Фото к тексту

Несмотря на то, что обыватель подводит итоги 31 декабря, чиновники завершают разбираться с результатами своей деятельности гораздо позднее. Из опыта работы в Пенсионном фонде скажу, что некоторые показатели 2019 года там будут подбиты только к августу 2020. Да и все ведомства, связанные так или иначе с деньгами, будут еще долго считать, пересчитывать, искать недоимки и затерявшиеся платежи. В связи с этим и глава государства традиционно выступал с Посланием в феврале. Когда уже основные цифры хотя бы примерно подбиты.

Тамерлан Магомедов

В этом году Владимир Владимирович не стал оглядываться особо назад и дал программу на будущие годы уже в середине января, а это заставляет подтягиваться и региональных чиновников. Откладывать обращение с Посланием к республиканскому парламенту, скорее всего, не будет и Владимир Васильев, а значит не за горами и кадровые решения по федеральному образцу, возможную вероятность и суть которых дагестанцы все активнее обсуждают в социальных сетях. Произойдет ли в республике обновление состава правительства – пока никто достоверно сказать не может. Однако никто не запрещает и рассуждать на эту тему, прикинув на глазок результаты работы каждого члена правительства.

К сожалению, оценить работу семи вице-премьеров (за исключением тех, что совмещают эту должность с портфелем министра) достаточно сложно. Зайдя на сайт кабмина и открыв раздел, посвященный его структуре, вы не найдете там описание того, чем заняты вице-премьеры. Учился, женился, ушел в запас в ФСБ – вот примерный перечень сведений о них на сайте. Кто из них и какие направления курирует и за какие нацпроекты и региональные программы отвечает – не указано. Потому не будем заморачиваться, а пройдемся сразу по министерствам.

***

Первым министром на сайте правительства (и вице-премьером заодно) значится возглавляющая Минобрнауки Уммупазиль Омарова. Судя по результатам работы ведомства в минувшем году, она свой пост сохранит. К примеру, реализован региональный проект «Современная школа», благодаря которому обновлена материально-техническая база в ряде школ, при них также открыты Центры образования цифрового и гуманитарного профилей. В рамках программы «Земский учитель» работать в села выехали десятки учителей, для сельских школ приобретено 165 автобусов. В Махачкале был создан центр цифрового образования детей «ИТ-куб». Все поставленные задачи ведомством реализованы.

Следующим министром на сайте значится Зарема Бутаева. Руководимый ею Минкульт в минувшем году добился капитального ремонта нескольких сельских домов культуры, приобретены так называемые автоклубы и обновлена материально-техническая база в детских школах искусств. Традиционно проводились всяческие фестивали, семинары и форумы. Шла цифровизация музейного дела. Однако сказать, что республика ощутила заметный прорыв в сфере культуры, вряд ли можно. Да и конкуренты у нее тоже есть. К примеру, Фарид Абалаев, вошедший на днях в список финалистов кадрового конкурса «Лидеры России». Кроме того, тяжелым камнем висит на ней близость к семейству Абдулатиповых, впрочем, как и результаты проверок.

Идущий следом Снегирев Сергей может похвастаться тем, что благодаря качественной работе возглавляемого им Минкомсвязи республика оказалась в числе лидеров в стране по результатам перехода телевидения на цифровое вещание. Большая работа ведется по цифровизации органов власти и объектов социальной инфраструктуры. Ввиду отсутствия провалов и мощных конкурентов должность Снегирев предположительно сохранит, если вдруг не возникнут претензии к ситуации в медиаотрасли, где он ведет последовательную кадровую ротацию.

Набиюла Карачаев, напротив, не кажется более прежним колоссом. Да, в республике в минувшем году прошла большая работа по переходу на новую систему обращения с отходами, построен и мусоросортировочный комплекс в Ботлихе, в городах открылись пункты по приему вторсырья. Однако ошеломительными результаты работы тоже не назвать. Система обращения с отходами продолжает хромать, и эта проблема вновь начала выглядеть хронической. Недоработки стали особенно заметными по мере повышения активности вице-премьера Абдулмуслима Абдулмуслимова, который начал перехватывать у Карачаева информационную повестку. Говорить о вероятности реального противостояния между ними рано, но конкуренция ощущается.

Безусловно, испытывает давление и Малик Баглиев, который в минувшем году обзавелся мощным заместителем Мурадом Алиевым; именно он, судя по Инстаграму Артема Здунова, сопровождает премьера во всех выездных поездках по профилю. С другой стороны, в минувшем году выросло число возводимых социальных объектов и оживших долгостроев. Формально претензий к министерству тоже нет.

Возглавляющий Минпромэнерго Сайгидпаша Умаханов – общепризнанный политический тяжеловес, уход которого будет связан скорее не с результатами отрасли, а с политическими сдвигами. Произойдут ли они – пока неизвестно. А тем временем индекс роста промышленности едва удержался на среднероссийском уровне в виду потери республикой оборонных заказов. Да, республика производит еще какой-то объем стройматериалов, но прорыва в этой отрасли тоже не видно.

Опытный работник транспортной сферы Ширухан Гаджимурадов большим специалистом в области дорожного строительства не считается. В то же время работа в республике в этой отрасли велась, и первый вице-премьер Гусейнов уже успел отчитаться, что все федеральные деньги по этому направлению успешно освоены. Отремонтированы и построены новые дорогие дороги и мосты. Намечены и грандиозные планы, реализации которых Гаджимурадов, кажется, не мешает, а значит, и особой угрозы потерять должность у него нет.

Министр спорта Магомед Магомедов тоже политический тяжеловес. В спортивной республике этот пост действительно один из ключевых. Минувший год привычно был полон множеством медалей наших спортсменов. Никаких скандалов в сфере спорта также не случилось. Ударно развивается и тема ГТО, которая важна для федерального центра.

Для поклонников спорта год больше всего запомнился успехами Нурмагомедова и Саадулаева, а это уже создает позитивный фон. Возможный уход Магомедова в связи с этим возможен только по каким-либо политическим мотивам. Все-таки обновление кадров идет сегодня по всей стране.

Возглавляющий ныне Минтуризма Расул Ибрагимов стал министром в традиционном смысле слова. Теперь мы больше видим его в лентах новостей, а не в инстаграмах друзей. Справляется он и с работой. Туристический поток вырос за минувший год более чем на 20%. Проработаны новые маршруты, появились современные гостиницы, турбазы и туристические хабы. Отрасль объективно процветает, министр на волне, и формальных поводов, чтобы к нему придраться, практически нет. Вероятно, что кадровые перестановки его также не коснутся.

Про министра финансов Юнуса Саадуева мы за весь год так ничего и не услышали. В данном случае это даже хорошо. Значит, расходование средств шло по плану, и нареканий к финансистам у руководства республики не возникало. Это именно та ситуация, когда срабатывает поговорка «тише едешь – дальше будешь». Причем «тише» в данном случае – это производное от слова тишина.

Министра по делам ГоиЧС Наримана Казимагомедова обсуждать вообще не принято. Считается, что судьба его решается вовсе не здесь. Хотя, как показала история с Сайгидгусейном Магомедовым, абсолютных величин в республике больше нет. Но и министру всегда есть, чем отчитаться. Назвать его неэффективным нельзя. Созданы новые структуры пожарной охраны, открыт Единый (ситуационный) центр. Вводится в строй и система «Безопасный город».

Руководящий молодежной политикой Камил Саидов для меня так и остался персонажем загадочным. Понять, кого в нем больше – чиновника или все-таки интеллигента, действительно сложно. При всей внешней мягкости и добродушности, работу Саидов держит под контролем, и результаты, если не революционные, то стабильные. С учетом того, что новых «звездочек» на этом бюрократическом небосклоне пока не зажглось, опасаться Саидову пока нечего. Практика назначать министрами юношей, сумевших очаровать главу республики в ходе какого-нибудь форума, кажется, ушла в прошлое с бывшим руководителем региона.

Изумруд Мугутдинова, имеющая большой опыт пиар-деятельности еще со времен работы в Постпредстве республики в Москве, умело демонстрирует свою работу и на посту министра труда и соцразвития. Благодаря качественному изменению подходов к реализации грантовой поддержки запустились интересные проекты наподобие «Социального кафе» или «Ювелирной мастерской» для инвалидов. Все это ложится в портфолио Мугутдиновой, серьезно упрочив ее имидж как организатора и руководителя.

Совершенно иная ситуация складывается в Минздраве. Переместившийся в кресло главы этого ведомства Джамалудин Гаджиибрагимов, несмотря на грозное прошлое в спецслужбах, закрепить за собой имидж эффективного менеджера или хотя бы грозного самодура, так и не сумел. Несмотря на определенные успехи в модернизации отрасли, имидж Гаджиибрагимова серьезно подпорчен несколькими кризисными ситуациями, правильно отреагировать на которые он не сумел. Самым свежим, а потому запоминающимся стал инцидент с доктором Салимом Халитовым, раскритиковавшим условия труда в махачкалинской травматологии. Отсутствие должной реакции на сигнал подчиненного поставил вопрос о соответствии министра высокой должности в министерстве, главным принципом работы которого должен являться гуманизм. Даже один этот случай практически перечеркивает большую работу ведомства под его началом.

***

Кроме министра юстиции Казимагомеда Сефикурбанова, прославившегося на всю страну бесчисленными отказами общественникам в проведении митинга в защиту Абдулмумина Гаджиева, оставшиеся четыре министра выглядят перспективно. Большую работу на удивление многих разворачивает сегодня Энрик Муслимов в Миннаце. Утвержденный недавно в должности министра экономики Гаджи Султанов, в свою очередь, проявляет невиданную доселе демократичность, встречаясь с независимыми экспертами и консультируясь с ними на предмет поиска эффективных путей развития республики. Возглавляющий Минсельхоз Абзагир Гусейнов также уже проявил себя как зрелый управленец, вероятно опирающийся и на богатый опыт отца. Позиции всех четырех можно также назвать стабильными.

Увы, формат материала не позволяет удариться в более пространные рассуждения и затронуть всех членов кабмина, но всем, наверняка, будет интересно проверить через несколько недель, сбудется ли озвученный мной сценарий.