Фото к тексту_www.caricatura.ru

13 января в нашей стране по традиции отмечается День российской печати. Через свой Telegram-канал нас с этим событием поздравил и глава республики. При всём уважении, но в День полиции – он лично идёт к полицейским, а мы получается так… обслуга, которой даже можно не платить – оклад работающего журналиста на 1 тысячу рублей больше, нежели размер МРОТа. Нам не дают квартиры, нас не осыпают наградами, и в наши юбилеи не собирают залы в Русском театре, более того, реально работающий человек едва сводит концы с концами. И это при всём том, что в любом государстве именно журналисты отвечают за информационные потоки. Поэтому, наверное, как нам платят, такова у нас и современная журналистика.

Заур Газиев

Я много лет отдал этой профессии, придя в неё 32 года назад – в далёком 1991 году. Я видел её расцвет, увидел её закат, мучительную гибель и перерождение. И никогда прежде являться журналистом не было настолько унизительно и невыгодно. Человек, не способный связать текст в более чем четыре предложения, заводит Telegram-канал, и, собирая все мыслимые и немыслимые слухи, получает гранты и почести. При этом у данного существа нет ни талантов, ни совести, ни убеждений – просто человек-функция. И я говорю не о ком-то конкретном – это просто собирательный образ. Но люди, которые имеют талант и ориентируются в том, что такое Добро и Зло, люди, которые заботятся о последствиях того, что они делают, просто не имеют шансов на выживание в этой профессии, и, как следствие, уходят в иные сферы. И остаётся «Нетипичная Махачкала», «Голос Дагестана» в лучшем случае. О других информационных помойках, упоминать даже противно. Каждый раз, случайно натыкаясь на них, хочется пойти и вымыть руки с мылом. И когда вдруг время от времени поднимаются информационные цунами типа того, что случилось в прошлом году по поводу поправок к Конституции Дагестана, они удивляются – с чего это! А с того, что, когда вы оставляете информационку на откуп быдлу, которое даже пишет с грамматическими ошибками, не ждите ответственного отношения к тому, что они делают.

Плохо образованным людям не свойственна рефлексия или понимание причинно-следственных связей, у них нет внутренних ограничителей, типа совести, – это другая вселенная, с другими ценностями. Наши власти кажется вообще не знают, что талантам надо помогать, а бездарности пробьются и сами. Государство, которое связало нас по рукам и ногам, кодифицировало всё на свете, и ведёт себя так, как будто оно нам ничего не должно. И это вызывает вполне конкретные чувства. Только не подумайте, что это стокгольмский синдром. В результате, вы получаете ещё одну дугу ненависти одной социальной группы к другой. Только на этот раз вас ненавидят люди, умеющие грамотно излагать свои мысли и готовые отстаивать свою точку зрения. А ещё эти люди пишут документ времени, и в далёком будущем о нынешних властях будут судить по тому, что пишу я и пишут мои коллеги. Если властям, конечно, не наплевать на то, какими они останутся в истории.

***

И вот мы читаем новость о том, что генеральный директор РГВК «Дагестан» Камила Гамзатова попросила председателя Правительства Дагестана Абдулмуслима Абдулмуслимова увеличить журналистам заработную плату. Премьер-министр ответил, что проработает этот вопрос. И чуть позже этот прекрасный человек поручил руководителю Агентства информации и печати Дагестана внести предложение по увеличению заработной платы журналистов.

«Такое поручение было озвучено председателем Правительства РД на встрече с коллективом ведомства после выступления директора РГВК «Дагестан» Камилы Гамзатовой. В своей речи она рассказала о сложностях, с которыми сталкиваются редакции и рядовые журналисты, а также отметила низкий уровень заработной платы при большой нагрузке.

«Мы на самом деле понимаем, где нам надо улучшать работу, но при этом хочу, чтобы вы знали, что сейчас журналисты дагестанских средств массовой информации, в том числе и телевидения, работают даже не на пределе своих возможностей, а за пределами. Дело в том, что за последние два года, учитывая складывающуюся обстановку, у нас кратно увеличилась работа. То, что мы хотим делать качественно и обдуманно, мы сейчас делаем «на бегу», потому что просто не успеваем сесть и всё обдумать. Но, при этом, мы тоже делаем хорошие материалы и стараемся. Думаю, коллеги согласятся, если Правительство Республики Дагестан рассмотрит вопрос об увеличении заработной платы журналистов», – сказала она.

Выслушав Камилу Гамзатову, председатель Правительства РД Абдулмуслим Абдулмуслимов дал поручение руководителю Агентства Абдуразаку Джамалутдинову внести предложение по увеличению заработной платы журналистов, после чего этот вопрос будет проработан с учетом возможностей республиканского бюджета», – читаем мы в Telegram-канале регионального Правительства.

А ничего, что в этом бюджете каждый год не осваиваются и остаются не реализованными от 10 до 20 миллиардов рублей? Я понимаю, что это деньги из ФЦП, но они ведь есть. А журналистам нужно покупать хлеб, чай и воду уже сегодня.

***

Проблема сегодняшнего телевидения даже не столько в оборудовании, сколько в отсутствии достойной оплаты специалистам. Я, конечно, понимаю, что дагестанским властям это безразлично, но за последнее время у меня трое человек уехало на работу в Москву. А между тем я их учил профессии с нуля. Я давал им возможность для самореализации, но государственная зарплата не оставила нам ни единого шанса выжить в Дагестане. И речь сейчас не идёт о какой-то роскошной жизни – мы говорим о банальной бедности. Человек, который делал 8-10 передач в месяц, получал 21 тысячу рублей и на вторую работу времени у него просто не оставалось. Люди, которые делают по 4-5 передач в месяц получают по 15-16 тысяч рублей при прожиточном минимуме для работающего человека 14 258 рублей. Как вы думаете, когда этот человек приходит с работы и уходит в социальные сети, какие комментарии он там оставляет? А прибавьте к этому то, что этот человек умеет писать, умеет чётко выражать свои мысли, прекрасно знает имена тех, кто оказался равнодушен к его судьбе.

Телевидение – это очень сложный и дорогостоящий процесс. Но прекрасные московские специалисты сюда работать не приедут. Никто здесь им не предложит зарплату от 100 тысяч рублей. Поэтому мы учим своих. На экран выходит один из семи работников телевидения – остальные это операторы, режиссёры-постановщики, режиссёры монтажа, 3D-графические дизайнеры, звуковики, световики и т.д. Большинство из них овладевало профессией на самом РГВК. В результате операторы уходят в свадебную индустрию – остальные сбегают в Москву.

Вопрос, с кем нам работать, так и остаётся открытым, потому что человек с телегеничной внешностью, с приличной речью, с навыками коммуникации, трудолюбивый – не будет терпеть такую оценку его труда. Плюс к этому до последнего времени регулярно происходили урезания бюджета телекомпании. В этих условиях мы и так понизили планку требований к тем, кого берём на работу, потому что иначе мы никого не найдём. Сегодня у людей, которые хотят быть в центре внимания, есть много возможностей реализовать такую потребность. Социальные сети и продвинутые смартфоны дают для этого все возможности. Ну а если учесть, что огромная часть торговли ушла в Интернет, заработать, не приходя на государственный канал, вполне есть возможность. Поднятие зарплат – это, скорее, акт спасения национального телевидения, нежели предоставление возможности кому-то жировать. В конце концов, есть огромная работа по сохранению культурного наследия, которая делается редакцией художественного вещания РГВК. Есть многочисленные общественно-политические проекты. Есть национальное вещание. Выбросить людей, которые занимаются этой работой в нищету, было бы самым не правильным решением. Это всё равно, что топить печку антикварной мебелью.

***

Нельзя быть иванами, не помнящими родства. Это тонкая культурная прослойка интеллигенции и интеллектуальной молодёжи, которая нуждается в поддержке государства. И очень жаль, что со стороны республиканских властей пока демонстрируется такое пренебрежительное отношение к профессии журналиста и вообще к работникам интеллектуального труда. Я много раз писал о том, что расценки у нас не поднимались с 2009 года! При этом, рубль обесценился как минимум раза в два. Ну а цены на основные продукты питания взлетели не в два раза, а гораздо больше. С одной стороны – инфляция, с другой стороны – туристы, из-за которых цены взлетели на всё и вся.

И ещё раз – речь не идёт о том, чтобы на эти деньги жировать, речь идёт о том, чтобы сохранить профессию. Ведь когда будут изгнаны умные и порядочные, им на смену придут тупые и беспринципные, которые будут учить ваших детей совсем другим вещам.