Фото к тексту_www.015.by

Председатель российского правительства Михаил Мишустин, который из-за спецоперации в Украине ушёл в тень, на днях подписал Постановление, согласно которому, оценка эффективности глав регионов будет проводиться по новым критериям и оценкам. Всего оценка эффективности глав регионов включает 38 методик: 19 – для расчета показателей за предыдущий год, ещё 19 – для установления целевых значений на будущее. Это как раз тот случай, когда обмануть или замылить очки будет сложно. В качестве критериев выдвигаются цифры статистики.

Магомедтагир Муртазалиев

В общем, в который раз мы убеждаемся, что Россия – страна вертикальная. Хоть на карте мира и вытянута по горизонтали. Понятное дело, что новые обстоятельства требуют новых критериев оценки эффективности губернаторов и региональных органов власти. Как сообщается на сайте Правительства РФ 5 июня, постановление об этом утвердил премьер-министр страны Михаил Мишустин. В общей сложности поменялись шесть методик расчета эффективности. А конкретно речь идёт о следующем: в методике «Качество окружающей среды» повышены требования к работе с отходами; если раньше в методике «Цифровая зрелость» устанавливался единый для всех регионов уровень охвата государственных органов цифровыми технологиями, то теперь этот уровень будет устанавливаться для каждого субъекта в отдельности.

Напомню, что речь идёт об изменениях в шести методиках расчёта эффективности. Среди них – «Качество городской среды», «Качество окружающей среды», «Цифровая зрелость». Планируется также, что обновленные показатели будут отражать успехи региональных властей в достижении национальных целей развития, утвержденных Президентом Российской Федерации. Регионы, показавшие лучшие результаты, смогут рассчитывать на дополнительные дотации. В общей сложности оценка эффективности глав регионов включает 38 методик: 19 – для расчета показателей за предыдущий год, еще 19 – для установления целевых значений на будущее. В том числе ожидаемая продолжительность жизни, темпы роста реальных зарплат, качество образования, объемы жилищного строительства, экологическое благополучие региона и так далее.

***

В первом квартале этого года преподаватели школ в Дагестане в среднем получали 31,6 тыс. рублей. Это на 28,9% больше средней зарплаты в республике, следует из данных Росстата, которые изучил «Кавказ Пост». Данные о зарплатах педагогов работники статистики дают без учета выплаты за классное руководство. В остальных регионах Северо-Кавказского федерального округа средняя зарплата учителей практически равна средней по субъекту. Так, по данным Росстата, в первом квартале 2022 года в Ставропольском крае школьные преподаватели в среднем зарабатывали 29,7 тыс. рублей в месяц, в Северной Осетии – 26,7 тыс. рублей, в Чечне – 26,2 тыс. рублей, в Кабардино-Балкарии – 25,8 тыс. рублей, в Ингушетии – 24,6 тыс. рублей, в Карачаево-Черкесии – 24,6 тыс. рублей. При этом нужно отметить, что по данным статистики, в Карачаево-Черкесской республике у учителей самая низкая зарплата в России. В большинстве же регионов страны зарплата учителей – 30-40 тысяч рублей и выше. Лидерами из-за соответствующих надбавок традиционно являются северные регионы: Чукотка (111,5 тыс. в месяц), Ямал (102 тысячи рублей), Сахалинская область (95,4 тыс. рублей). В Москве педагоги в школах в первом квартале 2022 года зарабатывали 99,6 тыс. рублей в месяц, в Петербурге – 64,7 тыс. рублей. Средняя зарплата по стране – 45,7 тыс. рублей.

***

Ингушетия возглавила рейтинг регионов России, где жители тратили на продукты питания больше всего из своих доходов. Как сообщает Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА), доля расходов на питание в республике составляла 58,6%. При этом Ингушетия также заняла первое место в России по доле работников с зарплатой ниже трех прожиточных минимумов. Их доля составляла 80,6%. Второе место по расходам жителей на питание занял Дагестан. Там на продукты уходило 54,6% дохода жителей. При этом у 75,4% граждан доходы были меньше трех прожиточных минимумов – это третье место по России. На третьем месте по расходам на питание оказалась Чукотка (48,3%), но там доходы жителей достаточно высоки. В пятерку по расходам на еду попали также Смоленская область (47,8%) и Кабардино-Балкария (45%). Заметим, Кабардино-Балкарская Республика при этом занимает второе место среди регионов с самой высокой долей работников, получающих ниже трех прожиточных минимумов, там их 77,4%. Меньше всех на продукты питания тратят в Ханты-Мансийском округе (24% доходов), Москве (25%), Подмосковье (25%), Татарстане (26%) и Мурманской области (26%). При этом в целом, по данным АКРА, с 2004 по 2018 года доля расходов на питание в России снизилась с 42,9% до 33,1%.

Добавим, что помимо Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Дагестана, в число регионов с самой высокой долей работников с доходами ниже трех прожиточных минимумов вошли Псковская область (74,7%) и Чечня (74,4%). В первую пятерку субъектов Российской Федерации с самой низкой долей работников, получающих ниже трех прожиточных минимумов, входят Санкт-Петербург (23,9%), Ямало-Ненецкий автономный округ (23,9%), Сахалинская область (27,4%), Ленинградская область (29,9%) и Ханты-Мансийский автономный округ (30,6%).

***

Самые маленькие пенсии получают жители Дагестана (12 411 рублей), Кабардино-Балкарской Республики (12 473 рубля) и Калмыкии (13 350 рублей). Средний размер пенсии в России составил 15 698 рублей.

***

Все российские вузы исключили из Болонской системы образования. Об этом заявил заместитель главы Министерства образования и науки Дмитрий Афанасьев во время расширенного заседания комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «Вопросы развития системы высшего образования в Российской Федерации в современных условиях». «11 апреля Болонская группа объявила решение прекратить представительство России и Республики Беларусь во всех структурах Болонского процесса», – объяснил Афанасьев. Он отметил, что после подписания глав учебных заведений под обращением Российского союза ректоров о поддержке специальной операции на Украине фактически произошло исключение образовательных организаций страны из Болонского процесса.

Ранее глава Минобрнауки России Валерий Фальков заявил, что отказ от Болонской системы образования обусловлен новыми условиями, в которых оказалась страна, а также тем, что ее внедрение не привело к достижению определенных целей, касающихся качества образования. Он добавил, что введение бакалавриата и магистратуры не улучшило уровень подготовки выпускников.

***

Напомним, что Россия присоединилась к Болонской системе 19 сентября 2003 года. Система представляет собой процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Его приняли 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация. Программы по подготовке бакалавров стали появляться в России еще в 1990-х годах, но повсеместно такое разделение стало основным с 2011 года: за день до Нового года вступили в силу новые федеральные образовательные стандарты. В середине марта председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин заявил, что России нужно выйти из Болонского образовательного процесса и вернуться к классическому формату специалитета и аспирантуры. По его мнению, присоединение России к Болонскому процессу не оправдало возлагаемых на него надежд и привело к утрате важнейших достоинств системы классического российского и советского образования.

Аналогичное мнение высказал ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. По его словам, не свойственные для России системы образования, в том числе Болонская, способствовали снижению качества образования в стране. «К сожалению, в 1990-х мы начали копировать многое, что нам не свойственно, Болонскую систему и многие другие системы, чем существенно понизили качество образования», – сказал он, добавив, что сейчас университеты выступают за возвращение этой «фундаментальности».

***

Декан факультета международной журналистики МГИМО Ярослав Скворцов в понедельник, 6 июня, прокомментировал исключение России из Болонского процесса.

По словам специалиста, российские вузы на протяжении последних 20-30 лет интегрировались в мировой образовательный процесс, во время которого страна не только заимствовала что-то из мировых академических традиций, но и интегрировала в них что-то свое. При этом Болонская система не стала частью академической жизни в России, хотя на эту систему и ориентировались. «Мне кажется, что в нынешней ситуации необходимо подобрать ту модель образования, которая удобна и отвечает запросам рынка, науки и экономики. Нужно делать то, что требуется стране, студентам и академическому сообществу», – заключил Скворцов.

Напомним, что ранее в этот день замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев заявил, что все российские вузы были исключены из Болонского процесса по решению Болонской группы. По его словам, решение было принято в результате того, что ректоры и руководители образовательных организаций подписались под обращением Российского союза ректоров о поддержке президента РФ Владимира Путина в связи со специальной операцией по защите Донбасса.

В свою очередь, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков объяснил, что отказ от Болонской системы в России не будет означать отказ от бакалавриата и магистратуры. Он пояснил, что, во-первых, выпускники школ «симпатизируют этим форматам образования», во-вторых, многие россияне получили степень бакалавра и без степени магистра не смогут двигаться дальше из-за квалификационных требований к должностям. В-третьих, указал Фальков, система стала привычной и для иностранных студентов в России. По его словам, будущее – за уникальным сочетанием специалитета, бакалавриата и магистратуры.