Фото к тексту

Никто так и не додумался, как повысить тиражи дагестанских газет. Секрет прост: по выходу из типографии пропитывайте свежую прессу раствором лизергиновой кислоты и экстази. Нарасхват пойдет, очереди у киосков «Дагпечати» стоять будут! Да и читательская аудитория резко помолодеет! В буквальном смысле будут впитывать каждый тезис руководства республики.

Тамерлан Магомедов

В предисловие статьи я, конечно, вынес шутку, но вопрос о том, что ждет отечественную прессу, становится все острее. На этой неделе все взгляды коллег были привлечены к делу бывшего корреспондента «Коммерсанта» Ивана Сафронова, задержанного сотрудниками ФСБ по обвинению в государственной измене. Но в деле злосчастного Сафронова, который через чехов всего лишь военные секреты передавал американской разведке, нет ничего необычного. Странно то, что никто не пишет об аресте госпоже Лукашевич, являющейся идеологом развала отечественной системы образования. А ведь ее деятельность была гораздо более увлекательна и масштабна. Вот о чем можно целые шпионские романы писать!

Формально силовики обвиняют замглавы Минобрнауки РФ Марину Лукашевич в хищении. Сотрудники полиции задержали руководителя коммерческой фирмы и высокопоставленного чиновника Минобрнауки, подозреваемых в причинении ведомству ущерба в более чем 40 млн руб. Полицейские установили, что в 2016 году Лукашевич, руководя коммерческой организацией, получив бюджетные денежные средства, заключила ряд договоров с подконтрольными индивидуальными предпринимателями на выполнение работ в интересах Министерства образования и науки Российской Федерации, при этом не имея намерений выполнять взятые на себя обязательства в полном объеме. Затем заказчику были представлены результаты выполненных работ, заведомо не соответствующие условиям договоров.

***

По тому же делу задержан чиновник Россотрудничества Михаил Попов. В 2016 году именно Попов, который тогда работал в Минобрнауки главой департамента, принял решение о выделении в рамках госзаказа похищенных 40 млн рублей Лукашевич, которая тогда возглавляла коммерческую организацию. Деньги были выплачены за разработку автоматической системы обработки научных данных. В итоге деньги потратили, но систему не создали. А Попов подписал документы, что заказ выполнен. Позднее Попов перешел на работу в Россотрудничество, а Лукашевич – в Министерство науки и высшего образования.

Отмечу, что Лукашевич была назначена статс-секретарем-заместителем министра науки и высшего образования в 2018 году. В 1998-2014 годах она также работала в министерстве, дослужившись до поста главы правового департамента, однако на 2014-2018 годы покидала ведомство. На сайте ведомства указано, что она имеет благодарность от президента России, награждена почетными грамотами Минобрнауки и Совета Федерации, а также памятным знаком ФСКН «За заслуги». Но, несмотря на награды, суть ее деятельности была далеко не патриотической. Именно она, по некоторым сведениям, стояла за началом в России так называемой «реформы образования», последствия которой стране сегодня приходится экстренно разгребать.

Поэтому, рассуждая о судьбе Ивана Сафронова, надо понимать, что громкое обвинение непосредственно в государственной измене предъявляют врагам государства лишь в тех случаях, когда не получается без шума и пыли инкриминировать этим людям какой-нибудь заурядный пустячок вроде коррупции, заказных убийств или группового изнасилования. Ведь каждый день сажать чиновников, журналистов и депутатов за государственную измену как-то не с руки. Выглядеть все это будет слишком пугающе. Да и визгов со стороны «международного сообщества» не оберешься. Как-никак не во времена железного занавеса живем, и от демократических устоев пока никто в стране не отказывается.

***

Вслед за Сафроновым в социальных сетях загрохотало дело хабаровского губернатора Сергея Фургала, задержанного сотрудниками ФСБ за организацию заказных убийств, которые произошли в регионе еще 15 лет назад. Наиболее меткий анализ ситуации в своем телеграме дал создатель новостного агентства Life.ru Арам Габрелянов. «Дело Фургала. Элиты должны понимать, что пора аккуратно сливаться из бизнеса, связанного с государством. Надо покидать государственные корпорации. Не поймут, всех их ждёт продолжение. Уверен – пощады никому не будет. Надо понять, что такая мощная поддержка Путина на голосовании даёт ему полный карт-бланш на реальные изменения в государственной власти», – лаконично написал Арам Ашотович. А он-то знает толк в сервировке околокремлевского стола. Понимает, когда можно кушать, а когда нужно бежать, побросав ножи и салфетки.

Правда, Арам Ашотович не договорил. Судя по всему, подлинная причина задержания господина Фургала – слишком близкое знакомство с некоторыми крупными китайскими бизнесменами, активно действующими на территории Хабаровского края в интересах своей родины. Но об этом тоже вряд ли напишут. Поэтому каждый дагестанский чиновник, болтающий про «иностранные инвестиции», к примеру, в Дагестане, тоже должен  позаботиться вопросом создания достаточного запаса сухарей. Чем рассказывать байки про грандиозные ткацкие фабрики или солнечные гига-станции по производству электричества, развивайте лучше малый бизнес в сфере производства сэндвичей. Понятно, что федеральный центр намерен выделять на возобновляемую энергетику уже в ближайшие годы гигантские субсидии, которые наиболее «талантливым» республиканским чиновникам уже не терпится «освоить». Но ведь мы все уже сегодня знаем, чем это чревато. Лучше дайте дагестанской молодежи простые технологии, чтобы они развивали малый бизнес. Поистине так будет эффективнее и всем спокойнее.

***

Возвращаясь к теме протестов в Хабаровске, вызвавших определенные надежды и восторги среди либерально настроенной прослойки общества, вынужден буду разочаровать. Кажется, никто так пока и не понял, насколько сильно сторонники Фургала укрепили сегодня российскую государственность. Напомню, что за прошедшие с момента убийства в Сараево австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда 100 лет политическая методология не изменилась – для легитимизации непопулярных решений по-прежнему традиционно используется грандиозная гнусность. Именно так и фундамент в современную вертикаль власти заложили международные террористы, устроив в 1999 году серию взрывов жилых домов в российских городах. Начав их «мочить в сортире», премьер-министр Владимир Путин и стал президентом, искоренив боевиков в Чеченской Республике.

События в Хабаровске, безусловно, станут основой для нового витка укрепления созданной Путиным вертикали власти. Думаю, что мы накануне грандиозной политической реформы, и вопрос о проведении в этом году досрочных выборов в Госдуму более не вопрос. Уверен, что дата их проведения будет озвучена уже на днях. В первую очередь, после этих выборов нас может ждать полное обновление политической сцены, с которой могут смести не только одного Жириновского или ЛДПР. Затем уже стоит ждать трансформации самой политической системы нашего государства. Нового государства. Укрепление политической вертикали власти уже проводится в регионах путём той же зачистки политического бомонда. Налицо и унификация методов управления регионами. Уникальных подходов больше не будет. И протесты в Хабаровске этой политики не изменят.

***

О противостоянии рвущейся во власть мафии и самой государственной системы можно рассуждать не только на примере Хабаровска. Странно и горько, но варяги проиграли дагестанским мафиозным кланам. Несмотря на то, что команда нынешнего Главы Дагестана Владимира Васильева отправила в Лефортово практически все предшествующее правительство, было взращено новое поколение местных управленцев, которые при федеральных варягах занимают позиции советников, заместителей, руководителей отделов, другими словами, – функционеров. Эти функционеры и блюдут сегодня интересы тех, кто отошел в тень. И это видно по активности анонимных телеграм-каналов, буквально в ежедневном режиме бомбардирующих команду варягов обвинениями в коррупции. На этом фоне слова Владимира Васильева о том, что в Дагестан пришла Россия звучат как грустная ирония. Сломать местную коррупционную ментальность ему не удалось. Радует, что Васильев по-прежнему еще хотя бы у руля. Несмотря на предсказания некоторых аналитиков, про отставку Главы республики речи пока не идет.

Вопрос ломки ментальности и утраты нравственных ценностей громко звучал на этой неделе и в федеральной повестке. Вслед за РПЦ и поборниками «русского мира» новостью о возвращении стамбульскому собору Святой Софии статуса мечети заинтересовался сам президент Владимир Путин, лично обсудивший этот вопрос с президентом Турции Эрдоганом. Сомнения Владимира Владимировича вполне оправданы, но, возможно, Эрдоган и прав. Привычный нам мир стремительно размывается, и всякая страна, желающая сохранить себя на карте, должна как можно быстрее найти собственную идентичность. Правда, что мы все можем найти? Будь мы турки, русские, кавказцы или болгары? Все, что нам по большому счету остается, – это копаться в своей истории, выуживая из нее русские лапти, шапки Мономаха или кафтан османского халифа. Но помогут ли лапти, кафтаны и прочие замшелые свидетели былого величия противостоять натиску западной цивилизации, оберегая собой туземный образ мышления жителей стран Востока? Вряд ли.

Налицо усиливающийся мировоззренческий раскол, способный стать основой новых глобальных конфликтов. Пока мы мучительно вставали с колен, они с гордостью встали на колени сами. И это пугает. Ведь история Гражданской войны в США еще 150 лет назад доказала, что патриархальные «ценности» обречены перед лицом новой нравственности и морали, которая вначале может казаться консерваторам полнейшим мракобесием.