Фото к тексту_www.dobrenok.com

В последние недели, пожалуй, как-то по-особенному были заметны истории, связанные с детьми. Это и травля школьников за юмористическую постановку «Лебединого озера», и дети, погибшие при пожаре в Избербаше, и самоубийство девочки в Унцукульском районе. И везде мы видим то, насколько люди равнодушны к происходящему в детских душах, к тому, как живут и развиваются наши с вами дети.

Заур Газиев

О пожаре в Избербаше известно следующее: примерно, в 10:40 5-летний ребёнок зажигалкой поджёг матрас в детской комнате, что в итоге привело к возгоранию в квартире. Он и его 3-х летняя сестра скончались на месте, а братья 8 и 9 лет выпрыгнули из окна на растянутый тент и в результате падения получили тяжелые травмы. Мать потеряла двух детей, убита горем, а тут ещё «решается вопрос о заключении женщины под стражу». Ну да, она же опасный преступник и, если не заключить ее под стражу, женщина, видимо, может помешать следствию или ещё хуже – попытается скрыться.

***

По поводу истории в Избербаше у меня самый первый вопрос к социальным службам. Если имеется одинокая женщина с четырьмя малолетними детьми, почему она не получает детские пособия или какую-то иную помощь от государства, чтобы не бегать за подработками куда только можно? Второй вопрос: где отец (или отцы этих детей) и почему ей не выплачиваются алименты, которые могли бы материально ее поддержать? Ну, чтобы она была достаточно свободна для того, чтобы смотреть за своими детьми. Следующий вопрос к Уполномоченному по правам ребёнка в РД Марине Ежовой: почему самая незащищённая часть общества осталась без поддержки государства? И вообще, что она (Уполномоченная) сделала для того, чтобы гибель этих детей не случилась? Почему эти дети не были в детском саду или каких-то иных дошкольных учреждениях в тот момент, когда матери нужно было уйти? Ещё один вопрос по поводу родственников этой женщины. Что такого криминального она могла совершить, чтобы лишиться поддержки своих родственников? Причём там, видимо, всё настолько плохо в отношениях, что не оказалось никого, чтобы хотя бы время от времени присматривать за детьми. Да и вообще, почему никому не было интересно, как выживала эта женщина? И снова вопрос к участковому и социальным службам: вы совсем не знали, что рядом человек захлёбывается от обстоятельств, в которых оказался? И снова обращаюсь к тем, кто заводит уголовные дела и арестовывает женщин, оказавшихся в безвыходной ситуации: наше законодательство совсем не предусматривает никакого гуманного выхода для тех, кто оказывается в состоянии психологической катастрофы? Может, тогда этих женщин лучше пристреливать на месте, чем заставлять их страдать ещё и от кары государства? Как будто мало им было тех мучений, через которые они проходили, чтобы добавить ещё и уголовное преследование.

Я не имею юридического образования и поэтому, наверное, для меня полной неожиданностью явилось задержание этой несчастной женщины, как, впрочем, и другой несчастной молодой женщины, которая, запутавшись в обстоятельствах, пыталась продать своего зачатого вне брака ребёнка. Я до сих пор в ужасе от того, каким безжалостным может быть наш Закон к тем, кому и так в жизни не повезло. Всё это оказывает весьма гнетущее впечатление на всех, кто узнаёт подробности этого происшествия. У Данияла Шихсаидова в этом плане хоть есть защитный тотем.

***

Другая история, которая разбомбила нас на этой неделе, – самоубийство девочки в Унцукульском районе. И как это принято в подобных случаях, мы читаем намёки на социальные сети, на японские аниме и т.д. При этом никто не хочет говорить о содержании дневника этой девочки, где она записывала все свои ощущения. Понятно, что сейчас ребёнка уже не спасти, но не говорить о том, что послужило причиной её гибели, было бы неправильно. И делать это, наверное, должны профессиональные психологи, которые специализируются на проблемах подростков. Однако их голосов среди комментирующих самоубийство я не слышу. Как опять-таки я не слышу никаких комментариев от Уполномоченного по правам ребёнка в РД Марины Ежовой. Как будто так оно и должно быть. А между тем, это ведь не единственное самоубийство, о котором мы знаем. При этом читаешь комментарии об этом случае, которые оставляли другие подростки, и начинаешь понимать, что аниме тут действительно не при чём.

Девочка росла в неполной семье. Однако бедными их не называют. Про мать девочки сельчане отзываются очень уважительно – она поднимает троих детей. С подростками всегда сложно: у них нередко проявляется суицидальное поведение вследствие того, что им не всегда удается выстроить гармоничные отношения с окружающим миром. Иногда они приходят к выводу, что их никто не понимает, а потом и вовсе могут решить, что это с ними что-то не так. Эксперты говорят, что важно заранее подготовить детей к этому этапу их жизни. Нужно объяснить ребенку еще до подросткового возраста, что он может столкнуться с депрессивными настроениями. И, главное, что их нужно просто пережить. Однако у нас в Дагестане к проблемам подростковой психики не принято относиться с пониманием. Может, от того нас и окружает так много уже взрослых людей с подростковыми психологическими травмами. И опять же вопрос к школьному психологу, если таковой вообще там был, вы вообще не замечаете, когда у подростов психика находится в пограничном состоянии? Неужели для профессионала так трудно определить: пойдёт ребёнок на самоубийство или нет?! Тем более, что к самоубийству дети обычно готовятся весьма тщательно, и это бывает заметно…

***

Ну, и вдогонку к предыдущей теме хочется добавить ещё и то, что у нас в республике нужно менять и традиционную форму взаимоотношений с детьми. У нас не принято разговаривать с подростками. Идеальные отношения – это когда взрослые говорят, а дети слушают. И никакого диалога. В результате дети живут своей жизнью, о которой родители практически ничего не знают. Нет сомнений в том, что подобное положение дел требует пересмотра самими молодыми взрослыми. Иначе самоубийства будут становиться всё более частым явлением.

Психолог Екатерина Трушина по этому поводу дала свой комментарий: «Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвёртое среди основных причин потенциальной потери жизни. Сегодня наша страна занимает одно из первых мест в мире по количеству детских и подростковых суицидов. Средний показатель этих самоубийств превышает мировой коэффициент более чем в три раза. Ежегодно каждый 12-й подросток России в возрасте от 13 до 20 лет предпринимает попытку покончить с собой. Однако в официальную статистику попадают лишь явные случаи суицида. Все летальные исходы, причиной которых стали падение с высоты, дорожно-транспортные происшествия, передозировка лекарственных препаратов, судебные эксперты приравнивают к «несчастным случаям». Следовательно, истинное число суицидов значительно превышает официальные данные».

***

И ещё немного о постановке танца в махачкалинском лицее № 8. Напомню для тех, кто не знает содержания этой истории. На выпускном утреннике этой школы мальчиковой группой был поставлен танец маленьких лебедей. Надо сказать, что «Лебединое озеро» – один из самых грандиозных и пафосных русских балетов, и поэтому пародия на танец маленьких лебедей в исполнении угловатых подростков всегда смотрится забавно. В этом и суть лицедейства. Мальчики в пачках откровенно стебутся над взрослыми актёрами.

В школах со старыми традициями этот танец время от времени обязательно ставят. При этом всё действие происходит на сцене. Мальчики не ходят в пачках по школе или по улице. Это всё на сцене. И это всегда воспринималось именно как спектакль. Однако какая-то из мам записала этот танец на телефон и выложила в сеть. На том мероприятии было много номеров, но её заинтересовало именно это. Некоторые из дагестанских пабликов опубликовали у себя это видео с комментарием: посмотрите, мол, что делают с нашими мужчинами… Более того, они публиковали этот танец, не затушевывая лица танцующих детей. В таких случаях нужно было бы взять разрешение родителей на показ лиц их детей – иначе это уголовное преступление. Они и подняли шум по этому поводу, они же и написали заявление в прокуратуру. Однако о том, что прокуратура приняла это дело к рассмотрению, на сайте ведомства ничего не сказано. Дозвониться до их пресс-секретаря невозможно уже, наверное, с полгода.

А между тем для общественности позиция правоохранительных органов по резонансным историям очень важна. К примеру, прокуратурой Дагестана организована надзорная проверка по факту гибели детей при пожаре в Избербаше, о котором я писал чуть выше. Однако по истории с «Танцем маленьких лебедей», где были нарушены права детей, где была организована травля в социальных сетях, где звучали призывы к ненависти и откровенно экстремистские высказывания, мы реакцию правоохранителей так и не увидели. Кстати, до сих пор во многих пабликах это видео еще транслируется и собирает просмотры, множа ненависть к мальчишкам.

Ещё меньше информации на эту тему на сайте Уполномоченного по правам ребенка в РД. Последний материал, который там опубликован, – информация о приёме граждан в региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия». И всё!

У самой Ежовой в Инстаграме робкая отписка появилась только 30 мая. Но и там нет ни единого намёка на то, что какие-то действия в отношении затеявших весь этот абсурд уже предприняты.

***

Всё, что связано с детьми, – это всегда сложно. Это всегда ответственно. К слову сказать, чем более развита страна, тем более привилегированным классом там являются дети. К примеру, Япония! У нас же пока нет понимания, что от того, как мы относимся к правам и личности ребёнка, зависит будущее страны…

Ну, а пока дела обстоят так, как я описал чуть выше… У нас всегда найдётся повод наказать, но очень редко появляется повод помочь в ситуации, когда люди в этом нуждаются…