Фото к тексту

А ведь это действительно правда: всё, что происходит сейчас в Дагестане, происходит на фоне третьей волны пандемии COVID-19. Конечно, она уже не такая всё поглощающая, как первая волна, но гораздо сильнее, чем вторая. И здесь остаётся открытым вопрос: почему такое происходит? Ведь не просто так эта ковидная волна накрывает республику с головой, у этого есть свои вполне конкретные причины.

Заур Газиев

Пожалуй, нет ни одного региона в нашей стране, который так сильно страдал бы от пандемии, как Дагестан. Да, Москва и Санкт-Петербург – безусловные рекордсмены, но там и население больше. Там и поток людей, приезжающих и уезжающих, несравнимо больше. И здесь нужно смотреть на то, чем Дагестан отличается от тех мест, где уровень заболеваний ниже, чем у нас. Самая первая причина – это дагестанская любовь к скученности и нахождению в толпе. Наши люди просто из штанов выпрыгивают от счастья, когда говорят о том, какие у нас большие свадьбы и многочисленные похороны. А это, между прочим, – самый большой рассадник коронавирусной инфекции. И объяснить нашим людям, что от этих обычаев нужно отказываться – очень сложно. Дело даже дошло до того, что в банкетный зал «Баракат» посреди проходившей там свадьбы вошли полицейские и потребовали очистить помещение. Я даже не сомневаюсь, какую бурю возмущения это вызвало на свадьбе – и могу понять этих людей. Но вопрос заключается в другом: зачем вы устраиваете такую большую свадьбу, зная, что находитесь на пике третьей волны коронавирусной инфекции?

Ещё больше вопросов к владельцу этого банкетного зала. Неужели он не знал о запрете на проведение свадебных торжеств, введённом на уровне руководства республики?

На одной из недавних пресс-конференций Сергей Меликов ведь говорил о том, что сейчас нет никаких возможностей открывать банкетные залы и привел конкретные причины. Конечно, можно допустить, что владелец зала и семья молодоженов не интересуются новостями. Но даже в самых зашкварных инстаграм-пабликах, которые обожает дагестанское быдло, была размещена информация о том, что введён запрет на деятельность банкетных залов. Там эту новость хаяли, но принимали к сведению. Хотя этой ситуации есть одно объяснение: скорее всего, они подумали, что, авось, проканает. Не проканало! И вот из зала выгоняют людей, а самим молодоженам это событие, наверняка, запомнится испорченной свадьбой.

Насколько это повлияет на готовность других людей проводить большие мероприятия, покажет время. Но сейчас любой, кто захочет сыграть большую свадьбу, должен знать, что ценой выполнения им родительского долга будут заразившиеся и заболевшие на его мероприятии люди. А, с другой стороны, в чём смысл запрета на работу банкетных залов, если у нас ездят маршрутки, в которых ни о какой санитарии и социальной дистанции нет речи?!

***

Безусловно, что ещё одним источником заражения COVID-19 стали маршрутки. То, что в Дагестане поездка в этом виде транспорта – это узаконенное унижение, я писал и говорил много раз. И, в первую очередь, здесь виноват производитель этих микроавтобусов. Расстояние между сиденьями там как раз сопутствует тому, чтобы все друг друга перезаражали. Поэтому информация о том, что между Правительством Дагестана и «Группой «ГАЗ» 29 июня подписано соглашение о сотрудничестве, меня удивила не на шутку. Документ скрепили подписями Председатель Правительства РД Абдулпатах Амирханов и представитель компании, генеральный директор группы компаний «Современные транспортные технологии» Олег Марков. Предваряя это подписание, врио Главы Дагестана Сергей Меликов вместе с Олегом Марковым осмотрели экспозицию специализированной техники «Группы «ГАЗ» на центральной площади Махачкалы. Было представлено свыше 20 автомобилей, предназначенных для использования в различных сферах. Я не могу знать, те ли это микроавтобусы, что ездят сейчас по Махачкале, но если это так – то у меня просто нет слов! Зачем сотрудничать с производителем, который не заботится об элементарной безопасности пассажиров?! Или здесь лоббисты были настолько убедительны, что в республику можно ввозить всё, что угодно?

Если бы у нас вели статистику, то, пожалуй, самое большое количество заражений было бы зафиксировано именно в маршрутках. Просто зайдите в них в час пик и посмотрите, что там творится. Нет в этом виде транспорта никакой социальной дистанции. Нет там никаких элементарных средств безопасности для пассажиров. И это уже не говоря о том, что при нашей духоте эти автобусы с огромными окнами становятся просто духовками на колёсах. Когда при Советском Союзе у нас не было выбора и покупали то, что было, это было понятно, но сейчас-то зачем это делать? Я понимаю, что нужно поддерживать российского товаропроизводителя, но не ценой же жизни своих соотечественников! А для полной ясности я всё же рекомендовал бы кому-то из советников Меликова одеться попроще и проехаться в час пик в этих душегубках без кондиционеров. При этом не отрицаю, что у этого производителя могут быть и безопасные автобусы, и надеюсь, что в целях экономии у нас не начнут выбирать то, что подешевле.

Завершая тему с маршрутками скажу, что в условиях третьей волны коронавируса на линию нужно выпускать больше транспорта и запретить забивать его под завязку, даже если водитель страдает острой стадией ахчахандроза.

***

Про то, насколько «безопасны» наши поликлиники, куда люди приходят за медицинской помощью, надо писать отдельно. Узкие коридоры, очереди, снующие туда-сюда медсёстры… В общем об этом надо говорить отдельно. В защиту врачей скажу только одно: у нас в Дагестане нет ни одной типовой поликлиники. Все расположены в приспособленных под эти нужды помещениях. Организовать работу иначе они не могут физически.

***

Ну, а теперь самая противоречивая тема последних дней – как быть с прививками. Мы так и не поняли, кому они помогают, а кому – нет. Уже есть люди, которые болеют и после вакцинации. Говорят, что после прививок болеют несравнимо легче, но это тоже не факт. Хотя нам для начала нужно выяснить, насколько качественна вакцина, которая попадёт к вам. Потому что сделать маленькую сильную дозу – это одна задача, а произвести вакцину в большом количестве – другая. При этом ведь важно, чтобы при массовом производстве были сохранены все исходные качества. А насколько мне известно, такое получается не всегда. К примеру, Словакия отказалась от российской вакцины. Маленькая Словакия прогремела на весь мир, обвинив Россию в подлоге. Государственный институт по контролю лекарств заявил, что, полученная Братиславой партия «Спутника V» якобы отличается от того препарата, результаты испытаний которого были опубликованы в престижном научном журнале The Lancet. Проще говоря, напоказ одна вакцина, а на деле – другая. Более того, не совпадают ампулы у словаков и с теми, что сейчас проходят сертификацию в Европейском агентстве лекарственных средств. Да и вообще 80% необходимой информации словаки не получили.

Странно, что соседняя Венгрия еще в январе прошла все формальные процедуры – им почему-то документов хватило. Однако опасения остаются. Если даже за границу в Словакию умудрились отправить не то, что заявили, то посланное в Дагестан тем более вызывает сомнения.

Всемирная организация здравоохранения опубликовала отчет по итогам проверки четырех российских предприятий, на которых производится вакцина «Спутник V» («Гам-Ковид-Вак»). Из отчета следует, что к работе одного из них у организации возникли замечания. Речь идет о предприятии ОАО «Фармстандарт – Уфимский витаминный завод», расположенном в Башкирии. Опубликованный отчет организации об инспекции предприятия является предварительным, но за ним последуют итоговые выводы. Кроме того, были выявлены недостатки в том, как организованы идентификация и отслеживание истории партий произведенной вакцины и двух лекарственных компонентов, обозначенных как «Компонент I» и «Компонент II». Также был затронут вопрос с «целостностью данных и результатов испытаний микробиологического и экологического мониторинга». Вот и думайте после этого, чем же вас прививали. Поэтому не нужно удивляться тому, что после прививок люди вдруг начинают болеть. Значит, прививали им не то, на что они рассчитывали.

***

Но сейчас хотелось бы сказать и о другом. COVID-19 – теперь с нами уже навсегда. Когда победят его – появится что-то другое. Вот кто мог предположить, что вирус окажется настолько мутирующим! Сейчас есть британский штамм, есть индийский, есть бразильский. И к каждому из них нужна своя вакцина. Конечно, вакцину нужно научиться создавать и производить быстро и много. Но есть ещё один вариант поберечься – нам, как этносу, нужно менять свои социальные нормы. Если раньше, чтобы выжить, нам нужно было собираться в устойчивые сплочённые группы, то сейчас в выигрышной ситуации оказываются социофобы. Чем меньше вы контактируете с толпой, тем больше у вас шансов не заразиться какой-то инфекцией. Поэтому я призываю людей беречь себя, максимально ограничить круг своего реального общения и, конечно же, соблюдать все предписания врачей: социальная дистанция, ношение маски и мытьё рук.