Фото к тексту_www.nia-kavkaz.ru

Я уже не помню, но говорят, что самый долгожданный день для любого школьника – это последний звонок и выпускной вечер. В этом году его у наших детей не будет. Кто-то вздохнёт с облегчением, но всё же большинство расстроится. И не только дети. Ресторанчики и кафешки, где собиралась детвора, чтобы отпраздновать окончание школы, останутся без выручки. Ателье, где девочки заказывали себе платья, визажисты, бутики, торгующие сорочками, галстуками и костюмами, – все в пролёте. Очень жаль. Но выжить важнее.

Заур Газиев

Этим летом наши подросшие дети не пойдут встречать рассвет на море. Такое произойдёт, пожалуй, в первый раз со времён войны. И виноват в этом не только COVID-19. Если бы 25 марта, когда было объявлено о карантине, люди сели в своих домах, без капризов и глупых рассуждений самоизолировались, то никакой эпидемии бы не случилось. Одного месяца хватило, чтобы всё закончилось. Но нашим согражданам нужно было что-то есть, а для этого необходимо ходить на работу. И в этих обстоятельствах у нас просто не было выбора. Никто даже не подумал о том, как быть людям, которым каждый день нужны деньги на жизнь. Или, к примеру, свадьбы. Мы много раз говорили, что вполне можно и не ходить на свадьбы – просто отправить деньги через сбербанк-онлайн – и всё. Но, с другой стороны, если люди забронировали за полгода дату в банкетном зале, заплатили аванс, разослали приглашения – просто нет вариантов отыграть потраченное!

Как бы мы ни обвиняли людей в том, что они ведут себя неправильно, есть обстоятельства, которые сильнее нас. Та же самая история с похоронами. У нас тысячи приходят на соболезнования. И это важный момент для каждой семьи. Свадьбы и похороны, пожалуй, самый сложный и ответственный момент в нашей жизни. Это время, когда люди приезжают даже из самых дальних мест. Время, собирающее родственников, которые уже давно разошлись по своим дорожкам. Время, когда мы возвращаемся в большую семью. Это часть нашей ментальности. Как бы мы ни выглядели, какой образ жизни ни вели бы – это то, что сидит в каждом из нас на уровне подсознания.

Исключение составляют, пожалуй, Ураза-байрам и Новый год, когда люди так же стараются вернуться к своим родным очагам. Но свадьбы и похороны – это ещё и важный социальный механизм для поддержания горизонтальных связей. Без этого дагестанское общество просто невозможно…

Вирус заставляет менять привычки. Я много раз писал, что после того, как эпидемия сойдёт на нет, мы уже никогда не будем прежними. И нужно готовиться к тому, что вещи, которые были частью нашей жизни, таковыми уже не будут никогда. Жизнь в новом времени, в новых обстоятельствах диктует свои законы, и с этим ничего невозможно поделать. Вот кто бы мог подумать, что даже религиозные деятели будут призывать нас оставаться дома во время празднования Ураза-байрам! Но это случилось. Нас на этой планете оказалось слишком много, и, видимо, природа, таким образом, сокращает популяцию. Какими будут новые вызовы в будущем – никто из нас не знает.

***

И всё-таки, несмотря на все предупреждения не ходить по родственникам и соседям, были сёла, которые проигнорировали обращение. В социальных сетях разлетелось видео, где дети ходят с пакетами по улицам. Было ещё одно видео, где стайкой ходят по соседям девушки 15-17 лет. Возможно, это сёла, которые не затронула коронавирусная инфекция. Но факт остаётся фактом: гуляния по соседям и родственникам всё же были. И какова была реакция в социальных сетях? Люди это однозначно осуждали. Да, были и те, кто защищал гуляющих. Ну как же без этого, мы же в Дагестане живём – у нас всегда найдётся кто-то, кто займет противоположную позицию. Однако большая часть людей выступила с осуждением подобного несерьёзного поведения. И здесь мы увидели, как здравый смысл побеждает. Без всяких помойных сливов, без финансирования за счёт государства, без шантажа и запугивания. И не произойти такое не могло. Здоровые силы в республике всё равно сильнее. Они уже закалены в дискуссиях с мракобесами и откровенными фанатиками. Они умеют себя защищать.

И нужно понимать, что ничего этого не случилось бы, если бы не было оппонентов, не оставляющих шанса на ошибку. Поэтому очень важно, чтобы общество было разнородным и чтобы люди общались друг с другом. Чтобы они высказывали свои позиции и спорили, но при этом относились друг к другу с уважением. Хотя, когда речь идёт о самоизоляции в случае эпидемии, двух мнений быть не может – только самоизоляция.

***

Хотелось бы сказать и о том, что я не услышал ни одного вразумительного объяснения, для чего нужны в промежутке от Каспийска до моста на пр. Р. Гамзатова в Махачкале 8 кордонов для задержки автомобилей. Если кто-то считает, что таким образом повышается индекс самоизоляции и уменьшается движение на дорогах, то можно его с этим поздравить. Цель, наверное, достигнута, но какой ценой! Все проклинают за это Владимира Васильева. Хотя сомневаюсь, что он вообще в курсе того, что в Дагестане на дорогах сущий ад. Вот скажите мне, в чём проблема, если человек сидит в своей машине, ни с кем не контактирует. Несравнимо большая опасность заразиться в общественном транспорте. Но у людей, которые принимают решения – очень плохо с логикой.

Ещё комичнее выглядит ситуация с людьми, которых ловили на пляже и доставляли в РОВД. Говорят о том, что наши власти могут провести военную операцию, но вот мысль о том, чтобы заранее купить СИЗы, им в голову не приходит. И вот, проехав до Леваши и обратно, я наглядно увидел, как работает эта система. Такое чувство, что мы в тылу врага, а не на своей родине. Может, чем вводить режим оккупационной зоны, нужно подумать о последствиях таких действий? Я не сомневаюсь, что у такого драконовского правила по самоизоляции есть какие-то обоснования, но у сегодняшнего положения вещей уж очень много негативных последствий. Может, уже оставить людей делать то, что они хотят, и не спасать против их воли? Может, пришло время, когда люди сами должны отвечать за своё здоровье и жизнь? Может надо дать возможность убедиться на своей шкуре, что нарушение законов природы не может обходиться без последствий? Коллективная ответственность – это не честно.

***

Ну кто бы мог подумать ещё несколько лет тому назад, что Минздрав Дагестана и его учреждения станут хедлайнером новостей и генератором скандалов. Информация о том, что Сулейман Керимов помог медицинским оборудованием, не предвещала ничего скандального. Просто очередное доброе дело очередного благотворителя. Если бы вдруг подарок не оказался обвешан какими-то невнятными обязательствами. Но, впрочем, обо всём по порядку.

Главный врач избербашской Центральной городской больницы Абдула Кадиев рассказал, что медоборудование, переданное больнице от лица Сулеймана Керимова, на следующий день у них забрали. Честно говоря, в чём-чём, а в крохоборстве Сулейман Керимов ранее замечен не был. Однако времена меняются… Ясность в это дело внёс наместник Керимова на земле – его апостол Хизри Абакаров. В своё Инстаграме он написал следующее: «…В начале пандемии на территории России и в Дагестане Сулейман Керимов решил помочь родной республике и попросил у министерства здравоохранения список необходимого оборудования и медицинских препаратов. Вы уже знаете, что на эти цели было потрачено более 1,5 млрд рублей. Когда всё прибыло в Дагестан, министерство здравоохранения дало нам список больниц, и необходимое для них оборудование мои помощники отвезли по адресатам. Для того, чтобы дорогостоящие медицинские аппараты не были разворованы и к ним относились бережно, мы составили договоры, согласно которым аппараты выдавались во временное пользование на период борьбы с коронавирусом, под материальную ответственность главных врачей. После завершения эпидемии оборудование, согласно договору, должно будет возвращено в Дербентскую центральную городскую больницу. Это было сделано для того, чтобы люди более ответственно относились к дорогостоящему оборудованию».

Оказывается, так можно было? Вот, к примеру, вы что-то дарите своему бедному родственнику на день рождения, а потом ставите условия, как нужно пользоваться вашим подарком. Ну, и естественно, что, ознакомившись с договором, главврач из Избербаша просто вернул часть оборудования дарителю, так как в ситуации с коронавирусом оно ничем помочь не может. К сведению Хизри Абакарова, для того, чтобы запустить сложное медицинское оборудование в работу, требуется время и масса согласований.

Мне кажется, человек в такой должности должен хотя бы догадываться об этом. Честно говоря, я сильно сомневаюсь, что Керимов прямо-таки входил в курс дела. Дело, скорее всего, в том, что это Хизри Абакаров в данном случае проявил себя каким-то жлобом. Вот только зачем ему это оборудование, если у него в городе в больнице театральный кружок, где в подсобках люди под капельницами ставят пьесы?! Ему бы с тем, что у него есть, нормально управиться.

***

Вот никто не сумел настолько испортить о себе впечатление, как человек, который начинает шантажировать помощью Сулеймана Керимова. Мы же понимаем, что главная ценность Хизри Абакарова в том, что у него есть доступ к деньгам Сулеймана Керимова. На мой взгляд, на этом его достоинства и заканчиваются. То, что некрасиво в отношениях с простыми людьми, ещё более омерзительно в исполнении богатых.

Да хоть весь Дербент уставьте своими аппаратами МРТ – это уже никому не нужно! Эпидемия в Дагестане пошла на спад. Аппаратами так и не успели воспользоваться.

В конце концов, обычный рентгеновский снимок вполне может показать COVID-19. А тут требуют вернуть то, чем даже воспользоваться не успели. Извините за повтор, но то, что делает Хизри Абакаров, – это жлобство. Как, впрочем, и его комментарий по поводу фельдшерства Абдулатипова и других бывших руководителей республики. Вам бы сначала свою больницу в порядок привести и сделать так, чтобы медицинские работники занимались своей работой, а не самолечением, и тем более не художественной самодеятельностью, а потом уже приглашать к себе на работу тех, кем поруководить вам не придётся никогда. Может, Керимов и купил Абакарову Дербент вместе со всеми его жителями, но Дагестан гораздо больше, и при всём уважении к финансовым успехам Керимова – не все готовы ползать перед ним на коленях.