Фото к тексту

Сначала я хотел назвать эту историю таркинской. Но с другой стороны начавшись в Тарках, она стала общедагестанской историей. Не осталось такого паблика, который не отреагировал бы на неё. Абсолютное большинство дагестанцев осудили заявление Махмуда Ибадулаева, объявившего, что склон Тарки-Тау теперь под запретом для других национальностей Дагестана. Только открытые националисты приветствовали и оправдывали это заявление, оспаривая верховенство Закона РФ над местными предрассудками.

Заур Газиев

Осуждение национализма должно быть абсолютным и во всех случаях. И давайте без оглядки на лица, должности и социальные статусы скажем правду: кумыкская тема Махмуда Ибадулаева не менее некрасива, чем национализм некоторых чиновников, находящихся сегодня при власти. Чего хотеть от людей, которые всю свою жизнь подпитывались идеей о том, что их земли забрали, если человек, приехавший из Москвы, всё время демонстрирует свои националистические замашки?! Новые дагестанские власти в силу своей неосведомлённости могут не понимать, что какое-то должностное лицо уж очень рьяно играет патриота своей национальности в ущерб другим, но мы то всё видим! Нам же понятно если все замы вдруг оказываются к примеру аварскими, что в условиях Дагестана неправильно!

Но давайте подойдём к самому началу истории. В минувшие выходные все социальные сети облетело видео, где при стечении большого количества людей общественный деятель Махмуд Ибадулаев сообщил, что жители пос. Тарки, Альбурикента и Кяхулая возмущены тем, что молодёжь Шамильского района на территории бывшего пионер-лагеря «Якорёк» провела своё отчётное собрание. После путанных и нелогичных объяснений Ибадулаев сообщил: собранием принято решение, что ни одной нации Республики Дагестан не разрешается на территории склона Тарки-Тау проводить свои отчётные собрания и спортивные мероприятия. На каком основании сделан этот запрет – непонятно, но касается он всех. Вот такая история!

Время, когда спортсменам, которые каждое утро бегут на Тарки-Тау, запретят заходить на эту дорогу, видимо, грядет уже совсем скоро. Если, конечно же, со стороны органов власти не будут сделаны соответствующие выводы и предприняты определённые действия, то большого межнационального конфликта здесь не избежать. Но сегодня мне вспоминается Америка пятидесятых годов с их автобусами только для белых и местами, куда чёрным вход запрещён. Теперь эту методику попытались применить в многонациональном Дагестане…

***

К слову сказать, мероприятие молодёжи Шамильского района было заранее согласовано с ответственным за данный участок лицом. Непосредственно перед началом встречи к организаторам подошли двое молодых людей, которые поинтересовались, что там планируется проводить? Разузнав все, молодые люди попросили лишь об одном, чтобы не оставляли после себя мусор. В свою очередь организаторы пригласили их на обед отведать приготовленный на свежем воздухе плов. И никто так и не узнал бы, что в мало кому известном лагере «Якорёк» провела своё мероприятие мало кому известная организация, если бы не видео, на котором Махмуд Ибадулаев делает своё заявление. Очень сильно сомневаюсь, что молодым людям из Шамильского района кто-то предоставил возможность собраться в этом месте бесплатно. Да и ничего криминального или оскорбительного они вроде не делали.

Нет сомнений, что, если бы эти люди заранее знали реакцию таркинцев, то нашли бы место, где им предоставили бы те же возможности для встречи, а может быть, даже лучше. Сейчас зима и пустующих баз отдыха сколько угодно. У этого мероприятия не было задачи кого-то оскорбить или кому-то насолить, люди собрались там, где у них получилось. Однако постановка вопроса о том, чтобы никто не заходил в Тарки без разрешения организации, которая явно преувеличивает свои полномочия, немного странная. Конституция Российской Федерации, наверное, действует и на этой территории?! Коробит и сама постановка вопроса. Про отношение к этой ситуации людей, позиционирующих себя как религиозные, я сейчас писать не буду. Осудили подобное отношение – все!

***

Однако есть во всём происходящем одна очень большая несправедливость. Когда мы говорим об этой истории, мы упускаем один очень важный момент: в Тарках, в Альбурикенте и Кяхулае было достаточное количество людей, которые не согласились с позицией Ибадулаева. И, может быть, их было даже большинство. Другой вопрос, что они давали свою оценку произошедшему в своих национальных пабликах и публично вряд ли будут выступать против своих соплеменников. Но этого, по большому счёту, и не требуется. Однако хочу сказать, что мы в Дагестане в первый раз столкнулись с настоящей сегрегацией по национальному признаку. Раньше это происходило тихо и незаметно, теперь же у нас есть неприкрытый откровенно дискриминационный подход. Абдулманап Нурмагомедов в своём Инстаграме написал следующее: «Мы дагестанцы, мы мусульмане, вот такого рода заявления могут привести к опасным разборкам. Я каждый год брал таркинцев на сборы в горы на три месяца. Я хотел бы, чтобы вас не оказалось среди аплодирующих. Все 20 лет таркинцев мы брали в горы как братьев. И что теперь нам, аварцам, делать? Не брать в жены кумыкских невест или наоборот? Глупо это все выглядит… Очень хотел бы услышать алимов Тарки. Будьте благоразумны, нельзя кичиться и гордиться нацией».

Абдулманап Нурмагомедов абсолютно прав. Будем надеяться, что этот уважаемый человек будет так же мудр, когда речь зайдёт о шовинистах его родной национальности.

***

Надо сказать, что такое количество подколов и мэмов, которые родились за последние дни, я давно не видел. Здесь и расценки на таркинскую визу, и демотиватор типа «Когда готовишь всем тухумом плов или хинкал, то по традиции гор надо пригласить соседа, тем более, если ты это делаешь у него во дворе».

Да много там чего было, говорящего о том, что махровому национализму в Дагестане всегда есть что противопоставить. И, в первую очередь, это чувство юмора и самоирония, без которых здраво оценивать себя невозможно. И цитаты из социальных сетей тут будут более чем уместны. «А мы возмущаемся, когда в городах центральной России говорят о наших – «понаехали». Тут в своей республике в лес в поход не сходишь, то ли бандитов бояться, то ли местных националистов! Берег моря застроили частники, к морю не подойдешь, леса теперь тоже оказывается частные!» «Уже хозяева горы объявились. Этих людей, призывающих молодых людей к расколу, нужно изолировать от общества. На этом видео мы можем рассмотреть очень много молодых ребят. Вместо того, чтобы эту молодежь учить дружбе и взаимопомощи, они её разъединяют. В Дагестане нет людей, у кого нет родственников или друзей, представителей других наций. Как мы можем делиться на «своих» и «чужих»»?!!

***

Правда, была и другая точка зрения: «Видимо, устали от «нашествий дружелюбных земляков»… Я представляю, что бы мы сделали с теми, кто приехал бы в Гуниб и вел себя как хозяин! Или мы начнем хозяйничать, скажем, в Сергокале или любом другом селе, где не являемся коренными жителями. Не думаю, что местные нас по головке погладят… В гостях нельзя забывать, что ты не дома (речь идёт о Махачкале). Где-то можно согласиться с дядькой (Ибадулаевым), только высказываться нужно было осторожнее, а не так эмоционально… Только не говорите мне лозунгами типа «Дагестан – общая Родина и т.д… И не принимайте на личный счёт… И вообще, мне кажется, это очередная многоходовка. Отвлечение внимания от более серьезного».

Есть, правда, в этой позиции одно слабое место: Тарки – это часть Махачкалы. В отличие от Гуниба или Сергокалы жители Тарков спускаются в Махачкалу и пользуются всеми благами цивилизации. А Махачкала, как известно, построена совсем на другие деньги, и финансируется, кстати, из федерального бюджета. Очень трудно жить в городе, если вы мыслите категориями сельского жителя. По закону Российской Федерации никто никому не может запретить доступ в общественное пространство.

***

И всё-таки, как бы нам ни хотелось замирить всех со всеми, мы должны назвать вещи своими именами. Выступление Махмуда Ибадулаева (который, к слову, выступал одним из кандидатов на пост мэра Махачкалы) перед молодёжью трёх сел носит провокационный характер, и иной подоплёки, кроме явной ксенофобии, не имеет.

В данном конкретном случае речь идет не о понятийности или законности обращения, а о махровом национализме, призванном вбить клин между народами. Подобным выпадам надо давать жёсткую оценку и привлекать к ответственности! Иначе любой, кто хочет прохайпиться, станет разыгрывать национальную карту без оглядки на последствия и на то, как на это реагируют другие дагестанцы. То, что сделал Ибадулаев и то, что поддержали другие националисты с моей точки зрения фашизм. Как это будет квалифицировать экспертиза МВД и не спустит ли там всё это на тормозах покажет время. Но давайте будем честны, если сейчас такие сойдёт с рук, потом всё будет намного хуже. В Дагестане достаточно поводов для межнациональных споров и конфликтов.