Фото к тексту

Вот кто бы сомневался, что самым популярным видео последней недели станет ролик под названием «Дагестанцы кидают таксиста». Любит наш народ всякое быдло. Что чавкающий блогер, решивший сначала, что он – вирусолог, потом он же – историк; что прекрасная дива, дерущаяся с молодым человеком в торговом центре. Смотришь на просмотры и на количество подписчиков и понимаешь, что не тому меня учили в детстве. Это как же нужно деградировать, чтобы понравиться такому количеству людей!

Заур Газиев

Это первое сентября, пожалуй, самое рутинное. Нет даже намёка на то, что намечается День знаний. Мы понимаем, что мир изменился, что школа в её нынешнем виде просто не способна выполнять свою общественную функцию. И это не камень в огород дагестанского Минобрнауки. Им я могу только посочувствовать. Школа как институт нуждается в своём коренном переформатировании. И это прерогатива федерального центра, а не наша. А реформа между тем назрела и перезрела уже давно. Вот эти сотни тысяч дагестанцев, которые умиляются «дагестанцам, кинувшим таксиста», или подписавшихся на очередное быдло в Инстаграме – это всё продукт деградировавшей системы образования. И упаси Боже подумать вам, что я тоскую по советской школе. Она была хороша в своё время и в своём контексте. Оглядываясь назад, можно уверенно говорить, что она начала свой внутренний распад уже тогда, когда снимали «Доживём до понедельника», а потом она только разрушалась.

Я помню, как в начале восьмидесятых вдруг начались разговоры о школьной реформе. И тогда я завидовал тем, кто придёт в школу, наполненную новым содержанием и актуализированную под задачи времени. Зря завидовал. Никакой реформы так и не случилось. Мои дети пошли в ту же самую школу, где учителя учили по тем же учебникам и по тем же методикам, что и в моём детстве. Когда на очередном родительском собрании у кого-то из моих детей я увидел классный журнал, то совсем онемел – такой же, как в моём детстве!

Российская школа – как ловушка времени. Хорошо, хоть от парт отказались, а то всё это выглядело совсем плохо. Я, конечно, понимаю, что сейчас принято тосковать о советском прошлом, но и о чувстве меры хорошо бы не забывать. Советская школа была хороша при Советском Союзе. Сейчас она никак не отвечает требованиям времени. Ну, примерно, как сейчас выпустить на дорогу «Жигули» шестой модели. И люди, которые костерят ЕГЭ, не берут в расчёт, что к этой форме оценки знаний учащихся должна прилагаться другая система обучения, другое качество преподавания предмета. Другой вопрос, сможет ли учитель, преподававший 30 лет по одним методичкам, начать делать это по-другому? Сможет ли пожилой человек понять новое поколение, ведь иначе достучаться до учеников ему будет весьма сомнительно. И если вдруг у вас возник вопрос, а с чего я взял, что школа нуждается в новых кадрах, ещё раз напомню о том, что такое количество быдла, которое заполонило Интернет, появилось не на ровном месте. У этого есть свои вполне конкретные причины. И главные причины в качестве образования. А в сложившихся обстоятельствах оно другим быть не может!

***

Педагогика, как, впрочем, и любая другая наука, развивается и изменяется. Поэтому очевидно, что в наше время, когда всё стремительно меняет своё содержание, появились новые образовательные технологии. Именно такие, которые помогают новому поколению лучше осваивать материал. В Дагестане в этом потребность как нигде и никогда раньше. Учителя в силу своего положения должны активно знакомиться с ними и внедрять в жизнь новые методы обучения детей. Именно разнообразие методик преподавания позволяют современному учителю найти правильный подход к ребёнку. Ведь все дети индивидуальны. Лично мне ничего не известно об учителях-новаторах в Дагестане. Может, они и есть, но вне профессиональной среды их успехи неизвестны. Более того, когда смотришь на средний балл поступающих в педагогический университет, назвать этот вуз кузницей педагогов-новаторов, к сожалению, пока нельзя. Что, собственно говоря, многое объясняет, когда говорят о дефиците учительских кадров.

И здесь, в первую очередь, нужно вспомнить о зарплатах учителей.

А между тем есть огромная потребность в том, чтобы опыт педагогов-новаторов, который подкреплён хорошими результатами детей, применялся во всех школах. К сожалению, учить детей по инновационным методикам в нашей стране можно лишь в частных школах или у преподавателя-энтузиаста, который применяет новые разработки в своей работе. Нам такие случаи неизвестны. Ситуация с качеством образования в республике наглядно показывает, что по-старому преподавать уже просто невозможно! Дети все в гаджетах, их внимание можно привлечь только чем-то технологичным, инновационным. Любые новые методики обучения лучше, чем старые. Только важно, как учитель их использует, и то, как он чувствует аудиторию.

У хороших школ есть одна интересная особенность – их традиции и их внеурочная общественная жизнь. Дети не бегут из школы после уроков, как подорванные. Из года в год там ставятся школьные спектакли, устраиваются традиционные первенства, проводятся юбилеи школы, встречи с успешными выпускниками и т.д. Школа должна быть центром культурной жизни для всех детей микрорайона, в котором она находится. Сегодня такого и близко нет. Как только заканчиваются уроки в школе, она погружается в кладбищенскую тишину. Из неё как будто уходит жизнь.

И ещё одна особенность (о которой я писал чуть выше) – новые технологии в образовании.

***

И всё-таки, что изменят в традиционной школе новые образовательные технологии в ближайшие пять лет:

  1. Отомрет традиционная классно-урочная система, и каждый сможет учиться в своем темпе, по личному учебному плану, столько, сколько именно ему требуется для прохождения программы. Это значит, что сильные ученики смогут самостоятельно уходить вперед, а слабые получат больше внимания и поддержки за счет быстрой обратной связи внутри программ и освободившегося специально для них времени учителя.
  2. Автоматизируется проверка работ, проведение выпускных экзаменов, ЕГЭ.

Изменится привычная система оценивания: компьютеры уже сейчас могут автоматически проверять не только тесты, но и эссе, распознавать изображения, оценивать степень участия в коллективной работе, собирать данные об успешном решении каждого примера в течение всего обучения в школе. Поэтому не будет такого, что в конце школы учащийся проходит один большой тест, чтобы вдруг на одиннадцатом году обучения школа узнала, что около 20% учащихся не могут набрать минимум по русскому языку. Оценивание будет происходить по более сложным параметрам: личный прогресс, объем и глубина освоенного материала, оценка навыков XXI века (навыки коммуникации, коллаборации, творческого мышления, критического мышления, умения вести себя в цифровой среде).

  1. Учебник перестанет быть книгой и станет цифровой образовательной средой, в которой можно будет получать знания в виде тестов, видео, тренажеров, анимации и еще массы новых форматов, характерных для цифровых медиа, а также приобретет социальный функционал: можно будет обсудить узнанное, сравнить себя с другими, поделиться успехами с друзьями, транслировать результаты исследований и проектов во внешний мир.
  2. Родители, даже незаметно для себя, начнут активнее участвовать в образовательном процессе, получая уведомления о жизни ребенка в школе через мобильный телефон (это есть уже сейчас). Появятся образовательные приложения, которые будут формировать отчеты об успехах ребенка, давать методические рекомендации о том, как именно родитель может помочь своему ребенку усвоить конкретную тему: куда сходить, что посмотреть-почитать, о чем рассказать и как увлечь.
  3. Будет существовать оперативная обратная связь, которой раньше в обучении не было. Раньше было так: ты сдаешь работу и получаешь результат через неделю, а за это время вы уже прошли новую тему; и если ты получил по работе тройку, то к старой теме никто не возвращается, и непонятный вопрос так и остается. В интернете многие вещи автоматизируются, и ты получаешь мгновенную обратную связь, сразу узнаешь, где ошибся, сразу можешь исправить ошибку.
  4. Новые образовательные методики позволят создавать контент из множества разных кусочков, собирая его под себя. В науке сейчас становится все более важной междисциплинарность, и сегодня можно делать курсы именно на стыке дисциплин – взять кусочек из биологии, химии и программирования и собрать свой курс, что раньше было сделать невозможно.

***

Ну, а теперь вопрос на засыпку: насколько готовы учителя и родители к тому, что всё поменяется? Сомневаюсь, что готовы. Когда я слушаю диалоги из родительски чатов, такое чувство, что дети там грамотнее родителей, и, возможно, воспитаны лучше, потому что хуже уже кажется быть не может. Адаптивное обучение, геймификация образования, смешанное (гибридное) обучение, технология больших данных – всё это ближайшее будущее образования. Но это никак не коррелируется с ситуацией в сегодняшней школе. И это понятно. Просто зайдите в самые популярные инстаграм-паблики в Дагестане, почитайте комментарии – и всё станет понятно. Десятилетия деградирующего образования создали мир дагестанского быдла.

Когда я заканчивал написание этого текста, по социальным сетям пошел следующий ролик, где быдло по имени Мурад уже во второй раз кинул таксиста… Ну, а толпа дагов пишет шутливые и восторженные комменты…

Их уже не спасти – Дагестану нужно новое поколение людей…