Снимок к тексту

Жизнь дается человеку лишь раз. Отмотать ее назад, исправив былые ошибки, не суждено. Именно поэтому, наверное, ошибок в нашей жизни случается слишком много. Даже тогда, когда твоей лично вины в них вроде и нет. Свои ошибки, если они не привели к печальным последствиям, мы склонны забывать. Однако иногда даже малейшая ошибка может исковеркать человеку жизнь. И особенно печально, когда эта жизнь – еще совсем юная.

Тамерлан Магомедов

За годы журналистской работы сталкиваться с чужими ошибками мне приходилось не раз. Порой они вызывали негодование, когда случались по причине халатности или коррумпированности чиновников. Иногда – сожаление и сочувствие, когда понимаешь, что причиной ошибки послужил чей-то юношеский максимализм или легкомыслие. Как в данном случае. Людям в юном возрасте вообще свойственны и максимализм, и стремление что-то доказать (в первую очередь, самому себе), и чрезмерное влечение к радостям взрослой жизни. Такая ошибка произошла и в жизни молодого жителя Кизляра, которому пришлось оказаться на скамье подсудимых, даже не успев закончить школу.

История уголовного преследования Макашарипа Меджидова не изобилует удивительными фактами и не поражает невероятным стечением обстоятельств. В ней все до банальности тривиально, что вызывает к парню еще больше сочувствия. 15-летний юноша увлекся 14-летней девушкой. Та отвечала статному красавцу взаимностью. И все было у них хорошо, пока в судьбу не вмешались современные технологии. Изучая историю несправедливого осуждения Макашарипа, можно прийти к выводу, что прозвучавший на весь провинциальный городок скандал случился лишь потому, что в соцсетях оказался короткий видеоролик, где его несовершеннолетняя подруга предстала в обнаженном виде.

***

С этой историей я ознакомился, когда ко мне обратилась мать девушки, уставшая от житейских передряг, одинокая русская женщина Татьяна Тарапак. Она просила помочь в установлении справедливости. Правда, ее просьба оказалась необычной. Признавшись в том, что ее дочь невольно оговорила Макашарипа на этапе предварительного следствия, Татьяна, одна поднимающая пятерых детей, начала неспешно рассказывать о том, что на самом деле произошло с ее дочерью и с Макашарипом. О том, кто повлиял на судьбу парня, доведя дело до несправедливого, по ее словам, решения суда.

Мать девушки показала мне скриншоты переписки дочери с Макашарипом. Столкнувшись с кривотолками, Даша просила парня помочь ей оградиться от сплетен, надеясь позднее расстаться с ним и поставить точку в их отношениях. Однако уберечься от сплетен ей не удалось. В итоге дело закончилось изнасилованием, фигурантами которого стали двое уже совершеннолетних парней. Но после того, как Даша обратилась в полицию, среди фигурантов зазвучало и имя Макашарипа.

«Оперативники ГОВД г. Кизляр неоднократно опрашивали Дашу и оказывали на нее психологическое давление, выясняя имена всех, с кем она общалась. Там дочка и рассказала про Макашарипа. Для чего им было нужно записывать Макашарипа соучастником – мне до сих пор непонятно. Позже выяснилось, что он вообще не был знаком с теми, кто реально изнасиловал мою дочь. И все это было известно суду, где мы с дочерью рассказали, что Даша давала первоначальные показания под давлением. Но нас просто никто не хотел слушать», – рассказала Татьяна, признавшись, что ей до сих пор стыдно перед юношей, который безвинно оказался в колонии для несовершеннолетних.

***

Возвращаясь к предыстории изнасилования, надо отметить психологическое состояние Даши. Затравленная девушка стала избегать знакомых, пропускать школу. Естественно, поползла вниз и успеваемость. Как выйти из сложившейся ситуации – она не знала, и Макашарип уже ничем не мог ей помочь. О том, какой стресс пришлось испытать ее дочери, Татьяна узнала лишь, когда уголовное дело ушло в суд. А в то время она лишь начала замечать странности в поведении девочки, ее необъяснимую нервозность. На все вопросы Даша отвечала уклончиво, а занятая младшими малолетними детьми Татьяна попросту не имела возможности уделить ей больше времени. Надеялась, что ничего серьезного.

Гром грянул, когда в конце апреля 2019 года Татьяна увидела у себя во дворе забежавших вслед за Дашей подростков, которые к ней приставали, среди них Макашарипа не было. Прогнав ребят со двора, материнским сердцем Татьяна почувствовала, что творится неладное, и потребовала от дочери объяснений. Расплакавшись, девушка рассказала матери, что ее уже продолжительное время регулярно насилуют. Как и всякая мать, Татьяна бросилась на защиту, обратившись для этого к помощи правоохранительных органов.

Увы, правосудия Татьяна так и не дождалась. После подачи заявления об изнасиловании в полицию начался откровенный фарс. Рассматривавший вопрос об избрании меры пресечения суд буквально на следующий день после задержания подозреваемых постановил оставить совершеннолетних насильников на свободе, а несовершеннолетнего Макашарипа отправить в колонию. В итоге реальные насильники сегодня находятся на свободе, отделавшись штрафом по примирению сторон, а Макашарип отбывает в колонии реальный срок за совершенное ими преступление. И таких странностей, по словам Татьяны, в деле очень много.

***

Начав самостоятельно разбираться в обстоятельствах произошедшего, женщина поняла, что дочка темнит. Уже после того, как уголовное дело было направлено следователями в суд, она пригласила домой адвоката и профессионального психолога. В разговоре с Дашей они смогли добиться от девочки правды. В материалах следствия проходит, что Макашарип якобы изнасиловал ее в помещении магазина сантехники, который принадлежит его родителям. Указан факт насилия на квартире и в машине, однако все эти обвинения не стыкуются с результатами расследования, о чем мне удалось узнать у следователя СК Мужаидова И.Б., который вел это дело от начала и до передачи его в суд.

«Выступая в суде, я лично признал, что не смог установить виновность Макашарипа в изнасиловании. Указанные в материалах факты опровергаются данными биллинга, согласно которым в указанное время Дарья и Макашарип находились на огромном расстоянии друг от друга в совершенно разных местах. Но меня также никто не стал слушать», – рассказал он мне по телефону.

Здесь стоит отметить, что вышеуказанный магазин сантехники, возможно, и является одной из главных причин, по которой ни в чем неповинный юноша оказался незаслуженно осужден Кизлярским городским судом на 4,5 года лишения свободы. Ранее он находился на протяжении 15 месяцев под домашним арестом. Дело в том, что отец Макашарипа – известный в северной зоне Дагестана предприниматель. По мнению некоторых участников процессуальных действий в отношении Макашарипа, его отец, наверное, мог бы оказаться удобным источником такого же незаконного, как и приговор его сыну, обогащения. Но, видимо, их расчет не оправдался.

Мне удалось связаться с отцом Макашарипа, однако разговор у нас с ним не сложился. Суровый горец был краток, заявив лишь, что намерен озвучить всю имеющуюся у него информацию в отношении вышедших за рамки своих полномочий должностных лиц только после завершения уголовного дела в отношении его сына в Верховном суде республики. «У меня есть чем удивить не только кизлярцев, но и жителей всего Дагестана. Думаю, что и руководству республики будет интересно узнать, как работает так называемое «правосудие» в нашем городе. Каких принципов придерживаются в своей работе кизлярские оперативные, следственные, надзорные органы и даже сами судьи», – многозначительно подытожил он наш телефонный разговор.

***

Завершая эту статью, приведу выдержку из одного из ходатайств Татьяны, с которыми она вместе с дочерью неоднократно выступала в зале суда, пытаясь довести до Кизлярского городского правосудия информацию, что насилия в отношении ее дочери со стороны Макашарипа не было. К сожалению, повлиять на ход судебного следствия эти ходатайства не смогли. Заявив об их несостоятельности, судья решительно зачитал несовершеннолетнему Макашарипу обвинительный приговор. Не посмотрев даже на то, что в зале заседания отсутствовали его адвокат и представитель опеки, суд незамедлительно отправил парня в колонию, что уже само по себе является вопиющим нарушением требований уголовно-процессуального права.

Выводы о возможных причинах подобной решительности судьи и представителей обвинения каждый может сделать сам, в том числе, из содержания текста ходатайства матери Даши (см. на фото), где она прямо пишет на имя судьи Кизлярского районного суда Сапиюлы Корголоева, параллельно рассматривавшего дело в отношении другого молодого человека, которого сотрудники правоохранительных органов также привлекли по делу об изнасиловании Даши. В своем заявлении мать и дочь пишут о том, что на их семью оказывалось психологическое давление со стороны правоохранительных органов в лице оперативного работника УМВД по Кизляру Сергея Убайдуллаева и начальника Следственного отдела СУ СК РФ по г. Кизляру Умаргаджи Хасанмирзаева, которые угрожали Татьяне лишением родительских прав, а на саму Дашу обещали возбудить уголовное дело о вымогательстве, если девочка не перестанет отказываться в суде от данных ею под давлением на этапе предварительного следствия обвинительных показаний. Повлиять на Татьяну пытался и прокурор города Саркис Григорьянц, который, по словам женщины, звонил ее пожилой матери, проживающей в Москве, требуя, чтобы она заставила дочь и внучку не отказываться от данных на этапе предварительного следствия показаний.

***

К сожалению, в рамках одной только статьи невозможно раскрыть все подробности подобной «работы» правоохранительных органов. Признаюсь, что, вникнув в содержание попавшей в мои руки стопки бумаг, первоначально собирался писать статью не о Макашарипе и Даше, чья юношеская наивность оказалась удобным инструментом для реализации собственных интересов отдельных должностных лиц. Хотелось изобличить саму суть современной дагестанской системы правосудия на частном примере тихого русского городка Кизляра. Но, побеседовав с отцом несправедливо обвиненного парня, решил для себя вернуться к этой теме позже. Когда этот успешный предприниматель, вероятно, испытавший на себе попытку давления методом уголовного преследования сына, все-таки решит открыто рассказать всё, что ему известно.

Пока же прихожу к выводу, что «изнасилованным» в Кизляре, по всей видимости, оказалось и местное правосудие. И судить за это преступление, скорее всего, надо людей, ответственных за соблюдение закона.