683782 03.06.2010 В Доме правительства РФ перед началом заседания правительства РФ. Алексей Дружинин / РИА Новости

Артём Алексеевич Здунов уехал, и правительство Дагестана было отправлено в отставку. Новый и.о. премьер-министра республики не пускает на свои совещания даже белодомовскую съёмочную группу, словно планирует тайную военную операцию. А с другой стороны, может и правильно делает. Уж очень часто информация из дома правительства в режиме реального времени оказывалась на помойных телеграм-каналах. Насколько я понимаю, вопрос с тем, кто слил в сеть фото Сергея Меликова, проходящего через двор Белого дома, не закрыт.

Заур Газиев

То, что правительство региона отправлено в отставку в связи с уходом премьер-министра, это вполне логично. И что особенно хорошо, сейчас у Сергея Меликова будет возможность провести санацию уже своего собственного кабинета министров. Учитывая, что он человек военный, и у него нет своих собственных гражданских кандидатур на те или иные посты, кураторам из Кремля придётся нелегко. Подбирать сюда людей очень непросто. Дагестан не самый привлекательный регион для производственной практики. С одной стороны, им нужно найти людей, которые бы не выглядели для Дагестана инопланетянами (ну по типу Здунова), а с другой – важно, чтобы они оказались обладателями ценного опыта работы с федеральными структурами, знали, как работает экономика и умели строить здоровые отношения на новом месте. Им ведь всё равно придётся взаимодействовать с аборигенами. При этом важно, чтобы эти люди были устойчивы к непристойным коррупционным предложениям. Здесь очень важен баланс здравого смысла и принципиальности. Мы ведь уже помним о том, что слишком жесткие условия приводят к тому, что государственные средства просто остаются не израсходованными. Извините, но два года подряд без всяких пандемий Дагестан не израсходовал по 10 миллиардов рублей. Это же не просто так, от лени. Это реакция бизнеса на условия работы. Поэтому новому руководству придётся искать баланс между необходимостью выполнить госпрограмму и оберегать бизнес от ретивых проверял.

Не менее важно соблюсти приличия и сделать так, чтобы это хотя бы выглядело пристойно. Согласитесь, что когда во время пандемии бизнес находится в состоянии комы, и люди просто сидят без денег, слышать требование заплатить новые налоги – это всё равно, что нарисовать у себя на лбу мишень. И здесь мы снова сталкиваемся с тем, что информационная политика должна быть выстроена грамотно. Есть время разбрасывать камни, а есть время собирать налоги. И здесь главное не перепутать. Сейчас говорить об отъёме денег у граждан всё равно что их грабить.

Ну, а информация о том, что генерал Росгвардии Борис Гонцов – будущий мэр Каспийска, вызвала просто море непонимания. Не буду сейчас приводить никаких комментариев. Вопрос только в том, есть ли в этом городе что-то, что ещё можно спасти. По многим направлениям там дела гораздо хуже, чем в Махачкале. Во всяком случае, с инфраструктурой дела выглядят именно так. Правда, про успешный опыт руководства гражданскими структурами людьми в погонах – мне тоже неизвестно. Тем более в качестве кризисного менеджера. У Дагестана уже есть крайне некрасивая история с министром здравоохранения Джамалудином Гаджиибрагимовым. Думаю, что этого достаточно.

***

Честно говоря, отставку правительства я ждал несколько раньше. И не потому, что мы жаждали крови, а потому, что новому руководителю необходимо формировать под себя команду тех, кому бы он лично доверял. Это логично и правильно. В конце концов, ему на стол уже наверняка легли бумаги, где приводится аналитика по действиям каждого министра. К слову сказать, по поводу назначений больших начальников Сергей Меликов высказался вполне определённо на встрече с представителями республиканских средств массовой информации. А эта часть его доклада, между прочим, была проигнорирована практически всеми средствами массовой информации. В нем речь шла о победителях конкурса «Лидеры России». Он говорил о том, что для управления людьми у человека должен быть жизненный опыт. И что правильно решенные тесты на экзамене или собеседовании никак не могут говорить о том, что этот человек способен стать эффективным управленцем.

Потом, отсматривая видео с этого мероприятия, я заметил несколько нюансов, которые ускользают во время общения в режиме реального времени. Сергей Меликов старался скрыть раздражение и пытался подбирать синонимы слов, которые ему, наверное, очень хотелось бы произнести. Нет сомнений, что ему сейчас выбирать особенно не из кого. Да и если уж кого выберет, то жалеть и прикрывать кого-то из новоназначенцев, в случае если тот облажается, он не будет. Спрос будет жесткий. Нам уже рассказали о том, как проходят совещания, когда Сергей Алимович в гневе. И у меня нет сомнений, что объекту критики не позавидуешь. Вопрос только в том, становятся ли они после этого компетентными руководителями.

И ещё кое о чём мы не должны забывать: Дагестан существует в рамках той экономической модели, которая может успешно существовать только в одном случае – если имеется добыча полезных ископаемых. Будет добыча нефти на Каспийском шельфе – будут у региона свои деньги. Не будет нефтедобычи – будем ждать тех средств, что пошлёт федеральный центр. Вероятность того, что Дагестан станет житницей России, сегодня равно нулю. Здесь давно работать некому – одни хабибовцы, а все остальные убегают из республики.

***

На самом деле в Дагестане наверняка есть люди, которые понимают природу наших экономических проблем. Они понимают, как можно сделать так, чтобы заставить экономику работать. Я даже не сомневаюсь, что есть люди, способные предложить для региона какие-то решения в рамках существующей экономической модели. Но нынешнее устройство Дагестана таково, что грамотные и перспективные люди на протяжении многих лет отсекались от управления республикой. Они уезжали в другие регионы и теряли связь с малой родиной. А между тем, во власти оказывались люди-вирусы, которые способны создавать видимость, но при этом они пустейшие внутри. Не слишком высокого мнения я и о тех, кто сегодня вещает с различных площадок, представляя собой гражданское общество. Согласитесь, что работа в реальной экономике и способности демагога – несколько разные вещи. Но прежде чем принимать человека в качестве министра я бы всё-таки попросил Сергея Алимовича провести небольшой тест для номинантов. Напишет человек хотя бы на тройку сочинение или диктант – хорошо. Решит человек задачку за пятый класс – отлично, но если нет, то может ему нужно заняться чем-то другим? Может он будет счастлив, развивая бизнес и занимаясь благотворительностью?

Тоже самое я предложил бы сделать с депутатами дагестанского парламента. Неплохо было бы ещё раз проверить их и на криминальную составляющую. И, естественно, небольшой экзамен тоже бы не повредил. Дагестанский парламент уже давно превратился в элитарный клуб, которому нет дела до того, чем живут реальные люди. История с коронавирусом показала, кто из этих людей действительно обратился к своим избирателям для того, чтобы предупредить их об опасности, а кому было наплевать. И вообще ситуация с COVID-19 высветила очень многое из того, чего мы не замечали раньше. И этот опыт тоже неплохо было бы учесть при формировании нового кабинета министров.

***

Но сегодня уже наметилась тенденция закрывать некоторые правительственные мероприятия от прессы. Не то чтобы мы – журналисты – прямо-таки мечтали посидеть рядом с сильными мира сего, но подобная практика, чаще всего, приводит к тому, что начинают возникать слухи и домыслы, которые в информационном обществе могут иметь какие угодно последствия. Мы понимаем, что врио главы республики может быть очень жестким, когда видит, что человек откровенно запарывает дело. И мы по-человечески его понимаем, но правила информационного общества таковы, что чем больше вы прячете какие-то вещи – тем они очевиднее. Не нужно давать поводов для слухов и домыслов там, где всё ясно как божий день.

Мы ждём назначений. И мы понимаем, что они нам расскажут о намерениях Сергея Меликова больше, чем тысячи слов. Ведь каждый человек несёт в себе свой собственный бэкграунд, имеет свою репутацию и является носителем каких-то ценностей. И делая выбор в сторону кого-то из кандидатов, мы понимаем, что Сергей Меликов на самом деле считает добром, а что злом. В любом случае он работает на Дагестан, и мы желаем ему, чтобы всё у него получилось. Дагестан заслужил того спасителя, который поможет ему вырваться из заколдованного круга. Надеюсь, что с новыми людьми сделать ему это будет значительно легче.