруэлл был убежден, что американский и британский капитализм, при сохранении существовавших в 40-годы тенденций, неизбежно должен был выродиться в диригистскую, бюрократическую систему с централизованной экономикой, не отличимую от советской. И хотя он ошибся в своих прогнозах по времени, однако нарисовал весьма точную картину мира, которая начинает разворачиваться сегодня прямо на наших глазах (смотрите карту). Пускай и на 50 лет позже.

К примеру, пресловутый дирижизм вполне ведь заметен в экономической политике Трампа. А если взглянуть на карту, то мы увидим те самые вздохи кремлёвских пропагандистов, вдруг недавно заговоривших о том, что СССР не только не развалился, но идеологически объял собой и старушку Европу, где несмотря на деменцию, уже третий десяток лет заправляет германский генсек Меркель. О том, что Ближний Восток стал зоной гибридной войны англосаксов, русских и азиатов уже все вроде и так знают. О цветных революциях в странах Магриба и продолжающемся противостоянии в той же Ливии тоже рассказывать, наверное, нет смысла. Как и про размещение в Иране китайских военных баз. Вызывает вопрос пока лишь судьба Индии и Пакистана. Которые, как-никак, тоже ядерные страны, с растущим населением и экономическим потенциалом.

***

Очередная пресс-конференция главнокомандующего с рассуждениями о пакте Молотова – Рибентропа, как и заведено по традиции, привела к новому витку истерии на тему мировой войны. Поляки уже открыто паникуют. Наши телеэксперты пока стоят в очереди за свежими тельняшками и методичками о том, как теперь надо правильно рвать их в эфире. Однако, никаких причин для паники нет. Как уже правильно отмечают наши самые решительные телеграмные эксперты, к войне страна не готова. А это значит две вещи: США и дальше продолжат усиливать условия милитаризации России в качестве оплота в неизбежной войне с Китаем. А главное, – Владимир Путин останется у власти на неограниченный срок. Даже если сменится название его должности или вновь поменяются на карте очертания страны.

Для паники действительно пока нет причин. Воевать с нами США не собираются. Им гораздо удобнее продолжить накачивать Россию в качестве военного плацдарма в неизбежной в будущем войне с Китаем. Однако надеяться на скорые прорывы в экономике за счет той же оборонки не особо приходится. Не зря же Лукашенко, даже несмотря на удары российских силовиков по его кошелькам, все громче заявляет о нежелании реинтегрироваться. И это тоже вполне объяснимо. Как говорил и сам Путин, Россия должна являться образцом для подражания, к которому будут стремиться. А что у нас есть сейчас? Сейчас у нас есть Миллер, который выписал на днях сам себе многомиллиардную премию. И на этом фоне игра в догонялки за Гуцериевым выглядит вовсе не столь эффектно и вдохновляюще как в России, так и в странах СНГ.

***

Обозреватель «Комсомолки» Сергей Мардан прямо пишет: «Газпром проиграл вчистую. Миллера вместе со всем правлением можно увольнять без содержания. Транзитный договор с Украиной подписан на 5 лет с фиксированным объемом, гарантирующим работу газотранспортной системы. «Северный поток 2» в срок не построен. Новые санкции введены. США дирижировали процессом с эффективностью, которой можно только аплодировать. Минимум вложений – максимум результата. История отчасти напоминает ракетно-космическую гонку СССР с США в 80-х. Американцы объявляют СОИ в качестве стратегической угрозы, Москва начинает выпрыгивать из штанов, чтобы не дать нас обойти в несуществующей гонке. Итог – экономический крах».

Сравнение газовой гонки с гонкой вооружений вполне уместно. Как и тогда, страна практически проиграла в соревновании с американцами. Отсюда и рост внимания к внутренней политике. Все эти нацпроекты, тротуары, лавочки, фонари лишь подтверждают обострение внешнеполитического кризиса. И тирада президента о том, что в 1939 году все было не так. В результате раскрутки допингового скандала блокирована возможность даже спортивного реванша на Олимпийских играх. Остаётся лишь рассуждать об исторической справедливости, апеллируя к боевым заслугам победивших в 1945-м году предков, что позволяет хотя бы юбилейный парад провести.